Русская «тройка»
Шесть перспективных участков углеводородов на севере Иркутской области могут найти хозяина в начале следующего года. Площади с общими прогнозными ресурсами до 248 млн. тонн нефти и 327 млрд. кубометров газа уже выставлялись на тендер, однако так и не нашли покупателей. На этот раз государство по-прежнему не уверено, что в условиях падения цен на сырьё удастся выгодно продать участки. Но аналитики полагают, что, несмотря на кризис, интерес к объектам проявит хотя бы тройка лидеров отрасли – ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Газпромнефть».
Управление Федерального агентства по недропользованию по Иркутской области (Иркутскнедра) намерено провести аукционы 26 февраля. Вероятно, сбор заявок участников начнётся ещё до конца года, отметил руководитель Иркутскнедра Владимир Назарьев. На продажу планируется выставить лицензии на шесть перспективных площадей углеводородов. Они расположены на территориях Катангского, Киренского и Усть-Кутского районов Иркутской области. Прогнозные ресурсы Водораздельного участка оцениваются в 46,6 млн. тонн нефти и 63,1 млрд. кубов газа, Восточно-Тэтэрского – в 48,1 млн. тонн нефти и 59,2 млрд. кубов газа, Ичерского – в 27,9 млн. тонн и 53,8 млрд. кубов соответственно, Кийского – в 31,9 млн. тонн и 33,8 млрд. кубов, Средненепского – в 41,8 млн. тонн и 46,8 млрд. кубов. На участке с наибольшими прогнозными ресурсами – Ромашихинском – находится предположительно 51,9 млн. тонн нефти и 70,3 млрд. кубометров газа. Стартовая цена площадей варьируется от 100 до 240 млн. рублей. Сбор за участие – 250 тыс. рублей с претендента.
Перечисленные участки уже выставлялись на продажу, но тогда на них не нашлось претендентов, сообщил Владимир Назарьев. «Сейчас недропользователи снова интересуются объектами, но вы же знаете сегодняшнюю ситуацию», – сказал он. Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал» отметил, что большинство недропользователей снижают инвестиции именно за счёт геологоразведки, бурения поисковых скважин и покупки лицензий на новые участки. Кроме того, по словам аналитика ИГ «Капитал» Виталия Крюкова, привлекательность объектов в Восточной Сибири в целом упала: условия добычи здесь тяжёлые, а себестоимость сырья высокая. Так, например, расходы на бурение скважины в Восточной Сибири составляют порядка 4-5 млн. долларов, а в Западной – 1,5-2 млн. долларов.
Аналитики не исключают, что площади в Иркутской области заинтересуют недропользователей в связи с близостью к магистральному трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), окончание строительства первой очереди которого ожидается в конце 2009 года. Среди претендентов могут оказаться ОАО «Сургутнефтегаз» (СНГ), ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромнефть», считает Дмитрий Лютягин. «У СНГ есть кэш на счетах – около 22 млрд. долларов, у Роснефти – влияние государства, у Газпромнефти – помощь Газпрома», – сказал эксперт. Причём Роснефть уже заявила, что не будет сокращать инвестпрограмму на следующий год. Как полагает аналитик ФГ БКС Екатерина Кравченко, с учётом месторасположения участков (север Иркутской области, где СНГ и Роснефть уже владеют тремя и пятью лицензиями соответственно. – «Конкурент») на нынешние лоты могут претендовать обе нефтегазовые компании. Хотя, по её мнению, шансов у СНГ больше. «Сургут» покупает участки не в спекулятивных целях, а с расчётом на эффективную добычу. «Он заинтересован в близости участков и наличии инфраструктуры, – отметила аналитик. – У Роснефти дела обстоят сложнее: из нефтегазовых компаний у неё самая большая стоимость долгов по отношению к прибыли. К тому же с покупки ЮКОСа Роснефть до сих пор не структурировала активы, поэтому вряд ли будет покупать что-то новое». Тем не менее Кравченко не исключает, что в связи с ориентацией на поставки в Юго-Восточную Азию госкорпорация решится на приобретение участков вблизи ВСТО.
Цена вопроса, по прогнозу Лютягина, может составить в нынешних условиях 350–400 млн. рублей за участок. «Это в случае, если компании не договорятся, чтобы не поднимать цену, – отметил аналитик. – До кризиса площади, вероятно, стоили бы в районе 800 млн. рублей». Однако, по словам Екатерины Кравченко, колебания цены нефти во фьючерсах и долгосрочных контрактах – от 60 до 140 долларов за баррель и обратно – не отразятся на стоимости права пользования недрами. «В России не было и нет рынка участков. Проведение аукционов и конкурсов зависит от договорённостей с компаниями и административного ресурса, поэтому цена лицензий не очень зависит от рыночных условий», – считает она. Аналитики полагают, что стоимость нефтегазовых площадей может снизиться сейчас разве что из-за сокращения спекулятивного капитала – вряд ли на аукционах появятся «тёмные лошадки», которые взвинтят стартовый платёж.