Спасение детских душ по заларинскому методу
!I1!
Семья — первооснова общества. Именно в этой начальной
ячейке закладывается то, на чем держится вся последующая жизнь человека.
Значит, от того, какова семья, зависит будущее каждого ребенка,
появившегося в ней, будущее его детей, а в конечном итоге — общества в
целом. К сожалению, причиной многих сломанных детских судеб стало
семейное неблагополучие.
Только за 2001 год неблагополучных семей, где родители
злостно уклоняются от своих обязанностей по воспитанию, обучению и
содержанию детей, в Иркутской области зарегистрировано более 6 тысяч. В прошлом
году в местный федеральный розыск объявлялось более 1,5 тысячи детей и
подростков, что на 8,9% больше, чем в 2000 году. Из них более 1000 детей
ушли из дома, 485 детей совершили самовольные уходы из государственных
учреждений. Все они нуждаются в помощи государства. Всех их надо одеть,
обуть, накормить, предоставить крышу над головой.
Ребенка нужно обогреть — теплом, лаской, заботой, вниманием.
Его нужно научить жить в обществе, научить чувствовать себя в нем нужным
человеком, а не изгоем. И это, наверное, главное. Об этом всегда много
говорят, пишут. Но говорить и предлагать — одно. Другое дело — вершить
конкретные дела.
Областная государственная социальная программа,
разработанная на 2001 — 2003 годы, постановления губернатора в разрезе
президентских Указов предоставляют широкое поле деятельности не только
в плане профилактики безнадзорности и беспризорности, но и в плане
оказания детям действительной помощи.
!I2!
Примером уникального опыта по спасению детских душ
является областной социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних в поселке Залари. Недавно в нем состоялась выездная
расширенная коллегия на тему «Разработка и апробация технологий
социально-трудовой реабилитации в условиях семейно-воспитательного
комплекса «Молодежный».
А под ногами цветет клубника
Наш автобус, в котором мы ехали, остановился в самом начале улицы. Нас
встречали чистенькие, светлые, еще не успевшие потемнеть от времени
дома. А совсем недавно Тангуй был заброшенной деревней. В поисках
лучшей жизни ее обитатели разъехались кто куда. Но и все же, судьба
распорядилась, чтобы деревня осталась, да не просто осталась, а прогремела
на всю область, и даже Россию.
Семейно-воспитательный комплекс
«Молодежный» (или, как его проще называют, социальная деревня),
работающий на базе областного социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних, является на самом деле уникальным — второго такого
в России нет. В чем же его уникальность?
!I3!
Татьяна Рютина, заместитель губернатора
Иркутской области по социальным вопросам, говорит об этом
так: «Одно дело —
знать и предлагать, и совсем другое — осуществить это. В Заларях взяли и
осуществили. Семейно-воспитательные группы — новая форма семейного
жизнеустройства и новая технология социально-трудовой реабилитации
несовершеннолетних. Детям, отторгнутым семьей, школой негде учиться
жизни, негде постигать ее азы. В заларинской социальной деревне они
получают путевку в жизнь, потому что созданные здесь условия —
настоящие крестьянские, с теми же проблемами и заботами о завтрашнем
дне и хлебе насущном».
Да, опыт заларинской социальной деревни — единственный не
только в нашем регионе, но и в России. Идея ее создания принадлежит
управлению социальной защиты населения администрации Иркутской
области, а точнее — Тамаре Хижаевой, заместителю начальника
областного управления социальной защиты по проблемам семьи, женщин и
детей. Это она поддержала Юрия Гажалова, работавшего тогда в системе
профтехобразования и предложившего открыть курсы для подростков на
базе фермерской школы. Он и воплощал эту идею в жизнь, конечно, при
огромной моральной и финансовой поддержке губернатора Б. Говорина.
Сначала центр был районным, позже приобрел статус областного
учреждения. С приходом к власти Б. Говорина в 1997 году центр получил
новый импульс развития, тогда же начали строиться дома семейно-
воспитательного комплекса.
В отстроенный первый дом привезли подростков. Первая с ними
встреча ужаснула бы, наверное, каждого. Дети с улицы в буквальном
смысле этого слова. Из подвалов и притонов, как говорят, прошедшие » огни
и воды», не знающие не только родительского тепла, но и самого
элементарного. Например, как растет картошка. Одна из первых
воспитанниц «Молодежного комплекса», участвовавшая сначала в посадке
картофеля, а потом в его уборке, расплакалась и сказала: «А мы всегда ее с
мамкой воровали». Подростки, а сюда они поступают с 14-летнего возраста,
впервые для себя открывают, что много в этой жизни можно добиться
собственным трудом. Мальчишки и девчонки участвуют в строительстве
домов, ухаживают за животными, выращивают овощи, откармливают
свиней, доят коз, пасут овец, благоустраивают усадьбы — в общем, учатся
жить по законам семейного бюджета, без чего невозможно обойтись в
жизни. Семейную жизнь подростки изучают здесь на практике в течение
двух лет. Они учатся в школе, получают профессию, приобретают навыки ведения
крестьянского быта.
!I4!
Комплекс «Молодежный» — это современное фермерское хозяйство,
оснащенное необходимой сельскохозяйственной техникой, транспортными
средствами, имеющее в своем распоряжении 40 га пахотных земель. Если
считать, что реабилитационный центр для несовершеннолетних как
учреждение социальной защиты существует с октября 1994 года, то можно
назвать такие цифры. За это время почти 600 выпускников получили
рабочие специальности. Ну а поскольку центр создан для детей из сельских
районов, то и профессиям здесь обучают таким, которые сегодня на селе
востребованы: автослесарь, водитель категории «C», портной, младшая
медицинская сестра, социальный работник.
Сегодня в центре 135 воспитанников, которые прибыли сюда
из 15 районов Иркутской области: из Братского, Зиминского, Иркутского,
Ольхонского, Чунского, Жигаловского, Слюдянского, Киренского.
В семейно-воспитательном комплексе сегодня
живут и трудятся более 40 подростков. В каждой семье по 6 детей и два
воспитателя. Девочки и мальчики, объединенные в одну семью, чувствуют
себя братьями и сестрами. О том, как они живут и хозяйствуют, нам удалось
узнать на конкурсе «Дом славен трудом». Мы отправляемся в гости. И хотя
улица — вот она, рядом, и дорога недлинная и нетрудная (от опушки
соснового бора, где остановились наши автобусы, до околицы — рукой
подать), мы ступаем медленно и осторожно, потому что зеленая мурава
сплошь усыпана белыми цветочками — это цветет клубника.
От крылечка до краешка огорода
У калитки нас встретил невысокого роста худощавый паренек.
«Здравствуйте!» — это слово сегодня здесь звучало, кажется, чаще других.
«Здравствуйте!» — как пожелание здоровья и добра. Здоровались с нами,
желали добра и удачи мы.
!I5!
Знакомимся с обитателем этого дома. Василию — 15 лет,
приехал сюда в прошлом году из Жигалова. Он нам рассказывает, как они
заселялись сюда: вначале в дом впустили кошечку на счастье и
благополучие — все, как и полагается в новоселье. Был при доме земельный
участок в 1 гектар, огород, кое-какая живность. Теперь у них посажен
картофель, 5 соток моркови, столько же — свеклы, есть 2 свиньи, 15 цыплят, 6
гусят, 4 кролика и даже лошадка! Мы обходим усадьбу. Грядки ровные и
совсем без сорняков. Цветочные клумбы, аккуратно сложенная поленица
— все как в настоящем крестьянском быту. А в доме чистота, порядок и уют.
Комнаты девчонок сразу отличаются от мальчишечьих — всякими
салфеточками, открытками, игрушками. Надя и Валя (им тоже по 15 лет)
говорят, что их дом самый дружный, и похвалились грамотой за активное
участие в спортивной жизни школы. Девчата угостили нас чудесной
окрошкой и вкусным тортом — все приготовлено своими
руками.
«Сестренки» приобретают профессию младшей медицинской
сестры и мечтают учиться дальше в медицинском колледже. Мы желаем им
счастья и удачи.
Валентина Кренделева, заместитель главы
администрации по социальным вопросам Зиминского района, только что
вышедшая из этого дома, делится своими впечатлениями: «Мне нравится
сам принцип воспитания. У ребят появляется хорошая крестьянская жилка.
Очень хорошие бытовые условия, а это самое важное. Думаю, что
эти дети потом захотят иметь такой же дом, где от крылечка до краешка
огорода они будут чувствовать себя хозяевами».
«Да это же как у Макаренко!» — воскликнула одна из гостей.
Этому сравнению в центре никто не удивляется. Система, разработанная
когда-то Антоном Семеновичем, практически ничем не изменилась:
подростки проходят реабилитацию, обеспечивая себя плодами собственного
труда. Работая на огороде, заботясь о животных, занимаясь в школе,
спортом, подростки совершенно не имеют времени на пустое. Здесь не
увидишь слоняющихся без дела. Ведь именно через занятость и идет
нравственное оздоровление. А что делается в детских домах? Дети,
попавшие туда, растут совершенно оторванными от настоящего. Они
привыкают ко всему готовому и выходят из тех стен, не имея представления,
из чего получается хлеб, как растет картошка, и откуда берется молоко…
Представляете, каково им в жизни?
Гажаловские ребятишки с чувством рассказывают о том, что
их коза дает 2,5 литра молока утром и столько же вечером! На наш вопрос,
что это за животина такая, видно, породистая, хитро улыбаются и молчат.
Уж они-то точно теперь знают, в какое время и чем кормить скотину, как
ухаживать. И совсем их не пугает, что доить надо утром в 6 часов. В одном
из домов мечтают о том, что, когда их корова отелится и будет давать
молоко, его излишки они станут продавать, а на эти деньги купят
магнитофон. Согласитесь, это уже результат. Победа. Дети не просят
магнитофон, а зарабатывают на него!
На пороге самостоятельной жизни
Ребятишкам, попавшим в гажаловский центр, считаю,
повезло. У нас ведь как получается? Если у ребенка за плечами 1 — 2 класса,
а то и вовсе ни одного, если родители не учили его по утрам умываться и
чистить зубы, если его никто не любил, не лечил, если он не умеет
нормально разговаривать — значит, прямая дорога ему в интернат для
умственно отсталых! Гажалов считает, что никакие они не
отсталые, а просто педагогически запущенные дети. Два года реабилитации
в центре дают свои результаты. В учебно-консультационном пункте
воспитанники осваивают объемы начального, основного и среднего
образования по индивидуальным программам ускоренного обучения. Нынче
в УПК занимаются 80 детей.
!I6!
В день, когда проходила коллегия, выпускникам вручали
аттестаты.
«Оперились наши птенцы», — тепло сказал Юрий
Александрович. Да, сейчас они — на пороге самостоятельной жизни. Как
сложится она у каждого из этих подростков? Но одно можно сказать уже
определенно: два года, проведенные в центре, не прошли для них
бесследно. И аттестат — как первый документ, который заработан своим,
великим трудом, — стал путевой в жизнь. Поздравления, напутствия… Но
буквально всем, кто присутствовал здесь, не давал покоя один вопрос: «А
что дальше?»
Проблема трудоустройства подростков по достижении ими
совершеннолетия остается острой. Об этом говорили Татьяна Юртаева,
заместитель председателя комитета по социально-культурному
законодательству Законодательного собрания Иркутской области, Семен
Круть, начальник управления социальной защиты населения
администрации Иркутской области, другие. Сегодня ситуация по всей
стране, не только в области, такова, что устроиться на работу очень сложно.
Что уж говорить о выпускниках центров, таких, как в Заларях.
Семен Круть считает, что в области должна быть
составлена программа жизнеустройства детей. И лучшим вариантом будет,
если трудоустройством подростков после пребывания в центре будут
заниматься муниципалитеты. Он же сказал, что возрастной ценз
воспитанников желательно увеличить до 20 лет, в детях можно
будет заложить больше хорошего.
Петр Марчук, мэр Заларинского района, согласен,
чтобы дети возвращались на свои территории. Но, к сожалению, в
хозяйствах не всегда есть возможность их трудоустроить,
нет жилья. На селе строительство
жилья приостановлено. Сегодня практикуется восстановление брошенных
домов. Но на это не хватает средств. В Заларинском районе готовы
восстанавливать, но при финансовой поддержке областной администрации.
Александр Ведерников, начальник департамента
по работе с представительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, сказал, что готов заниматься этой
проблемой на уровне работы с мэрами: «У нас есть законы,
чтобы трудоустроить детей. Тема заслуживает внимания, и общими
усилиями мы будем решать эту проблему».
Татьяна Юртаева также поддержала предложение
по трудоустройству выпускников реабилитационного центра. Она
сказала: «Закон о квотировании мест для трудоустройства трудных
подростков выносился на рассмотрение Законодательного собрания. Я
пришла к выводу, что этот закон жизненно необходим. По моему мнению,
необходимо заинтересовать работодателей предоставлением им каких-
либо льгот. Мы ждем от вас предложений».
Борис Гудков, директор профтехучилища для
инвалидов, высказал предложение по развитию и расширению своего
учреждения, чтобы в нем можно было обучать не только инвалидов, но и
других детей, нуждающихся в социальной реабилитации. Он сообщил,
что училище можно расширить — площади и коммуникации позволяют
это сделать. Тогда здесь смогут учиться ребята с любым начальным
образованием, с любым уровнем интеллекта. Вообще, на
мероприятии отмечалось, что власти уделяют пристальное
внимание социальной реабилитации трудных детей. А значит,
многие вопросы найдут свое решение.