Вызов клещевому энцефалиту
В этом году в клинику профилактики клещевых инфекций, развёрнутую в Иркутске на базе академического Института эпидемиологии и микробиологии, обратились за помощью 6 000 пациентов. Всего же в Приангарье в текущем году почти 20 тысяч человек пострадали от укусов клещей.
Носители вируса грозного инфекционного заболевания, поражающего нервную систему и подчас приводящего к летальному исходу, приспосабливаются к изменению климата – потепление явно идёт им во благо. Клещи «просыпаются» ранней весной и до глубокой осени не утрачивают своей агрессивности по отношению к людям. Изменился не только «режим», но и «география» их «военных действий» против людей. Эти кровососущие одинаково комфортно чувствуют себя в тайге, в сельской местности и в скверах сибирских городов. Иркутская область всегда была в зоне риска заболеваемости клещевым энцефалитом. Почти все районы Приангарья эндемичны по этой тяжкой хвори. Поэтому совсем не случайно научно-практическая конференция, тема которой сформулирована как «Современная ситуация и перспективы борьбы с клещевыми инфекциями», была проведена в Иркутске.
Этот форум, собравший ведущих иммунологов, эпидемиологов, инфекционистов Сибирского федерального округа, обратил внимание на новые подходы к профилактике клещевого энцефалита. Корреспонденту «Восточно-Сибирской правды» о них в эксклюзивном интервью рассказал академик РАМН, профессор Владимир Злобин, возглавляющий сегодня лабораторию иммунологии в Институте вирусологии имени Ивановского в Москве.
– Смысл новых правил, определяющих более эффективные подходы к профилактике клещевых инфекций, и в частности клещевого энцефалита, – сказал Владимир Злобин, – заключается в признании того факта, что основной группой риска является всё население эндемичного района. Казалось, ещё недавно, говоря о клещевом энцефалите или других инфекциях, вызываемых нападением этих кровососущих, мы как о возможных пострадавших говорили лишь о геологах, сельских тружениках, строителях, осваивающих новые территории. Практика показала: клещевой энцефалит не признаёт разграничений своих будущих жертв ни по роду занятий, ни по месту жительства. Горожане оказались в таком же «замкнутом пространстве», в котором «правят бал» клещи, как и все остальные жители нашего региона.
– Каков же выход, Владимир Игоревич? Признать поражение и капитулировать перед опасной инфекцией?
– Ни в коем случае! В том-то и суть изменившихся требований к профилактике клещевого энцефалита, утверждённых главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, что сегодня на порядок нужно увеличить число вакцинируемых против этой инфекции. В идеале подавляющее большинство сибиряков – жителей Иркутской области (мы ведь сейчас ведём речь конкретно о Восточной Сибири, в частности, о вашем регионе) должны в конце концов получить иммунитет против клещевого энцефалита.
– Подавляющее большинство – определение очень расплывчатое.
– Если хотите более конкретно, то это 95% от всей численности населения Иркутской области. Такую цифру трудно реализовать одномоментно, но идти к ней необходимо. Только при таком условии может быть достигнуто относительное благополучие. 95% от общего числа всех живущих в эндемичных районах – оптимальное «счастливое» число не только по отношению к клещевому энцефалиту, но и к целому ряду других опасных вирусных инфекций, в том числе к полиемиелиту.
– В таком случае вакцинация против клещевого энцефалита должна быть предусмотрена отдельной строкой в национальном календаре прививок.
– Нет, в национальный календарь вакцинация против клещевого энцефалита не входит: в России далеко не все регионы относятся к рисковым. Но что касается Дальнего Востока, Восточной Сибири, Урала, многих областей Центральной России, то для населения этих территорий актуальность вакцинации против клещевых инфекций становится всё более острой. Ежегодно потребность российского здравоохранения в противоэнцефалитной вакцине составляет 5-6 миллионов доз.
– Итак, единственная защита от клещевых инфекций, в частности от клещевого энцефалита, — вакцинация. Но тут же в повестку дня встаёт вопрос: способна ли наша промышленность обеспечить всё возрастающую потребность в противоэнцефалитной вакцине? Не окажемся ли мы в ситуации, при которой аптеки предлагают только импортные средства? Да и, что греха таить, так уж сложилось: у наших земляков доверия к иноземным лекарственным средствам, в том числе и к профилактическим, больше, чем к отечественным…
– Ну, по поводу традиций. Настало время их ломать. В нашем арсенале сегодня есть две отечественные очень качественные высокоиммуногенные вакцины. Одна из них выпускается в столице на предприятии при Институте полиемиелита и вирусного энцефалита. Её так и называют – «Московская». Вторая вакцина, не уступающая качеством импортным, производится на предприятии «Вирион» у ваших соседей – в Томске. Она называется «ЭнцеВир», и о ней я бы хотел рассказать подробнее.
Томичи на протяжении многих лет совершенствуют качество своей продукции, и, в отличие от импортных, их вакцина создаётся на основе именно восточного штамма вируса 205, а потому защищает от наиболее тяжёлых форм энцефалита. «ЭнцеВир» отличается высокой степенью очистки, отсутствием ограничений на применение в особо опасный инфекционный период. «ЭнцеВир» соответствует всем современным требованиям Всемирной организации здравоохранения, и у неё единый режим дозирования для всех возрастных групп населения, начиная с трёхлетнего возраста. При этом по цене отечественная вакцина вполне доступна; во всяком случае, она не дороже импортных аналогов.
Наконец, ещё одна важная деталь: с нынешней осени «ЭнцеВир» выпускается в индивидуальных стерильных шприцах, что полностью исключает возможность неправильной дозировки. Разработчик «ЭнцеВира» доктор биологических наук Игорь Викторович Красильников, рассказывая о своём детище, говорит, что защитный эффект его вакцины начинает ощущаться уже через две недели после первого её введения в организм, и даже если человек заболел на этом этапе, болезнь будет протекать в ослабленной форме.
– Но лично я, – закончил своё интервью академик Владимир Злобин, – рекомендую лучше подумать о вакцинации за несколько месяцев до начала клещевого сезона. Если хотите более конкретно, то первую прививку против клещевого энцефалита нужно сделать сейчас. Чтобы организм уже начал вырабатывать иммунитет.
Успешно прошедшая в Иркутске научно-практическая конференция по профилактике клещевых инфекций открыла перед практическим здравоохранением новые перспективы борьбы с коварными, калечащими людские судьбы недугами.