В Китай, а не в Приморье
Я уверен, что трубопровод на Дальний Восток не будет
построен, — сказал Михаил Ходорковский, председатель
правления НК ЮКОС, на недавней встрече с прессой на
семинаре клуба региональной журналистики.
Так он прокомментировал вопрос журналистов из Приморья
по поводу трубы, которую планирует тянуть Транснефть.
Журналисты уверяют, что проект трубопровода уже реализуется,
в частности, приобретаются и готовятся участники земли
по его маршруту. «Они могут покупать участки, но это
означает, что проект будет реализован», — сказал Ходорковский.
Руководитель ЮКОСа заверил, что труба на Дальний Восток
не может быть построена Транснефтью не из-за злого умысла
конкурентов, а по элементарным экономическим соображениям.
Предполагается, что ее протяженность должна составить
4,5 тысячи км. Чтобы окупить ее в течение 15 лет, на
которые рассчитывает Транснефть (хотя, по подсчетам
ЮКОСа, понадобится не менее 20 лет), ежегодно нужно
прогонять 50 млн. тонн нефти. За 15 лет Транснефти понадобится
загнать в трубу 750 миллионов тонн нефти. А поскольку
брать ее компания планирует у ЮКОСа, которому нужно
заполнять еще и свои мощности, всего, по подсчетам Ходорковского,
понадобится ни много ни мало 1 млрд. тонн. Запасы Верхнечонского
месторождения составляют 140 млн. тонн, Тококанского
— 120 млн. тонн. Как сделать миллиард из имеющихся
в Восточной Сибири 260 миллионов, в ЮКОСе не представляют.
Далее Михаил Ходорковский сравнил затраты на трубопровод
в Приморье и на трубопровод к Китай (проект ЮКОСа).
Протяженность трубопровода в Китай — 1700 км. Стоимость
— 1,7 млрд. долларов. Стоимость трубопровода на Дальний
Восток — 5,6 млрд. Освоение месторождений (для добычи
недостающей нефти) — еще 50 млрд. долларов. И потом,
везде в мире принято сначала осваивать месторождение,
а потом строить от него трубу, а не наоборот, заметил
Ходорковский.