Университет – Смирнов – «Восточка»: 90 – 85 – 90
Читая в нынешнем году на страницах «Восточно-Сибирской правды» интереснейшие материалы, посвящённые юбилею старейшей областной газеты (как на подбор всё знакомые имена и события!), размышляя о грядущем юбилее своего родного вуза – девяностолетии Иркутского государственного университета, я всё время думал о том, как бы откликнулся на эти замечательные события мой отец Ростислав Иванович Смирнов (1923–2001), чья жизнь была непосредственным образом связана с двумя этими уважаемыми учреждениями и которому самому нынче исполнилось бы восемьдесят пять.
Так родился замысел этого своеобразного репортажа, основанного на университетских хрониках, отцовских дневниках и личных воспоминаниях.
УНИВЕРСИТЕТ. 1940. Май. Десятиклассник Ростислав Смирнов по ночам вместе с астрономом Алексеем Александровичем Кавериным наблюдает за звёздами в университетской обсерватории, которую посещает с 1938 года.
УНИВЕРСИТЕТ. 1940. Август. Выпускник иркутской пятнадцатой школы Р. Смирнов все вступительные экзамены на филологическое отделение университета (сочинение, русский язык и литература устно, немецкий язык, география) сдаёт на «отлично». Экзаменаторы дают юному абитуриенту лестные характеристики: «убеждённый филолог», «настоящий филолог». К ним присоединяется декан факультета Лев Александрович Петров, а ректор Николай Степанович Шевцов отмечает, что из 315 поступивших в университет только два круглых отличника.
«ВОСТОЧКА». 1940. Декабрь. Руководитель литературного кружка при Дворце пионеров А.А. Кузнецова поручает Смирнову написать заметки о встрече с писателем Анатолием Ольхоном. Заметка опубликована на страницах газеты 17 декабря. Первый литературный гонорар – 10 рублей.
УНИВЕРСИТЕТ – «ВОСТОЧКА». 1941. Январь. Газета печатает заметку доцента Лидии Абрамовны Лебедевой о ходе зимней сессии в ИГУ. В числе «досрочно сдавших латынь» упоминаются студенты Смирнов и Скоробогатова.
УНИВЕРСИТЕТ. 1941. Учёба на первом курсе. Активные занятия в Фундаментальной библиотеке ИГУ. Посещение заседаний кафедры языкознания. Участие в диалектологических экспедициях под руководством Г.В. Тропина и подготовка их материалов к печати. Знакомство с В.П. Трушкиным.
Из дневника студенческих лет: «Интуиция говорит мне, что из ребят самым достойнейшим другом может быть – и, надеюсь, будет! – Вася Трушкин… В клубе вместо «лекции» о символизме я собираюсь «прочесть лекцию» о Хлебникове. Надо будет готовиться. К тому же 12 февраля – конференция по «Строговым», да и материалы экспедиции надо обрабатывать. ’’Единое счастье – работа’’».
«Получил свежий номер «Литературной газеты». Начал просматривать – и вижу на шестой странице заметку Гайдая о литклубе Иркутского Дворца пионеров, а в заметке этой – моя фамилия в следующем контексте: «… Юные литературоведы выступают с докладами о современной советской и западной литературе, о творчестве русских и мировых классиков. Так, недавно с интересным докладом о Велимире Хлебникове выступил Ростислав Смирнов, бывший член литературного клуба, а теперь студент первого курса филологического факультета университета им. А.А. Жданова…». Прочёл – и настроение сразу повысилось! Впрочем, Ростислав, расти славу свою, но не допускай тщеславия!..».
11 апреля. Получил от Тропина окончательные указания. Зачитал ему свою работу, он сказал: «Дельно».
Вечером была научная конференция… Мой научный дебют прошёл неплохо, насколько можно судить по выступлениям в прениях. Тропин доволен. Итак, 11.04. 1941 г. – начало моей научной деятельности. Я уверен: если бы отец был с нами, он бы побывал на сегодняшней конференции – и порадовался бы за меня и вместе со мной». (Мой дед, учёный-почвовед, окончивший в 1913 году Московский университет, Иван Иванович Смирнов был арестован в конце 1937 г. и к этому времени расстрелян! – С.С.)
УНИВЕРСИТЕТ. 1946 – 1951. Возвращение из армии, восстановление в университете и завершение учёбы.
Из дневника: «… Прошёл в университет. Ещё подходя к нему, чувствовал сильное волнение, которое ещё больше усилилось, когда я зашёл в университет. Тропин сразу же пошёл мне навстречу – добился у проректора распоряжения зачислить меня на 2-й курс со стипендией, обещает ознакомить с учебным планом, наметить мне сроки сдачи экзаменов. Отрекомендовал меня проректору (будущий ректор, учёный-химик П.Ф. Бочкарёв. – С.С.) с весьма положительной стороны… Заходил в фундаментальную библиотеку».
Знакомство с однокурсником М. Гантваргером (впоследствии Почётным гражданином Иркутска, поэтом и общественным деятелем Марком Сергеевым). Сдача экстерном экзаменов за второй курс.
Выступление на третьем курсе с докладом «Роль Иркутского университета в диалектологическом изучении Сибири» на пленарном заседании научно-исследовательской университетской студенческой конференции. Учёный совет признаёт, что доклад написан на уровне дипломной работы.
Сдача в течение года экзаменов за четвёртый и пятый курсы. Именная стипендия. Аспирантура. Увлечение творчеством Александра Блока. Лекции по линии общества «Знание» в городе и по области.
УНИВЕРСИТЕТ. 1959. После восьми лет работы в пединституте возвращение в университет.
«ВОСТОЧКА». 1959–1965. Публикация на страницах газеты статей разнообразной тематики. Они очень хорошо отражают круг научно-педагогических интересов отца (разумеется, помимо А. Блока!) к этому времени: «Литература народов СССР (осетин К. Хетагуров, таджик М. Турсун-заде, белорус П. Бровка, украинцы Е. Гребенка, П. Грабовский)»; «польская литература» (Я. Кохановский, Ю. Словацкий).
УНИВЕРСИТЕТ. 1964. Долгожданная защита диссертации по послеоктябрьскому творчеству А.Блока. Научный руководитель – уже покинувший к этому времени Иркутск наставник со студенческих времён Алексей Фёдорович Абрамович. Его лаконичная телеграмма из Новокузнецка: «Поздравляю победой!».
УНИВЕРСИТЕТ – «ВОСТОЧКА». 1966–1971. Пятилетнее заведование кафедрой русской и зарубежной литературы. Ректор Николай Фомич Лосев добивается для Смирнова квартиры в центре города. В соседнем подъезде поселяется зав. отделом науки и культуры «Восточки» Идея Алексеевна Дубовцева.
«ВОСТОЧКА». 1968. Очерк известного журналиста Александра Баталина «Самому идти и искать». Там есть такие строки: «Пожалуй, слово «блоковед» наилучшим образом определяет суть личности Смирнова… Человек, хорошо знающий творчество и жизнь поэта и ведущий (хотя это слово и не одного корня с «ведать») нас по проложенной дороге к своей концепции. Это и есть блоковед. Но прежде чем получить право вести, надо было самому идти и искать. Идти отнюдь не по столбовой дороге, искать, ошибаться и находить».
УНИВЕРСИТЕТ– «ВОСТОЧКА». 1972 – 1995. Плодотворная работа в университете в должности доцента. Многолетнее руководство студенческим литературным объединением «Аэлита». Материал о его деятельности под названием «Содружество молодых» опубликован на страницах «Восточки» 24 ноября 1974 года.
В 1978 году ректор Юрий Павлович Козлов к 60-летию университета даёт Р.И. Смирнову ответственное поручение – составление сборника «Поэты и писатели – воспитанники Иркутского университета», и он успешно это задание выполняет. Книга, в которой было представлено 35 имён выдающихся выпускников родного вуза (краткие биографии, фрагменты произведений), выходит двухтысячным тиражом в Восточно-Сибирском книжном издательстве.
Среди газетных публикаций этого периода необходимо особо отметить статьи о писателях А.А. Кузнецовой (1981), И.И. Молчанове-Сибирском (1983), материалы об университетских учёных – профессоре-филологе Г.В. Тропине (1977), профессоре-почвоведе Николае Ивановиче Карнаухове (1988) и многолетнем друге и соратнике по факультету и кафедре Василии Прокопьевиче Трушкине (1991), рецензию на книгу стихов Марка Сергеева «Связь времён» (1981).
Навстречу 50-летию иркутской писательской организации в «Восточке» печатается статья «Первые послевоенные…» (1985). В ней добрым словом помянуты писатели старшего поколения, сверстники-фронтовики и младшая поросль. Среди коллег-журналистов названы С. Бройдо и Л. Лифшиц (с обоими будет долгое соседство по дачным участкам в садоводстве «Светлый»).
«ВОСТОЧКА». 1998. Последние публикации в газете: в июне – рецензия на изданные Фондом А. Вампилова записные книжки Марка Сергеева под красноречивым заголовком «Марк – среди нас», в октябре – «подарок» к собственному (75 лет!) юбилею – подборка проникновенных стихов под названием «Третье цветенье» с эпиграфом из украинского поэта, письма от которого бережно хранятся в архиве, Максима Рыльского: «Держи, мой друг, в секрете, за что мы так с тобой цветенье любим третье…».
УНИВЕРСИТЕТ – «ВОСТОЧКА». 2002 – 2004. К годовщине ухода отца из жизни на страницах газеты печатается проникновенный очерк его младшего друга, моего, а в скором будущем и моей дочери студентки-журналистки Веры доброго наставника – профессора, филолога и журналиста Владимира Петровича Владимирцева «Штрихи памяти». Спустя два года этот очерк откроет мемуарный раздел сборника «Иду с открытым сердцем к людям…» (из дневников; стихи и переводы; статьи; воспоминания друзей и коллег), изданного благодаря усилиям родного факультета филологии и журналистики Иркутского университета и поддержке декана, профессора Анатолия Самуиловича Собенникова. Одобрительно о выходе сборника в небольшой заметке отзовётся черемховский корреспондент «Восточки», наша с отцом спутница по болгарским дорогам Татьяна Ковальская.
…Почти четверть века каждый мой приход в родительский дом встречался словами: «В ящик (почтовый!) заглядывал?». В последние годы жизни из прежнего половодья поступавшей к нему отечественной и зарубежной печатной продукции осталась лишь «Восточка». Из неё он узнавал всероссийские, областные, городские и университетские новости. Среди последних не так уж редко встречались извещения о кончинах его товарищей. В 2001 году замкнулся круг и его собственной жизни. Жизни, связанной с университетской филологией и журналистикой. Он оставался верен им до последнего дня…