"Конкуренция нас не пугает",
-- пожал плечами директор Иркутского муниципального унитарного предприятия "Асфальтобетонный завод" (МУП "АБЗ") Юрий Кофман в ответ на вопрос о потенциальных соперниках на рынке строительных услуг.
И это никакая не бравада. Завод-автомат германской
фирмы «Виртген» — единственный в своем роде от Урала
до Тихого океана. Производит он асфальтобетон, или,
как выражаются специалисты, дорожную одежду: 116
тонн в час. Привлекает он прежде всего насыщенностью
автоматикой и электроникой.
— Весь технологический процесс, начиная с участка
первичной обработки щебня и кончая выходом готовой
продукции, проходит под наблюдением одного оператора,
— сказал Юрий Аронович.
Уловив на моем лице недоверие, Кофман тут же
предложил подняться в кабину управления,
поднятую на высоту двухэтажного дома. Пока
забирались по узким ступенькам, успеваю
полюбоваться стрельнувшими в небо битумными
емкостями, вместительным сушильным барабаном для
инертных, бункерами-наполнителями и, конечно же,
самой установкой для производства асфальтобетона. Все
находилось в рабочем состоянии, как, впрочем, и
оборудование самой кабины управления, поразившей
каким-то домашним уютом. Протянутая оператором
Александром Марчуком компьютерная распечатка поясняла,
сколько и чего засыпано, время замеса.
Кстати, на производство тонны асфальтобетона
требуется всего полминуты.
— А сколько можете выдать за смену? —
интересуюсь у Марчука.
— 1200 тонн без напряга, — не отрываясь от
пульта ответил Марчук. — В пиковые дни прошлого
сезона выпускали по 1250 тонн. На данный период
заказов мало, сегодня, к примеру, отгрузил чуть
больше 200 тонн. — Заметив через окно подползавший
КАМАЗ, добавил: — Сейчас еще шесть тонн засыпем.
— Я вот чего не понимаю, — задумчиво произнес
Юрий Аронович. — Президент, правительство, местная
администрация новые дорожные программы составляют,
говорят о наращивании темпов, а дело как
тормозилось, так и продолжает тормозиться. А ведь
лето не ждет, сезон, что называется, в разгаре.
Опять будем ремонтировать дороги в дожди и холода, а
потом пенять на качество асфальтобетона.
Прав директор, не так давно объекты базы
стройиндустрии находились в приоритетах. Кирпич,
асфальт, цемент, делили по «шахматке», а сегодня все
словно забыли о существовании этих важнейших
производств. Что такое 200-300 тонн для
разбитых улиц Иркутска? А суть проблемы в том, что у предприятия
«Гарант» долги перед нами за полученный асфальт.
Оно не попало в этом году в список организаций, участвующих
в тендере на право проведения работ в городе. И беспардонно
обратилось в суд. Итоги тендера приостановлены до проведения
разборок. Предприятия стоят. Улицы не асфальтируются.
Вспомнилось и то, с какими потугами строился
и запускался завод, его первая продукция, уложенная
по Байкальской и дороге на Листвянку. Сколько тогда
было надежд, радостей на лицах дорожников,
заказчика. Уже в первый сезон 99 года коллектив
предприятия выпустил 56 тыс. тонн асфальтобетона, в
прошлый — 82,5 тысячи.
Столь резвое начало руководитель предприятия
объясняет стабильностью коллектива. Дескать, почти
все специалисты работают со дня пуска завода. Люди
прошли подготовку в Московском филиале фирмы
«Виртген», хорошо знают и владеют технологией, в
любое время могут подменить друг друга, прийти на
помощь. Это операторы Василий Рудых и Антон Коваль,
уже упомянутый Александр Марчук и Юрий Яновский,
бывший оператор, а сейчас главный механик завода Александр
Сизых, начальник стройлаборатории Гертруда
Карпец… Словом, те, кто сохранил энергию, веру в
здравый смысл и надежду на лучшее будущее.
Эта надежда во многом связана с возглавившим
предприятие почетным строителем России Юрием
Кофманом, человеком удивительно
работоспособным и болеющим за дело. Благодаря его
настойчивости предприятие обзавелось
спецавтотранспортом, сэкономив на перевозках сотни
тысяч рублей. Благодаря его стараниям у
коллектива АБЗ появился свой административно-бытовой
корпус с душевыми, раздевалками, столовой,
лабораторией, оснащенной современными приборами и
оборудованием для испытания качества нефтебитума,
минерального порошка, инертных, асфальтобетона.
В ноябре заложили, а сегодня службы уже
переезжаюют в светлые, пахнущие деревом и краской
кабинеты и лаборатории.
Остальное, как у всех производителей: делать то,
чему научились, только в гораздо больших объемах,
качественней, дешевле, чем у других. На этот сезон в
повестке один пункт — довести выпуск
асфальтобетона до ста тысяч тонн. При таких объемах
все затраты на предприятие окупятся уже в течение
трех-четырех лет, а городские улицы, скверы и площади
станут нарядными и красивыми.