Живые картины прошлого
Жители Прибайкалья гордятся своим краем, необъятными лесами, могучими реками, недавним размахом сибирских строек, жемчужиной Сибири – священным Байкалом. Но что мы знаем о тех, чьими трудами прирастала мощь России? О тех событиях, уже более чем трёхвековой давности, когда свершалась великая сибирская эпопея, когда смелыми походами малочисленных казачьих отрядов Россия шла «встречь солнцу»?
Об этом времени немало написано. Но современному человеку сложно представить, что стоит за страницами текста, даже самого увлекательного. Что означают мудрёные названия и странные слова «кочи», «пищали», «дощаники», «куяк»? Как они выглядели? Где и как происходили события, о которых сказано одной строкой – «построен рубленый город» или «разогнаны богдойские орды»? Историю области плохо знает старшее поколение, а что говорить о школьниках? Они воспитаны в основном на американских мультиках и с большой долей скуки знакомятся с текстами учебников краеведения, а закрыв книгу, подчас уже ничего не помнят. И вины их здесь нет. Не применяя знаний, усвоить их невозможно. Да и неинтересно. Знания осваиваются, когда необходимы для создания чего-то нового – рассказа, стихотворения, рисунка, когда задействуются и творческие способности, и личные качества.
Особенно актуален и реален такой подход к учебному процессу в детских художественных школах. А с учётом того, что изобразительные материалы по истории области бедны и недоступны широкому кругу, итоговые работы учеников могут значительно расширить круг тем и событий, ярко и эмоционально отражённых в изобразительном искусстве.
Посмотрите на эти работы – свежесть взгляда, свойственная детскому воображению, необычность и даже оригинальность композиции, авторский темперамент словно приближают к нам историю, вовлекают в жизнь «далёких и славных лет».
Это только первый опыт творческой работы 10–12-летних учеников, первоклассников областной детской школы искусств по новому предмету «историческая композиция». Впереди ещё три года работы. Вслед за XVII и XVIII веками оживут в рисунках юных художников события XIX и XX веков. Будет много работы и творчества. Дорогу осилит идущий.