Правила форс-мажора
Владимир Путин выступил за законодательную
разработку «механизма действий в форс-
мажорных обстоятельствах, предусматривающего
отстранение от должности тех местных
руководителей, которые доводят свои регионы
до кризисного состояния» (РИА «Новости»).
Эту позицию президент изложил в понедельник
на совещании в Саранске по социально-
экономическому развитию Приволжского
федерального округа. О необходимости
разработки механизма действий в форс-
мажорных обстоятельствах Путин говорил,
касаясь положения в Ульяновской области.
«Надо посмотреть на ответственность тех, кто
доводит область до такого состояния», —
сказал президент, добавив, что должна быть и
схема действий федерального центра по
управлению кризисом. Однако, по его словам,
«в Ульяновской области уже отстранять
некого».
Комментарий. Судя по репортажам агентств,
ньюмейкинг Путина строился достаточно
артикулированно и для внятности был
практически продублирован и отчасти развит
полпредом Приволжского округа Сергеем
Кириенко:»В беседе с журналистами после
совещания по социально-экономическому
развитию Приволжского федерального округа
Кириенко отметил также, что вмешательство
федерального центра не может зависеть от
суммы долга того или иного региона. Это
зависит исключительно от способности или
неспособности местной власти справиться с
ситуацией» (РИАН). И далее — важное
продолжение. «Полпред президента в ПФО
подчеркнул, что сегодняшнее заявление
президента России о продлении срока
реструктуризация долгов Ульяновской области
является «индивидуальным решением». Чтобы
«за Ульяновском не выстроилась очередь», и
будет разработан механизм вмешательства
федерального центра в дела региона, вплоть
до отстранения от должности несправившихся
руководителей, заявил Кириенко» (тот же
РИАН).
Необходимо учитывать контекст высказывания и
топографию перемещения президента. На
совещание Путин приехал из Ульяновской
области, которая является одним из самых
депрессивных регионов. «Президент был очень
возмущен кризисом, в котором перманентно
находится область: огромные долги за
электроэнергию и тепло, а доход местного
бюджета на душу населения самый низкий в
округе». Между тем тарифы на тепло и
электричество для жителей увеличились
соответственно в 11 и 7,5 раза. Как отмечают
многие СМИ, Путина удивило, что в Ульяновске
в сфере ЖКХ народу больше, чем в
администрации президента, а эффективности от
действий местных чиновников почти никакой. И
тут же на совещании он заявил, что для
Ульяновской области реструктуризация ее
долгов перед РАО «ЕЭС России» будет продлена
с 6 лет на более длительный срок, минимум на
15 лет. По его словам, упомянутое решение
необходимо рассматривать «как
исключительное». По мнению главы
государства, проблему задолженности
Ульяновской области перед РАО «ЕЭС России»
самостоятельно не решить.
Так что получается, что ульяновскому
губернатору Шаманову еще повезло, и он вроде
бы должен стать последним из глав
аналогичных по экономическому уровню
регионов, который избежал радикальных
санкций. Понятно, что высказывание имеет и
более широкий контекст. Идея внешнего
управления регионами-банкротами существует
уже давно — она была предложена еще
позапрошлой зимой тем же приволжским полпредом
Кириенко. Однако в ходе последовавшей за
этим дискуссии было признано, что реализация
этой идеи упирается в конституционно-
юридические сложности. Кроме того, замечает
Полит.ру, проблема внешнего управления
«упирается в неразбериху с ответственностью
и полномочиями трех уровней власти». Сейчас
этой проблемой занимается специальная
комиссия под руководством замглавы
президентской администрации Дмитрия Козака.
Проектирование возможности форсмажорного
отстранения губернаторов как предельный
случай вписывается в более общий план
формализации разделения полномочий во
взаимоотношениях центра и регионов.
Как напоминает Газета.ру, Кириенко еще в мае
договорился с Владимиром Путиным о выездном
совещании с окружными губернаторами:
«Кириенко хотел, чтобы московские чиновники
рассказали региональным лидерам о
промежуточных итогах работы комиссии по
разграничению полномочий. Идея понравилась.
В Саранск отправили специалистов Минфина и
Минэкономразвития. А от Кремля — не только
постоянного спутника президента в
региональных поездках замглавы администрации
Александра Абрамова, но и куратора комиссии
Дмитрия Козака». В репортаже Газеты есть
несколько весьма симптоматичных деталей,
которые стоит привести:
«В ожидании президента губернаторы сидели в
холле местного Дворца республики. Как
выяснилось, никто из них даже приблизительно
не догадывался о повестке дня. А
нижегородский губернатор Геннадий Ходырев в
интервью корреспонденту «Газеты.Ru» заявил,
что он и в глаза не видел результаты работы
козаковской комиссии, хотя они были известны
еще в начале июня. : Когда Шаймиев посетовал
на то, что комиссия по разграничению
полномочий не спрашивает ничьего мнения,
президент вдруг резко обернулся к Козаку:
«Сколько человек от регионов работает в
комиссии». Козак замялся. «Сколько?» —
жестче переспросил Путин. Замглавы
администрации ответил, что вообще-то в
комиссии 5 представителей регионов (всего
комиссия состоит из 30 человек. — СМИ.ру),
но деятельность комиссии открыта для всех.
«Так вот давайте это всем и скажем», —
резюмировал президент».
В самом деле, в газетах информация о
предварительных результатах работы комиссии
появилась уже больше месяца назад.
Президент, по данным СМИ, познакомился с
предложениями комиссии и дал поручение
руководителю своей администрации Александру
Волошину до октября 2002 г. подготовить
вместе с правительством соответствующие
законопроекты. Предполагается, что в 135
действующих законов будут внесены поправки,
кроме того, не исключено, что появится
несколько новых федеральных законов,
разграничивающих полномочия и предметы
ведения. В целом, как известно, речь идет о
ликвидации системы договоров между центром и
регионами, хотя 25 регионов уже и так от них
отказались. Понятно, что проект АП касается
и многих других направлений — существенные
изменения будут касаться общих принципов
организации местного самоуправления,
бюджетного и налогового кодексов и т.д.
Все это достаточно подробно
обсуждалось в медиа. Так что можно
предъявить и некий «упрек» референтам и
консультантам губернаторов, которые таким
странным образом их информируют. Хотя
понятно, что региональные начальники, и так
уже лишенные многих прежних привилегий и
явно не ликующие от достижений комиссии по
федеративной реформе, вполне могли просто
«прикинуться» несведующими. Впрочем,
актуализированный репликой президента
призрак банкротства и введения внешнего
управления может перепахать психику любого
губернатора.