И дым Отечества…
Что мы знаем об истории нашего края, в частности, о гражданской войне, о братоубийственной вакханалии у нас в Сибири? Что знаем о людях, стоящих по обе стороны баррикад, кроме того, конечно, что нам методично и старательно вбивали в голову со школьной скамьи: гражданская война, дескать, – это схватка красных и белых, разумеется, первые – «герои», а вторые – «враги, приспешники буржуазии»? Чего, мол, стоят зверства того же атамана Семёнова и его банды.
И вот я читаю документы, среди которых нахожу и те, что проливают свет на истинное лицо этого незаурядного человека, первого активного борца против большевизма в Сибири, – свидетельства, дневниковые записи Ивана Иннокентьевича Серебренникова, сибиряка, яркого, талантливого учёного и публициста, истинного патриота нашего края. Вот, к примеру, одна из записей от 21 января 1918 года: «В иркутской большевистской газете «Власть труда» (которую обыватели города скоро переименовали во «Власть тьмы») появилась передовица, посвящённая Семёнову, под названием «Кто же такой есаул Семёнов…».
Каждая страница этой удивительной объёмистой книги подкупает непредвзятостью, искренностью, дышит атмосферой тех бурных лет, охватывая события, происходящие в Иркутске, Сибири, России с августа 1914 по сентябрь 1918 года. «Претерпев судеб удары» – так названа эта книга, вышедшая в издательстве Г. Сапронова.
Презентация книжной новинки состоялась в областной библиотеке им. Молчанова-Сибирского. Для её сотрудников, равно как и для общественности города, это событие стало настоящим праздником. Именно здесь, в стенах «Молчановки», была подхвачена и получила своё конкретное воплощение идея изучения и опубликования литературно-исторического наследия Серебренникова. По инициативе директора библиотеки Ольги Стасюлевич, главного библиографа Лидии Казанцевой, энтузиастов-общественников Георгия Вершинина, Петра Конкина, ряда других при библиотеке был создан специальный совет. Конечно же, все работали с увлечением, что неудивительно. Огромный масштаб личности автора, широчайший кругозор и уникальная эрудиция исследователя сохранили для потомков яркую и математически достоверную панораму военных и революционных лет. Всегда неравнодушный свидетель, как отмечается в аннотации, а часто и активный участник событий первой четверти XX века, И.И. Серебренников донёс до нас огромный массив интересных, порой трагических, но всегда важных фактов, дал критическую оценку многим событиям и людям, привёл множество важных пояснений и глубоких рассуждений, аргументированно охарактеризовал деятелей уже далёкого прошлого. Мы находим в книге имена Зиновьева (Апфельбаума) и Ленина, Николая II и Троцкого, Колчака и Григория Распутина… Всего в именном указателе насчитывается более 600 имён и фамилий тех, кто населяет дневниковые записи автора, – их читаешь как увлекательнейший авантюрный роман, это поистине блестящая литература, не отфильтрованная, не оскоплённая канувшей в небытие цензурой, идеологическими сатрапами.
Кем же был Иван Иннокентьевич Серебренников? «Родился я в селе Знаменском Верхоленского уезда Иркутской губернии в 1882 году в семье местного зажиточного крестьянина, – читаем в автобиографии, написанной им в 1916 году. – Первоначальное образование получил в сельской школе, а затем поступил в Иркутскую губернскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. В том же 1901 году был принят в военно-медицинскую академию, из которой вышел по прошению в 1902 году». «В течение дальнейшего времени я был занят педагогической деятельностью, затем сотрудничал в различных органах сибирской печати, как в газетах и журналах, так и в научных изданиях, преимущественно по вопросам сибирской публицистики, статистики и экономики, а также сибирской истории и археологии».
Иван Иннокентьевич принимал активное участие в местных учёных обществах, был членом губернской учёной архивной комиссии, товарищем председателя Иркутского отдела Общества изучения Сибири и улучшения её быта, членом распорядительного комитета Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, избирался секретарём городской думы. Свидетельством авторитета И.И. Серебренникова стало и избрание его министром во Временном Сибирском правительстве. В 1919 году Иван Иннокентьевич с женой Александрой Николаевной работали в штабе Иркутского военного округа, издавали газету «Великая Россия», где опубликовали немало статей. Иркутский большевистский переворот 1920 года заставил супругов покинуть любимую Сибирь, они уехали, бросив архив и личную библиотеку по сибиреведению в две тысячи томов. Позднее И.И. Серебренников напишет: «20 января 1920 года был днём моих именин, и в этот день я получил подарок, каковой назывался «изгнание из родины». Какой ещё подарок мог быть горше этого?..» Так супруги Серебренниковы оказались в Харбине, навсегда расставшись с родной Сибирью. В Китае Серебренников продолжал публицистическую и писательскую деятельность, читал лекции по сибиреведению. Именно в эмиграции он проявил себя как прекрасный мемуарист.
В Тяньцзине, где Иван Иннокентьевич прожил долгие 30 лет, он открыл книжный магазин, организовал две библиотеки, личную и общественную, при Русской национальной общине, здесь же возглавлял русское училище.
«В 2007 году, – пишут в предисловии к изданию редакторы-составители, – исполнилось 125 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка, талантливого учёного, одного из первых историков гражданской войны. Память об Иване Иннокентьевиче Серебренникове и наша благодарность за его труды делает нашим гражданским и патриотическим долгом издание «Дневника».
Как отмечалось на презентации, до сих пор наше представление о годах, предшествующих большевистскому перевороту, основано на данных официальной, идеологизированной историографии, увы, крайне односторонней и, мягко говоря, не совсем объективной. Поэтому так велика нужда в документах, раскрывающих истинный ход событий. Поэтому так важно продолжать изучение наследия И.И. Серебренникова. К сожалению, значительная часть личных фондов учёного и писателя хранится в США, в Гуверовском институте войны и мира и в библиотеке Гавайского университета. В США документы И.И. Серебренникова должны храниться, как им было указано, «до прекращения коммунистической диктатуры в России, после чего архив должен быть переслан в распоряжение Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества в Иркутске». Пока этот завет не выполнен, и мы вправе надеяться на то, что всё творческое наследие нашего замечательного земляка станет достоянием благодарных сибиряков.
На снимке: уголок экспозиции выставки, приуроченной к презентации книги