ПОЛОЖЕНИЕ о предоставлении безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств областного бюджета
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение устанавливает условия предоставления,
порядок получения, размер, а также порядок предоставления
безвозмездных субсидий на приобретение жилья, предоставляемых за
счет средств областного бюджета, гражданам Российской Федерации,
проживающим на территории Иркутской области, нуждающимся в
улучшении жилищных условий.
1.2. Положение о предоставлении безвозмездных субсидий на
приобретение жилья за счет средств областного бюджета (далее —
Положение) разработано в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»,
Жилищным кодексом РСФСР, постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.08.96 г. N 937 «О предоставлении
гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или
приобретение жилья», Правилами учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
Иркутской области, утвержденными решением Облисполкома от
01.04.1991 г. N 180.
1.3. Безвозмездная субсидия на приобретение жилья (далее — субсидия)
предоставляется администрацией Иркутской области за счет средств
областного бюджета в пределах средств, предусмотренных законом
области об областном бюджете на соответствующий год.
1.4. Правом на получение субсидии обладают граждане Российской
Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории
Иркутской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и
состоящие в соответствии с законодательством на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, являющиеся:
— работниками областных государственных учреждений;
— лицами, замещающими должности, не относящиеся к областным
государственным должностям и включенные в штатное расписание в
целях технического обеспечения деятельности областных
государственных органов;
— победителями ежегодного областного смотра — конкурса «Учитель
года»;
— победителями областного конкурса «Лучший социальный работник»;
— творческими работниками — членами творческих союзов,
действующих на территории Иркутской области.
1.5. Гражданам, указанным в пункте 1.4 (далее — граждане), субсидии
предоставляются на условиях, в порядке и размере, установленными
настоящим Положением.
1.6. Учет граждан, имеющих в соответствии с настоящим Положением
право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее
получение, осуществляется:
— областными государственными учреждениями — в отношении
работников областных государственных учреждений;
— уполномоченным подразделением администрации области — в
отношении лиц, замещающих должности, не относящиеся к областным
государственным должностям и включенные в штатное расписание в
целях технического обеспечения деятельности областных
государственных органов;
— главным управлением общего и профессионального образования
администрации области — в отношении победителей ежегодного
областного конкурса «Учитель года»;
— управлением социальной защиты населения администрации области —
в отношении победителей областного конкурса «Лучший социальный
работник»;
— комитетом по культуре администрации области — в отношении
творческих работников — членов творческих союзов, действующих на
территории Иркутской области.
1.7. Списки очередности граждан на получение жилищной субсидии
должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены гербовой печатью
соответствующего областного государственного учреждения, Главного
управления общего и профессионального образования, комитета по
культуре, управления социальной защиты населения, уполномоченного
подразделения администрации области в соответствии с пунктом 1.6
Положения.
1.8. Предоставление субсидий производится по желанию гражданина, в
порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет
по улучшению жилищных условий. В приоритетном порядке субсидия
может быть предоставлена гражданам, имеющим наибольший
соответствующий стаж работы и (или) имеющим в соответствии с
законодательством право на внеочередное, первоочередное
предоставление жилых помещений.
1.9. Субсидия предоставляется гражданину, имеющему в соответствии
с настоящим Положением право на ее получение с учетом
проживающих совместно с ним членов его семьи. При этом к членам
семьи относятся супруг, их дети и родители. Другие родственники,
нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях, и иные
лица могут быть признаны членами семьи гражданина, претендующего
на получение субсидии, в установленном законодательством судебном
порядке.
1.10. Право граждан на получение субсидии удостоверяется
свидетельством (гарантийным письмом) о предоставлении субсидии на
приобретении жилья (приложение 1), срок действия которого не
должен превышать шести месяцев.
Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или
застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена
предоставленная гражданину субсидия.
1.11. Субсидия предоставляется гражданину в безналичной форме
путем перечисления платежей продавцу или застройщику жилья на
основании соответствующих договоров.
1.12. Субсидия может быть использована гражданами по их желанию:
на приобретение готового жилья по их выбору;
на финансирование строительства индивидуального жилого дома в
форме перечислений по индивидуальному графику за выполненный
объем работ;
на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке
многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не
менее 70 процентов).
1.13. Субсидия предоставляется на приобретение жилого помещения,
соответствующего типовым потребительским качествам, по
социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию,
но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи,
состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на
семью из двух человек и 33 кв. метров общей площади на одиноко
проживающих граждан.
1.14. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую
собственность всех членов семьи получателя субсидии, а при
предоставлении субсидии одному человеку — в собственность
получателя субсидии.
1.15. Гражданин, которому выделяется субсидия, имеет право
приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к
жилым помещениям для постоянного проживания. Допускается
приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной
нормы площади жилья на семью, но не менее 9 квадратных метров
жилой площади на каждого члена семьи получателя субсидии.
Стоимость приобретаемого жилья, указываемая в соответствующем
договоре, не должна быть менее размера получаемой субсидии.
1.16. Перечисление субсидии производится после внесения
гражданином собственных и (или) заемных средств в размере
недостающих средств на приобретение жилья, подтвержденного в
установленном порядке.
1.17. Субсидия в соответствии с настоящим Положением
предоставляется только один раз.
1.18. Граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с
учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
1.19. Лицам, получившим субсидию в соответствии с настоящим
Положением, иные формы льготного финансирования (кредитования)
приобретения жилья за счет средств областного бюджета не
предоставляются.
II. РАЗМЕР ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ СУБСИДИИ
2.1. Размер предоставляемой субсидии определяется в соответствии с
таблицей для определения размера субсидии (приложение 2).
2.2. К числу данных, необходимых для определения размера
предоставляемой субсидии, относятся:
— социальная норма площади жилья, указанная в пункте 1.13
настоящего Положения;
— стоимость приобретения одного квадратного метра жилья, не
превышающая установленный управлением государственной
вневедомственной экспертизы и ценообразования в строительстве
администрации области размер средней стоимости строительства
одного квадратного метра жилых домов с типовыми потребительскими
качествами по городу (району) области на первое число каждого
квартала (дифференцирование по квартирам в многоэтажных
многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах).
2.3. Губернатор области при рассмотрении проектов распоряжений о
предоставлении субсидий вправе уточнять размеры субсидии в
диапазоне плюс — минус 20 процентов стоимости приобретения жилья.
III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ
3.1. Для организации работы по предоставлению гражданам субсидий в
соответствии с настоящим Положением при администрации области в
установленном порядке создается Областная комиссия по субсидиям на
приобретение жилья (далее — Комиссия).
В компетенцию Комиссии входит:
— распределение объема выделенных бюджетных средств для
предоставления гражданам субсидий между Главным управлением
общего и профессионального образования, управлением социальной
защиты населения, комитетом по культуре, комитетом
здравоохранения, комитетом по молодежной политике, комитетом по
физической культуре и спорту, уполномоченным подразделением
администрации области (далее — подразделения администрации
области);
— определение конкретной величины стоимости приобретения одного
квадратного метра жилья при предоставлении субсидий гражданам;
— рассмотрение материалов учетных дел по заявлениям граждан на
предоставление субсидий, внесенных в установленном настоящим
Положением порядке подразделениями администрации области и
принятие по ним конкретных решений;
— в случаях необходимости истребование дополнительных документов
по рассматриваемым вопросам;
— рассмотрение предварительных решений подразделений
администрации области на предмет соответствия их требованиям
законодательства, обоснованности;
— подготовка проектов распоряжений губернатора области, в его
отсутствие — исполняющего обязанности главы администрации
области, о предоставлении субсидий гражданам;
— иные вопросы по поручению губернатора области, в его отсутствие —
исполняющего обязанности главы администрации области.
3.2. После вступления в силу закона области о бюджете на очередной
финансовый год Комиссия распределяет объем выделенных
бюджетных средств для предоставления гражданам субсидий между
подразделениями администрации области по курируемым
направлениям деятельности.
3.3. Подразделения администрации области:
— осуществляют предварительное распределение субсидий конкретным
гражданам по курируемым направлениям с подготовкой проекта
соответствующего решения Комиссии;
— обеспечивают формирование в соответствии с настоящим
Положением учетных дел граждан, претендующих на получение
субсидии;
— рассматривают по существу обращения граждан и руководителей
соответствующих учреждений, творческих союзов по вопросам
получения субсидий;
— в трехдневный срок с момента принятия доводят до сведения
заинтересованных граждан, руководителей областных
государственных учреждений, творческих союзов принятые Комиссией
решения;
— в трехдневный срок с момента принятия губернатором области, и.о.
главы администрации области распоряжения о предоставлении
субсидий доводят их до сведения заинтересованных руководителей
областных государственных учреждений, творческих союзов и
граждан, которым субсидии предоставлены.
3.4. Ответственность за своевременность предварительного
распределения субсидий конкретным гражданам, полноту и
достоверность сформированных учетных дел граждан возлагается на
подразделения администрации области по курируемым направлениям
деятельности.
3.5. Представленные подразделениями документы совместно с
учетными делами граждан, претендующих на получение субсидий,
рассматриваются Комиссией.
3.6. На основании принятых Комиссией решений готовится проект
распоряжения Губернатора области, в его отсутствие — и.о.главы
администрации области, о предоставлении субсидий. Данный проект
должен быть подготовлен и согласован не позднее 20 дней со дня
вынесения Комиссией решений о предоставлении субсидий.
3.7. Обеспечивает оформление и подписывает Свидетельство
(гарантийное письмо) о предоставлении субсидии от имени
администрации области председатель комитета по хозяйственной
деятельности аппарата губернатора области.
3.8. Перечисление субсидий из областного бюджета осуществляется
главным финансовым управлением администрации области в
соответствии с требованиями бюджетного законодательства и
настоящего Положения.
3.9. При установлении фактов необоснованного предоставления
субсидии (в том числе выявления в представленных документах не
соответствующих действительности сведений о нуждаемости в
улучшении жилищных условий), либо использования субсидии не по
целевому назначению, администрация области принимает меры к
возврату в установленном законодательством порядке предоставленной
субсидии в полном размере.
IV. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ НА РАССМОТРЕНИЕ КОМИССИИ.
4.1. Гражданин, имеющий в соответствии с настоящим Положением
право и претендующий на получение субсидии, подает заявление на
имя губернатора области в подразделение администрации области по
курируемому направлению деятельности. К заявлению прилагается
решение жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета по
месту работы с ходатайством руководителя по месту работы о
предоставлении субсидии, а также:
— справка о составе семьи, выданная органом регистрационного учета, с
указанием даты регистрации по месту проживания всех членов семьи;
— копия правоустанавливающего документа на занимаемое жилое
помещение (ордера, гражданско-правового договора — купли-продажи,
мены, дарения, приватизации, свидетельства о праве на наследство и
т.д.);
— копии документов, подтверждающих родство (свойство) заявителя и
членов его семьи (свидетельства о рождении, о регистрации либо
расторжении брака и т.д.);
— копия трудовой книжки заявителя;
— копия документа, подтверждающего наличие права на льготное
получение жилых помещений (справки, удостоверения и т.д.);
— копии паспортов на всех членов семьи;
— документы, подтверждающие факт нуждаемости в улучшении
жилищных условий в установленном порядке:
отсутствие в собственности жилья, что подтверждается
соответствующими справками органа технической инвентаризации,
Департамента Иркутской области по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо его филиала;
наличие жилья менее обеспеченности жилой площадью на одного
члена семьи (менее 12 кв.м. на одного члена семьи), что
подтверждается соответствующими правоустанавливающими
документами;
наличие жилья, не отвечающего установленным санитарным и
техническим требованиям, что подтверждается заключением
соответствующих органов (при нахождении жилого помещения в
государственной или муниципальной собственности — заключением
соответствующего государственного или муниципального органа
исполнительной власти; при нахождении жилого помещения в частной
собственности — заключением органа технической инвентаризации и
т.д.);
наличие иных оснований признания граждан нуждающимися в
улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями
законодательства, что подтверждается в установленном
законодательством порядке;
— иные документы, имеющие значение для рассмотрения
заявления.
Копии приложенных к заявлению документов должны быть заверены.
Допускается представление копий документов, заверенных
руководителем подразделения администрации области по курируемому
направлению деятельности, областного государственного учреждения,
либо уполномоченными ими должностными лицами.
4.2. Заявления граждан, поданные в соответствии с пунктом 4.1
Положения, регистрируются в Книге регистрации заявлений о
предоставлении субсидий в подразделении администрации области по
курируемым направлениям деятельности. Книга регистрации
заявлений о предоставлении субсидий должна быть прошита,
пронумерована, скреплена печатью соответствующего подразделения
администрации области.
4.3. По результатам рассмотрения заявления подразделением
администрации области принимается решение либо о предварительном
распределении субсидий конкретным гражданам в пределах
распределенных Комиссией соответствующему подразделению
бюджетных средств, либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем
гражданину письменно сообщается в срок, не превышающий одного
месяца со дня подачи заявления.
4.4. При рассмотрении заявлений на получение субсидий
подразделением администрации области определяется точный размер
субсидии, а также предварительно определяется наличие у гражданина
средств, недостающих на приобретение жилья. При отсутствии средств
на покрытие разницы между стоимостью приобретения жилья и
величиной субсидии гражданину отказывают в предоставлении
субсидии в данный момент на основании невозможности ее
использования по назначению. Право гражданина на получение
субсидии сохраняется в дальнейшем.
4.5. При принятии положительного решения подразделение
администрации области вносит документы на рассмотрение Комиссии
в соответствии с требованиями настоящего Положения.
На каждого гражданина (всю его семью), в отношении которого
соответствующим подразделением администрации области принято
предварительное решение о распределении субсидии заводится
учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые
документы, являющиеся основанием для принятия решения. Учетное
дело должно быть прошито, пронумеровано, иметь опись находящихся
в деле документов.
4.6. Решения подразделения администрации области по вопросу
субсидий, Комиссии могут быть обжалованы губернатору области в
установленном порядке.
V. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ
5.1. При предоставлении субсидии на строительство квартиры в жилом
многоквартирном доме, строящемся за счет средств областного
бюджета, гражданин перечисляет недостающую часть стоимости
строительства квартиры в областной бюджет в 20-дневный срок с
момента подписания распоряжения губернатора области о
предоставлении субсидии на основании договора о долевом участии. В
случае, если недостающая часть не будет перечислена или будет
перечислена не полностью, комиссия вправе рассматривать вопрос об
отмене решения о предоставлении субсидии с соответствующей
корректировкой распоряжения губернатора области, либо и.о. главы
администрации области.
5.2. При предоставлении субсидии на строительство индивидуального
дома или квартиры в многоквартирном жилом доме (за исключением
случая, предусмотренного пунктом 5.1. настоящего Положения)
платежи за выполненные работы перечисляются заказчику —
застройщику или строительной организации по следующим
основаниям:
— наличием договора подряда, заключенного гражданином с подрядной
организацией либо договора инвестирования, заключенного
гражданином с заказчиком (застройщиком) жилья;
— представлением актов на выполненные работы либо счетов на оплату
строительных материалов, изделий, оборудования, инструмента, услуг
по их перевозке торговому предприятию;
— наличием технической документации строительства, в том числе,
подтверждающей высокую степень технической готовности
строящегося объекта.
5.3. При предоставлении субсидии на приобретение готового жилья
(дома, квартиры) платежи перечисляются продавцу жилья на
основании договора купли — продажи между продавцом и покупателем
— получателем субсидии и членами его семьи.
Заместитель главы администрации области Т.И.Рютина
Исп. Начальник государственно-правового департамента С.И.Родионова