Цены без пределов
Стоимость бензина в Иркутске остаётся одной из самых высоких в России
Цены на бензин в Иркутске на неделе опять оказались в центре внимания. Согласно мониторингу компании «Ритейл Аудит», проводимому каждую неделю в восьми российских городах, самым дорогостоящим оказался бензин в Иркутске. При том, что за неделю он стал на 2% дешевле. Стоимость АИ-95 составила 29,81 рубля, минимальная цена дизельного топлива – 25,8 рубля. Опрошенные «Конкурентом» аналитики не видят объективных причин для такой стоимости топлива в областном центре. По их мнению, причиной этой ситуации является монополизация рынка, возможный сговор розничных продавцов, а также характерные для всего рынка факторы. Делая прогнозы на будущее, они отмечают, что многое зависит от действий ФАС.
Мониторинг цен на бензин и дизельное топливо в восьми российских городах «Ритейл Аудит» опубликовал 18 ноября. Несмотря на то что в течение недели наблюдалось снижение цен на все виды горючего, российские автолюбители пока могут только позавидовать отрицательной динамике цен на украинском розничном топливном рынке, где снижение цен относительно начала сентября 2008 года составило в среднем 5–7 рублей за литр. В городах России удешевление составило в среднем 1,5 рубля относительно того же периода.
По данным компании, с 11 по 18 ноября на 1,5% снизились цены в городах Москве и Новосибирске. В Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Иркутске снижение средней цены составило 2%. Во Владивостоке цены упали на 2,5-3% за 7 дней. В Казани они остались без изменения. Самый дешёвый бензин сейчас в Новосибирске – литр АИ-92 стоит 19. Самый дорогостоящий — в Иркутске, где АИ-95 стоит 29,81 рубля, а дизельное топливо — 25,8 рубля. Несмотря на то что «Ритейл Аудит» сравнивает цены на бензины с разным актановым числом в Новосибирске и Иркутске, стоимость АИ-92 в областном центре довольно высока. По сообщению информагентств, на некоторых АЗС он стоит от 24 рублей 40 копеек до 25 рублей 90 копеек. Минимальная зафиксированная цена АИ-92 – 22 рубля 90 копеек.
По словам аналитика БКС Александра Воронова, снижение цен на бензин – общемировая тенденция. В России она связана с повышением пошлин на экспорт нефтепродуктов, поэтому компаниям сейчас выгоднее продавать их на внутренний рынок. Свою лепту в снижение цен внесли и разбирательства, инициированные ФАС после резкого снижения цен на нефть. Однако российский рынок бензина не очень адаптивен к снижению цен на «чёрное золото».
Виталий Крюков из ИГ «Капитал» знает, что в структуре цены одного литра бензина в России 50% приходится на налоги, в том числе 16% – на НДПИ. Снижение цены нефти в два раза автоматически должно было привести к тому, что стоимость литра бензина должна была снизиться на 2 рубля. Однако этого не произошло. «Нас кормят «процентиками», — констатировал Александр Воронов. По данным Иркутскстата, в октябре среднепотребительские цены на бензин АИ-92 в Иркутске составили 26,61 рубля, что на 1 рубль 31 копейку меньше, чем в сентябре. Кроме того, Виталий Крюков предположил, что маржа у продавцов бензина в областном центре выше общероссийского уровня в 23–25%.
Опрошенные «Конкурентом» эксперты не видят объективных причин для сложившейся на региональном рынке ситуации. По словам Александра Воронова, для областного центра характерна монополизация: «Есть один крупный игрок, который диктует свои условия». Вячеслав Буньков из «АТОНа» не исключил, что в регионе существует ценовой сговор.
Прогнозы аналитиков относительно будущих цен на бензин довольно осторожны. Виталий Крюков сомневается в том, что они начнут стремительно снижаться вслед за нефтью. Однако многое в данном случае зависит от активности ФАС: «Цены на бензин должны были снизиться уже в июле, этого не произошло, значит, может стать причиной для более пристального внимания со стороны контролирующих органов». Вячеслав Буньков полагает, что реакции со стороны ФАС, возможно, придётся подождать какое-то время. «Такие вещи так сразу не происходят, — констатирует он. – Дисбаланс наверняка будет замечен». Однако когда это произойдёт, сказать затруднился.