Транспортная «спецслужба»
Транспортная милиция России в следующем году отметит 90-летие со дня своего образования. 18 февраля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Подготовка к большому празднику транспортных подразделений МВД России уже началась.
На днях в зале заседаний Восточно-Сибирского УВД на транспорте состоялось необычное мероприятие – информационная беседа для личного состава аппарата Управления, организованная сотрудниками отделения информации и общественных связей, на тему «Правоохранительным органам России на транспорте – 200 лет!». Как выяснилось, ещё в начале XIX века кроме городской и сельской полиции существовали полицейские органы на транспорте.
Исходя из имеющихся на сегодня исторических материалов, годом рождения специальных полицейских подразделений на транспорте следует считать 20 ноября 1809 года, когда при императоре Александре I был создан орган центрального управления путями сообщения – Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Полицейские команды формировались окружным директором водных и сухопутных коммуникаций, подчинялись ему и действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. В задачу первых транспортных полицейских входило обеспечение безопасности на речном, дорожном транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов.
Массовое строительство железных дорог с привлечением значительного количества людей началось с 1857 года. Возникла необходимость дополнительного обеспечения общественного порядка и безопасности. В связи с тем что железные дороги проходили по территориям различных губерний, нередко на большом удалении от населённых пунктов, общая полиция не могла выполнять эти задачи. Именно поэтому и потребовалось создание специальных отрядов железнодорожных жандармов.
В 1867 году жандармские эскадроны и команды были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. За год до этого они «были изъяты» из ведения министерства путей сообщения и полностью подчинены шефу жандармов. Основной задачей жандармской железнодорожной полиции считалась борьба с хищениями грузов на железной дороге и предотвращение транспортных происшествий. В своей деятельности транспортная жандармерия руководствовалась «Полицейскими железнодорожными правилами». В июне 1867 года в России впервые была образована речная полиция, ставшая частью системы наружной полиции. После февральской революции 1917 года жандармские полицейские управления железных дорог были расформированы и ликвидированы.
Как отметил заместитель начальника Восточно-Сибир-ского УВДТ подполковник милиции Дмитрий Жданов, опыт, накопленный железнодорожной жандармерией в ходе борьбы с преступностью, в решении административных задач, проведении кадровой политики, обеспечении взаимодействия с полицейскими учреждениями в целях поддержания общественного порядка и безопасности, имеет не только познавательное, но и практическое нравственно-патриотическое значение. А отсутствие специального исследования, посвящённого деятельности железнодорожной жандармерии, является серьёзным пробелом в историко-правовой науке и обедняет арсенал научного материала, позволяющего объективно оценить особенности развития России XIX – начала XX веков.