Приворожённая театром
«Ты помнишь, Янина, дороги Аларщины?» – вопрошали вампиловцы виновницу застольного торжества Янину Александровну Маслову, благо, жанр капустника допускает некоторую фамильярность. Показательно, что капустник объединил старшее и младшее поколения труппы Иркутского областного театра юного зрителя, в котором героиня разыгранных в её честь шуточных сценок, пародий и мелодекламаций служит заместителем директора. Серьёзная должность, серьёзная круглая дата не помешали ей принять вызов сказочного Мотылька на танец и пуститься с ним в пляс. Что и побудило руководителя коллектива Виктора Токарева экспромтом огласить устный приказ о назначении статной, деликатно говоря, юбилярши на роль… Дюймовочки.
Право слово, дай бог каждому хотя бы раз в жизни окунуться в атмосферу такой любви и уважения к себе! Воспринять подобный концентрированный выплеск признания, пожалуй, только в юмористической форме и возможно. А Маслова чувством юмора от природы не обижена и в любую минуту готова рассмеяться молодым заразительным смехом. Стороннему человеку трудно предположить в ней эту готовность, уловив внимательный, цепкий и чуточку ироничный взгляд сквозь очки, каким она встречает зрителей у входа в фойе. Но ирония Янины Александровны направлена чаще всего на себя и не вдруг улавливается:
– Я, похоже, самая умная в коллективе, – гордо заявляет.
– Это почему же?
– Потому что всех управленцев у нас через пару-тройку месяцев, максимум через год, посылают на учёбу, а я уже семнадцатый год в ТЮЗе без специального образования работаю – ни разу не отправили! – и хохочет.
Это, между прочим, правда. И то, что безусловно умная, и то, что в командный штат сложного театрального хозяйства попала случайно, в силу житейских обстоятельств. В самом начале 90-х, будучи неосвобождённым председателем профкома в институте «Колхозпроект» Агропромстроя, рядовая проектировщица Маслова пыталась бороться за справедливость.
– Короче, конфликт с директором, и я просто ушла. Оказалась не у дел. Месяц сижу, уже вся на нервах, и слышу по радио, что театру имени Вампилова требуется администратор. Я бегом туда. Сначала выдержала конкурс среди распространителей билетов на это место, потом стала администратором, позднее – главным администратором и, наконец, заместителем директора. А учил меня, как работать-то, Виктор Степанович Токарев. Считаю, что это мой учитель.
То, что казалось делом случая, стало судьбой и делом всей жизни. По совести говоря, театр для Масловой – то рай, то ад попеременно. Но если театр растворён в крови, дышать без него нечем. Даром что на этом посту круг обязанностей безграничен, а право только одно: работать с утра до ночи, а также в выходные и праздники. Свидетельствуют два заслуженных работника культуры России – заведующая труппой и завлит.
Тамара Терпугова: «На своём театральном веку я многих администраторов знала, Янину из них отличает любовь к театру, которая сразу проявилась. Она смотрит все спектакли, репетиции смотрит. И, что очень важно, у неё есть вкус и чутьё, примет зритель спектакль или нет. Театр был для неё и всегда остаётся на первом месте. Она трудоголик по характеру и отдаёт театру всё время, забывая о семье, о даче, о чём угодно личном, поскольку для неё главное – работа. Делает она всё тщательно, на совесть. Исколесила с актёрами всю область, и они не случайно называют Маслову гастрольной мамулечкой. Она старается максимально комфортно их устроить при всех неудобствах пути, заботится об их питании, ночлеге, сама фотографирует памятные моменты для летописи театра или Володю Безродных, артиста и замечательного фотохудожника, на выезды приглашает».
Лина Иоффе: «Сопровождая недавно группу из 20 человек в Аларь и Кутулик, где вампиловцы на благо-творительной основе показали спектакль «Мы бежали от заката», а для детей – сказку «Коза-Дереза», я была счастлива увидеть, с каким восторгом принимали артистов. Залы полны, отпускать не хотят, хлопают не щадя ладоней. Артисты благодарны Янине Масловой за такую же горячую встречу их со спектаклями «Бонус» и «Красная Шапочка» в Зиме и Саянске, там уже с билетами зрители шли, и по их заявке пришлось дополнительно спектакль показать – из ближнезиминских деревень приехали. А как угощали потом обедом, продуктами со своего подворья – от души! Достойная встреча, приём и проводы, причём непременно с активным участием местного руководства, предусмотрительность до мелочей, тёплые и тесные контакты с деятелями культурного фронта глубинки – фирменный стиль Масловой. Она, можно сказать, буквально восприняла постулат, что отвечает в театре за всё. Как-то между фундаментом ТЮЗа и тротуаром пробился одуванчик. Кому, вы думаете, попало? Ей! И представьте, Янина Александровна признала себя виноватой!»
Между тем нрава она не лилейного, если слегка перефразировать мандельштамовскую строку. «В угаре неотложных дел» (это уже другой поэт, но будто прямо про юбиляршу) Маслова может и обрезать, и даже послать… куда-нибудь по маршруту тюзовского «Балаганчика». И сама легко обижается, шумно выражая своё несогласие с чем-либо. Но так же быстро и отходит благодаря врождённому оптимизму и привычке вышучивать свои не всегда адекватные реакции. На мой вопрос, чем сердце успокоится, коли срослось оно с театром, ответ прозвучал незамедлительно и весело: «Работой!».