Игорь Иванов: «Главное – не снижать обороты»
В последней декаде ноября в Иркутске состоятся два крупных мероприятия, посвящённых профилактике социально-негативных явлений среди молодёжи. Это областная научно-практическая конференция «Наркомания – реальная угроза безопасности России» и семинар-тренинг по разработке современных программ профилактики употребления психоактивных веществ среди молодёжи, который проводит Региональное представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Белоруссии. Они послужили поводом для разговора о проблеме наркомании с заместителем министра по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области Игорем Ивановым.
– Игорь Владимирович, расскажите подробнее, что за мероприятия грядут и в чём их особенность?
– Областную конференцию, которая состоится 20-21 ноября, мы расцениваем как площадку для подведения итогов работы за 2008 год. Надеемся услышать, что получилось, что не получилось, и вместе со специалистами построить план на будущий год. На сегодня подготовлены секции, доклады, определена тематика. Мы надеемся на конструктивный диалог.
Следом состоится ещё одно крупное мероприятие, уже федерального уровня. Это семинары-тренинги, организованные Региональным представительством Управления ООН. Семинары, посвящённые проблеме разработки современных программ профилактики наркомании и формирования жизненных навыков для уязвимых групп молодёжи. Не так давно в Москве проходила конференция, на которой обсуждался опыт регионов по борьбе с наркоманией. Там был представлен и опыт Иркутской области по реализации нашей программы и тех усилий, которые предпринимаются в регионе.
После этого на нас вышло Региональное представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Белоруссии. Международные эксперты отметили, что опыт у нас накоплен солидный, а главное – системный. В нашей программе достаточно чётко и внятно прописаны индикаторы и критерии эффективности профилактических мероприятий. Это особенность, которая была отмечена на федеральном уровне. Мы понимаем, как это можно оценить с экономической и социальной точек зрения и какими критериями можно пользоваться, которые, кстати, были взяты за основу при разработке программ в других регионах, например, в Ленин-градской и Московской областях.
В 2007 году областная государственная социальная программа «Комплексные меры профилактики наркомании» победила в федеральном конкурсе «Голос сердца» и получила федеральную премию в размере 8 млн. рублей. Это очень неплохо, если учитывать, что годовая программа стоит 13,8 млн. рублей. Федеральное поощрение мы решили направить в территории, поэтому предусмотрели средства и провели конкурс муниципальных антинаркотических программ.
– Игорь Владимирович, тема профилактики наркомании среди молодёжи региона по-прежнему остаётся одной из наиболее острых, и критики в адрес региональных властей со временем не становится меньше. Как складывается сегодня ситуация с профилактикой наркомании, алкоголизма и других зависимостей в Иркутской области? Что изменилось по сравнению с предыдущим периодом, какие проблемы наиболее актуальны?
– В качестве проблемы мы рассматриваем не только наркоманию. Согласно статистике, около 60% молодых людей 14–16 лет курят или пробовали курить. Что особенно печально, больше половины от этого числа – девочки. На селе и в отдалённых северных территориях самая острая проблема – даже не наркомания, а алкоголизация населения. Это просто бич села.
Ситуация с наркоманией в последнее время меняется. С одной стороны, у молодёжи появляется твёрдая установка на здоровый образ жизни, в том числе полное неприятие наркотиков. Это подтверждают исследования. Если в 2006 году около 65% опрошенных молодых людей допускали для себя возможность «один раз попробовать, если предложат», то на сегодня 89% категорически отвергают такую возможность. Но есть и негативные тенденции. Возраст ребят, употребляющих психоактивные вещества, снижается. Если раньше мы говорили, что пробовать наркотики начинают в 15-16 лет, то сегодня – в 12–14 лет. К примеру, меньше людей стали употреблять такие «тяжёлые» наркотики, как героин. Однако увеличивается группа молодых людей, употребляющих синтетические наркотики.
Говоря о профилактике, мы, конечно, должны учитывать все вышеперечисленные факторы. Сегодня у региональной власти сложилась достаточно эффективная модель взаимоотношений с муниципалитетами, федеральными силовыми органами и общественными организациями.
– В чём проявляется эта эффективность?
– Мы прекрасно понимаем, что силами одной только областной власти проблему не решить. Проблема рождается в конкретном городе, конкретном доме. Только выстраивая чёткое взаимодействие «область – муниципалитет» можно дойти до каждого человека. В 2007 году во всех территориях области были разработаны муниципальные программы по профилактике наркомании. Сейчас они находятся на этапе реализации. Это огромный шаг. Недавно к нам присоединился Усть-Ордынский Бурятский округ. В этом году там были разработаны две программы, они тоже будут работать.
Кроме того, в Иркутской области действует региональная система профилактики наркомании. Региональные специалисты выступают как проводники региональной политики, помогая на местах выстраивать собственную систему, и одновременно осуществляют обратную связь между муниципалитетом и областными органами власти. В условиях хронического кадрового голода для органов местного самоуправления это большое подспорье.
– Принять программу – это полдела. Потом её нужно исполнить. Вот тут обычно начинается хроническое недофинансирование, и все мероприятия остаются только на бумаге.
– Да, это большая проблема. Что поделать, подавляющее большинство муниципальных образований имеет дефицитный бюджет. Это неизбежно проецируется на реализацию мероприятий по профилактике наркомании. Если брать средние показатели в разрезе муниципальных образований, программы исполняются на 40–60%.
Тем не менее пристальный контроль со стороны региональной власти заставляет руководителей муниципальных образований задумываться, выкраивать деньги. Работает областная антинаркотическая комиссия. Ежеквартально на комиссии выступают мэры, рассказывают, что делается в их территориях, приводят цифры. В общем, это тот инструмент, который с одной стороны позволяет провести срез ситуации на территории, а с другой – обозначить конкретные проблемы территории перед региональной властью. Это достаточно интересная и эффективная модель.
Кроме того, в каждом муниципальном образовании ежеквартально проводится мониторинг наркоситуации. По его данным формируется наркопаспорт муниципалитета. Это очень важно. Именно паспорт позволяет адекватно оценить наркоситуацию и эффективность проводимых антинаркотических мероприятий в разрезе каждого муниципального образования.
Второй инструмент – областной Общественный совет при губернаторе, куда входят представители общественных организаций. Очень важно отношение общества к проблеме наркомании. До последнего времени общественное мнение сходилось на том, что наркомания – проблема самих наркоманов, их близких, родных и профессионалов. Сегодня эта позиция меняется. Наркомания – не только проблема конкретных людей, это проблема всех, кто живёт в нашем обществе. Каждый человек должен чётко понимать две вещи: распространять наркотики – это преступление, наркоманы – больные люди, которые нуждаются в помощи.
– Какие-то новые направления появились в программе?
– Большой блок работы связан с реабилитационными центрами. Когда мы стали анализировать, оказалось, что деятельность их совершенно не упорядочена. Можно встретить организации, которые просто наживаются на чужом горе либо выступают как секты. Избавляя от одного вида зависимости, «подсаживают» на другой. Совместно со здравоохранением, правоохранительными органами, местным самоуправлением мы провели мониторинг действующих центров. Ряд таких центров выявлен. Они не являются медицинскими, не имеют лицензии. Понятно, что позиция региональной власти и Общественного совета однозначна: необходимо помогать тем центрам, которые прозрачны и открыты. Закрытые нас просто не пускают к себе, мы не можем судить об их работе. Одно это уже вызывает подозрения. К сожалению, сегодняшнее законодательство таково, что мы не имеем права применить к ним какие-либо санкции. Но пристальное внимание мы им обещаем.
Если раньше самой уязвимой группой были подростки, то сегодня это школьники среднего возраста. Поэтому сосредоточить усилия нужно на профилактике именно в этой категории. Тут мы очень тесно работаем с министерством образования, которое создаёт и реализует профилактические программы, направленные как раз на школьников, в том числе и по профилактике табакокурения и употребления наркотических средств. Понятно, что начинается всё с сигаретки, алкоголя, а заканчивается наркотиками. Цепочка выстроена, и нам нужно её порвать как можно раньше.
В новой программе 2008 года мы большой блок посвятили студентам. На сегодня в сузах и вузах действуют 52 кабинета по профилактике наркомании. В программе предусмотрена подготовка специалистов, которые адекватно, внимательно и правильно могут говорить на темы отказа от употребления наркотических средств среди молодёжи. Разработаны специальные учебные программы, направленные на формирование у молодых стойкой установки на недопустимость употребления психоактивных веществ.
Специальных предметов в федеральной программе не было, но ректоры вузов и сузов пошли на то, чтобы внедрить такие учебные курсы в своих учебных заведениях в качестве эксперимента. Это большой шаг вперёд. На данный момент мы обучили порядка тысячи студентов. К концу 2008 года будет уже 4 тысячи. Про-анализировав полученный эффект, мы намерены увеличить круг ребят, задействованных в программах. В идеале программа по профилактике должна стоять в учебном плане большинства высших и средних специальных учебных заведений.
– Проблема наркомании практически всегда зарождается в семье. Вы этот факт как-то учитываете?
– Большой упор сейчас делается на работу с родителями. Очень часто реакция родителей бывает неадекватной. Они уверены, что беда такая может случиться с кем угодно, только не с их чадом. Это стандартная защитная реакция любого родителя. Наша задача – сформировать у родителей чувство настороженности, для того чтобы родители более внимательно относились к своим детям, прислушивались к тому, что ребёнок говорит, о чём думает, с кем общается. Это важно. Частенько на консультировании выясняется, например, что ребёнок больше года употребляет наркотики. Когда родители узнают срок, для них это становится шоком, потому что они ничего не замечали. Это говорит только о том, что родители просто невнимательны к своим детям. Наша задача – помочь им, объяснить, что приводит к употреблению наркотиков, и научить их определять тревожные симптомы в поведении ребёнка. Важно вовремя увидеть беду и решить проблему до того, как она станет необратимой.
Подводя итог, замечу, что впервые Иркутская область уступила третье место по наркотизации населения Новосибирской области и опустилась на четвёртую позицию. Теперь в тройку неблагополучных регионов мы не входим, но четвёртое место тоже как-то не радует. Так что работы много, главное на сегодня – не снижать обороты. Иначе всё, чего мы достигли с таким трудом, очень быстро пойдёт прахом.
Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»
Фото Николая БРИЛЯ