издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Областное трехстороннее соглашение на 2002-2003 годы по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области

Областной Совет профсоюзов, представляющий отраслевые профсоюзные организации и трудовые коллективы Иркутской области (далее - профсоюзы), Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей, представляющее интересы работодателей, входящих в это объединение (далее - работодатели), и администрация области (далее - администрация), именуемые в дальнейшем Сторонами социального партнерства, в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Законом Иркутской области "Об организационных и правовых основах социального партнерства в Иркутской области" заключили настоящее Соглашение на 2002-2003 годы.

Настоящее Соглашение является областным правовым актом в сфере социального партнерства,
определяющим приоритетные цели в области регулирования социально-трудовых отношений и
устанавливающим взаимные обязательства Сторон по их достижению.
Стороны осуществляют взаимодействие в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента
и Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Иркутской области, нормативными
правовыми актами администрации области, Генеральным соглашением между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации на 2002-2004 годы, настоящим Соглашением.

Стороны обязуются соблюдать условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную
законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение условий Соглашения.
Стороны взаимно обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении
вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы населения области, и выработке по ним решений.
Стороны при необходимости готовят предложения по проектам
областных нормативных правовых актов, администрация области в пределах своей компетенции принимает
их в установленном порядке либо вносит на рассмотрение Законодательного собрания области.

Приоритетные цели в области регулирования социально-трудовых отношений на 2002-2003 годы

Подтверждая свои намерения содействовать проведению социально-экономической политики в интересах
населения области, Стороны считают необходимым:

В сфере экономической политики:

— Создание условий для развития экономики за счет повышения эффективности производства.

— Достижение компромисса экономических интересов естественных монополий и других
товаропроизводителей области.

— Создание дополнительных рабочих мест.

В сфере оплаты труда и уровня жизни населения:

— Поэтапное доведение минимальной оплаты труда в организациях всех организационно-правовых форм
собственности до уровня, обеспечивающего прожиточный минимум в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

— Погашение имеющейся задолженности по заработной плате.

— Обеспечение роста реальной заработной платы.

В сфере рынка труда и занятости населения:

— Обеспечение занятости населения, разработка и осуществление необходимых мер по снятию социальной
напряженности на рынке труда.

— Сдерживание уровня безработицы.

В сфере охраны труда и экологической безопасности:

— Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе создания
безопасных и здоровых условий труда.

В сфере социальных гарантий и защиты:

— Повышение эффективности социальной защиты наиболее уязвимых групп населения области на основе
реализации соответствующих областных программ и совершенствования нормативно-правовой базы.

В сфере социального партнерства:

— Развитие системы социального партнерства на основе расширения договорного регулирования
социально-трудовых отношений, в том числе на отраслевом и территориальном уровнях.

Для достижения приоритетных целей в области социально-трудовых отношений Стороны принимают
на себя следующие обязательства:

Статья 1

Экономическая политика в сфере трудовых отношений

Стороны социального партнерства:

1.1. Принимать участие в реструктуризации предприятий с целью повышения эффективности
производства и улучшения финансово-экономических результатов их деятельности.

1.2. Совместно с органами местного самоуправления содействовать выполнению антикризисных
программ градообразующих организаций по оздоровлению их финансово-экономического
состояния, оказывать помощь в практической реализации данных программ.

1.3. Направить совместные усилия на достижение компромисса экономических интересов
естественных монополий и других товаропроизводителей области.

Администрация:

1.4. Принимать меры к реализации федеральных и областных программ и мероприятий и обеспечивать
ежеквартальный мониторинг их выполнения (приложение N 1).

1.5. Создавать условия для внедрения мероприятий энергоресурсосбережения в жилищно-
коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы на территории области.

1.6. Содействовать сохранению для сельхозтоваропроизводителей дифференцированных, а для
тепличных комбинатов льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую из
региональной энергетической системы.

1.7. Содействовать сохранению государственной поддержки перевозок пассажиров всеми видами
общественного транспорта (кроме такси) по внутриобластным маршрутам в соответствии с
законодательством.

Профсоюзы:

1.8. Принимать участие при рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников в арбитражных
судах в установленном законодательством порядке.

1.9. Осуществлять взаимодействие с администрациями всех уровней и объединениями работодателей
в предотвращении и урегулировании возникающих индивидуальных и коллективных трудовых
споров в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

1.10. Оказывать правовую помощь акционерам — членам профсоюзов организаций — банкротов.

1.11. Добиваться участия представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления организаций в
соответствии с действующим законодательством о профсоюзах.

1.12. Содействовать системной организации нормирования труда в организациях.

1.13. Принимать участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативно-правовым
документам, затрагивающим социально-трудовые права работников, в формировании областных
социальных программ.

Статья 2

Оплата труда и уровень жизни населения

Стороны социального партнерства:

2.1. Считать задержку выплаты заработной платы недопустимой.
Принимать меры к погашению задолженности по заработной плате работникам организаций
различных форм собственности.

2.2. Осуществлять тарифное регулирование заработной платы в организациях внебюджетного сектора
экономики на основе заключения отраслевых тарифных соглашений.

Работодатели и профсоюзы:

2.3. Обеспечивать своевременную выплату заработной платы. Осуществлять ее регулярное
повышение в соответствии с федеральным законодательством, отраслевыми тарифными
соглашениями и коллективными договорами.

2.4. Предусматривать в коллективных договорах организаций всех форм собственности:

2.4.1. В целях повышения гарантий работникам при остановке производства установление оплаты времени
простоя в размере не менее двух третей средней заработной платы работников.

2.4.2. Положения о необходимости поддержания тарифной части заработной платы на уровне не
ниже 50% от общего ее размера.

2.4.3. Взаимные обязательства по нормированию трудовых затрат и их пересмотру при изменении
организационно-технических условий.

2.5. Проводить согласованные действия по вопросам изменения системы оплаты труда, формам и
размерам материального поощрения работников в соответствии с действующим
законодательством и коллективными договорами.

2.6. В организациях, где минимальная заработная плата временно не достигает величины
прожиточного минимума трудоспособного населения области, разрабатывать программу ее
поэтапного повышения.

Профсоюзы:

2.7. Добиваться включения в коллективные договоры, соглашения положений, определяющих
порядок, сроки и размеры пересмотра уровня заработной платы в организациях всех форм
собственности.

Работодатели:

2.8. Производить индексацию задержанной заработной платы в связи с ростом потребительских цен
на товары и тарифов на услуги в соответствии с федеральными законодательными актами,
отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами.

Администрация:

2.9. Ежеквартально устанавливать величину прожиточного минимума в целом по области на душу
населения и по основным социально-демографическим группам, а также с учетом территориальной
дифференциации уровня цен по южным районам, местностям приравненным к районам Крайнего
Севера, районам Крайнего Севера.

Статья 3

Рынок труда и занятость населения

Стороны социального партнерства:

3.1. Обеспечить выполнение Программы содействия занятости населения Иркутской области с учетом
поступления средств из федерального бюджета и бюджета области.

3.2. Сдерживать безработицу в Иркутской области на уровне не выше 3-х процентов.

3.3. Принимать согласованные действия при угрозе массового высвобождения работников, экстренно
разрабатывать мероприятия, направленные на содействие занятости населения, поддержку
высвобождаемых работников, определять источники их финансирования. Оказывать необходимую
помощь по обеспечению занятости населения на территориях, где уровень безработицы превышает 5
процентов.

Основными критериями массового увольнения являются:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15
и более человек;

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией
предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в
муниципальных образованиях с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек.

3.4. Осуществлять меры по социальной защите граждан, уволенных в связи с ликвидацией
организаций или сокращением численности (штата). Содействовать трудоустройству
высвобождаемых работников с ликвидируемых организаций на рабочие места в организациях,
создаваемых на базе их имущества, при необходимости направлять на профессиональное обучение.

3.5. Обеспечивать организацию общественных работ для незанятого населения, временных рабочих
мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3.6. Обеспечивать в соответствии с законодательством квотирование рабочих мест в организациях,
независимо от форм собственности, для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.

3.7. Принимать меры по обеспечению рабочими местами выпускников ВУЗов области на
предприятиях области.

Работодатели и профсоюзы:

3.8. При заключении коллективных договоров предусматривать вопросы внутрифирменной
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организаций.

Работодатели:

3.9. Привлечение и использование на территории области иностранной рабочей силы осуществлять на
принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и с учетом
мнения соответствующих объединений профсоюзов.

3.10. Организовывать переподготовку, повышение квалификации высвобождаемых работников по
перечню вакантных должностей и свободных рабочих мест до наступления увольнения, если для
трудоустройства требуется предварительное профессиональное обучение.

3.11. Обеспечить прием на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии
с установленными законодательством Российской Федерации квотами.

3.12. Предоставлять в центры занятости населения городов (районов) информацию о наличии
вакантных рабочих мест (должностей).

Профсоюзы:

3.13. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры организаций
добиваться:

— сохранения рабочих мест;

— создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации
работников, в том числе намеченных к высвобождению;

— заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и
профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной
продолжительности рабочего времени;

— создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;

— выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых в
организациях;

— предоставления дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате
банкротства организаций;

— сохранения за уволенными по ликвидации либо по сокращению штата (численности) льгот и
гарантий, предусмотренных для работающих.

3.14. Обеспечить правовую защиту и юридическую помощь работникам и профсоюзным
комитетам организаций, находящимся на профсоюзном обслуживании.

3.15. Подготовить и направить в Законодательное собрание области проект закона «О привлечении и
использовании иностранной рабочей силы на территории Иркутской области».

3.16. В целях повышения престижа массовых профессий и повышения квалификации работников
содействовать распространению практики проведения конкурсов профессионального мастерства по
массовым профессиям и рассмотреть вопрос о проведении финального этапа в области.

Статья 4

Охрана труда и экологическая безопасность

Стороны социального партнерства:

4.1. Обеспечивать выполнение региональных программ, направленных на улучшение условий и
охраны труда, экологической ситуации в области.
Администрация и работодатели:

4.2. Содействовать выполнению федеральных целевых программ, направленных на оздоровление
экологической обстановки в области (программа «Байкал», ФЦП «Экология г. Братска», «Комплекс
неотложных мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения г. Шелехова
Иркутской области»).

4.3. В целях обеспечения условий промышленной безопасности создать правовые и экономические
механизмы, способствующие реализации научно-технических, инновационных и инвестиционных
программ краткосрочного и среднесрочного характера, и направленные на повышение
технологического и организационного уровней предприятий всех отраслей промышленности и всех
форм собственности.

Работодатели и профсоюзы:

4.4. Создавать условия для работы членам комиссий и уполномоченным профкомов по охране труда,
проводить их обучение.

4.5. Проводить конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области.

Работодатели:

4.6. Обеспечивать соблюдение охраны труда и техники безопасности в организациях в соответствии с
существующими нормативами с целью предупреждения производственного травматизма и профессиональных
заболеваний.

4.7. Обеспечивать страхование работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, соблюдение гарантий и льгот работникам и членам их семей,
установленных действующим законодательством, коллективными договорами.

4.8. Предусматривать финансирование и обеспечивать работающих сертифицированными
индивидуальными средствами защиты от воздействия вредных и неблагоприятных условий труда за
счет средств работодателей.

4.9. Проводить обучение по охране труда руководителей, специалистов и отдельных категорий
застрахованных.

4.10. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

4.11. Проводить целенаправленную работу по восстановлению и укреплению действующих служб
(отделов) по охране труда.

4.12. Оказывать содействие техническим инспекторам труда профсоюзов.

4.13. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в
порядке и в размерах, закрепленных действующим законодательством, отраслевыми
тарифными соглашениями и коллективными договорами.

4.14. Проводить за счет собственных средств обязательные предварительные (при приеме на
работу), внеочередные и периодические медицинские осмотры работников.

Администрация:

4.15. Проводить государственную экспертизу условий труда в установленном законодательством
Российской Федерации и Иркутской области порядке.

Профсоюзы:

4.16. Добиваться выделения средств на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда
не ниже размеров, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами.

4.17. Продолжить организационную работу по созданию в каждой организации комиссии профкома
по охране труда, назначению уполномоченных профсоюзов по контролю за соблюдением требований
по защите труда работников.

4.18. Принимать на паритетных условиях участие в управлении региональным фондом социального
страхования, в том числе в части расходов на профилактику несчастных случаев и профессиональных
заболеваний, использовании средств на выплату возмещения вреда.

Статья 5

Социальная защита населения

Стороны социального партнерства:

5.1. Обеспечить соблюдение законодательно установленных прав граждан на социальную защиту,
доступность гарантируемого объема базовых социальных услуг для населения области, сохранение
уровня социальных гарантий, транспортной доступности.

5.2. Сохранить объемы оздоровительного отдыха детей в летние периоды не ниже количественных
показателей 2001 года.
В мероприятиях по организации летнего отдыха детей и подростков предусматривать оздоровление
детей работников бюджетной сферы, обеспечивать ее поэтапное финансирование в течение летнего
сезона.

5.3. Содействовать развитию кадрового потенциала организаций области.
В целях закрепления молодых специалистов в организациях при заключении отраслевых тарифных
соглашений предусматривать дифференцированную систему повышения социальных гарантий
данной категории работников сверх установленных законодательством.

Профсоюзы и работодатели:

5.4. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях:

5.4.1. Выделение средств на физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, санаторно-
курортное лечение и оздоровление работников и их детей в лечебных и оздоровительных
учреждениях области.

5.4.2. Компенсационные выплаты матерям, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, из
фонда оплаты труда не ниже норм, установленных действующим законодательством.

5.4.3. Выделение средств на приобретение новогодних подарков для детей работников.

Администрация:

5.5. Совместно с органами местного самоуправления продолжить обеспечение своевременных
поставок топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности с ограниченными сроками завоза грузов для нужд населения, объектов социальной сферы и
ЖКХ за счет соответствующих источников.

5.6. Обеспечивать финансирование государственных пособий семьям, имеющим детей, в соответствии
с действующим законодательством.

5.7. Сохранить для студентов и учащихся области действующие льготы и компенсации; выделять
средства на выплату именных стипендий, оздоровление, отдых и досуг молодежи.

5.8. Разработать областную Концепцию по улучшению жилищных условий работников
учреждений бюджетной сферы.

Профсоюзы:

5.9. Организовать разъяснительную работу по применению норм нового Трудового кодекса среди членов
профсоюзов и других работников.

5.10. На базе Учебного центра профсоюзов организовать отраслевые семинары профсоюзных
активов по изучению нового трудового законодательства.

5.11. Добиваться создания в каждой организации, находящейся на профсоюзном обслуживании,
комиссии по социальному страхованию и комиссий по контролю за правильностью начисления
заработной платы, отчислений в Пенсионный фонд на персонифицированные счета работников для
формирования накопительной части государственной пенсии.

5.12. Разработать проект закона Иркутской области «О трудовых и социальных правах и гарантиях
педагогических работников общеобразовательных учреждений Иркутской области».

Статья 6

Развитие социального партнерства

Стороны социального партнерства:

6.1.Проводить трехсторонние консультации по вопросам разработки
и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов федеральных,
областных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений.

6.2. Способствовать вовлечению работающих в организациях области в сферу коллективно-
договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Оказывать консультационно-методическое содействие заключению коллективных договоров организациям
различных форм собственности.

6.3. Организовать областной конкурс «За высокую социальную эффективность и развитие
социального партнерства».

6.4. Участвовать в выявлении и урегулировании коллективных трудовых споров.

6.5. В случае возникновения предзабастовочной ситуации на градообразующих предприятиях по причине
невыполнения коллективных договоров и настоящего Соглашения областная трехсторонняя комиссия не
позднее двух недель принимает меры к урегулированию возникающего социально-трудового спора.
Профсоюзы и работодатели:

6.6. Обеспечивать разработку и заключение в организациях всех форм собственности коллективных
договоров и соглашений в рамках действующего законодательства, осуществлять их уведомительную
регистрацию в органах по труду и в отраслевых областных и территориальных комитетах профсоюзов.

6.7. В целях развития социального партнерства содействовать образованию в городах и районах
местных союзов работодателей, территориальных объединений профсоюзных организаций.
Работодатели:

6.8. Обеспечивать соблюдение законодательно установленных прав и гарантий профсоюзной
деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях
независимо от их организационно-правовых форм собственности, в том числе:

— невмешательство в их финансовую деятельность;

— соблюдение прав профсоюзов на уплату членских взносов в безналичной форме;

— перечисление добровольных платежей и членских взносов одновременно с выплатой
заработной платы в организациях.
Профсоюзы:

6.9. Продолжить работу по ускорению принятия Федерального закона «О работодателях и их объединениях», внесению изменений и
дополнений в административное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности
работодателей за соблюдение законодательств об оплате и охране труда, о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых
спорах.

6.10. Инициировать заключение отраслевых тарифных, территориальных соглашений по
регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров в организациях.

6.11. Способствовать повышению уровня защищенности наемных работников в сфере трудовых
отношений, повышению квалификации профсоюзного актива и снижению уровня социальной
напряженности в коллективах.

6.12. Способствовать созданию и совершенствованию работы в каждой организации комиссий по
трудовым спорам (КТС), как досудебного органа разрешения индивидуальных трудовых споров.

6.13. Продолжить сотрудничество с Государственной инспекцией труда по Иркутской области по
контролю за соблюдением трудового законодательства.

6.14. Совместно со Службой по разрешению коллективных трудовых споров проводить разъяснительную
работу по разрешению коллективных трудовых споров, предотвращая трудовые конфликты.

6.15. В период действия Соглашения, при условии выполнения его
всеми сторонами социального партнерства, воздерживаться от коллективных действий, связанных с остановкой
работы.

6.16. Информировать другие стороны о готовящихся акциях протеста профсоюзов не позднее трех
дней после принятия данного решения.

Статья 7

Действие Соглашения, обеспечение контроля за ходом его выполнения

7.1. Данное Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами социального партнерства и
действует до заключения нового соглашения в соответствии с действующим законодательством.

При этом принятые обязательства считаются минимальными социальными гарантиями и
основой для отраслевых тарифных, территориальных соглашений и коллективных
договоров.

7.2. В двухмесячный срок после подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации
принятых обязательств, и представляет в секретариат областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.3. При невыполнении обязательств по причинам, признанным Сторонами уважительными, Стороны
принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения обязательств.

7.4. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется областной трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами Соглашения самостоятельно, в
соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

7.5. Стороны обмениваются информацией о выполнении Соглашения один раз в полгода в срок до 30
числа месяца, следующего за окончанием полугодия, и сообщают населению о ходе его реализации через
средства массовой информации.

7.6. В развитие Соглашения могут разрабатываться приложения и протоколы, конкретизирующие его
отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Соглашения после принятия областной
трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

7.7. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по письменному согласию Сторон в порядке,
установленном действующим законодательством.

7.8. Все положения и условия настоящего Соглашения обеспечиваются участвующими в его подписании
Сторонами в обязательном порядке, если иное не предусмотрено в приложениях и протоколах,
включаемых в Соглашение в качестве его неотъемлемой части.

7.9. Стороны поддерживают присоединение к Соглашению других работодателей и профсоюзов и
констатируют, что неприсоединение к настоящему Соглашению не препятствует участию в его
выполнении.

7.10. Соглашение подписано Сторонами социального партнерства с протоколом разногласий (приложение
N 2).

От администрации области Заместитель главы администрации А.И. СОБОЛЬ

От областного совета профсоюзов Председатель областного совета профсоюзов А.Н. ОБОЛКИН

От объединения работодателей Президент Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей А.И. КАСЬЯНОВ

г. Иркутск 16 апреля 2002 года

Приложение N 1 к Областному трехстороннему соглашению на 2002-2003 годы по регулированию социально-трудовых отношений в
Иркутской области

Перечень областных программ, финансируемых из областного бюджета в 2002 году

1. Усиление борьбы с преступностью на 2001-2003 годы («Правопорядок-2003»)

2. Пожарная безопасность и социальная защита пожарных на 2001-2003 годы

3. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2001-2002 годы

4. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркологическими средствами, психотропными
веществами и их незаконному обороту на 2002- 2004 годы

5. Дети — сироты на 2002-2004 годы

6. Развитие и совершенствование службы медицины катастроф на 2000-2002 годы

7. Сахарный диабет на 1999-2002 годы

8. Анти-ВИЧ/СПИД на 2001-2005 годы

9. Профилактика внутрибольничных инфекций на 2001-2002 годы

10. Развитие кардиологической помощи в Иркутской области на 2001-2003г.

11. Создание единой компьютерной сети здравоохранения Иркутской области на 2001-2003 годы

12. Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы

13. Физическая культура, спорт и туризм в Иркутской области на 1999-2005 годы

14. Организация, управление и поддержка курортного комплекса на 2001-2003 годы

15. Социальная поддержка населения Иркутской области на 2001-2003 годы

16. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2003 годы

17. Неотложные меры по медицинской и социальной реабилитации детейинвалидов на 2001-2003 годы

18. Старшее поколение на 2001-2003 годы

19. Улучшение условий охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 годы

20. Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Иркутской области на 1999-2003 годы

21. Меры по улучшению организации медицинской помощи онкологическим больным в Иркутской
области на 1998-2002 годы

22. Безопасное материнство на 1999-2003 годы

23. Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2002-2008 годы

24. Медико-социальные мероприятия по ликвидации последствий пожара на АО «Иркутсккабель» на 2000-2002 гг.

25. Оказание информационных услуг в области гидрометеорологической сети и сети мониторинга
окружающей природной среды Иркутской области на 2002-2005 годы

26. Воспроизводство лесов в Иркутской области на 2001-2005 годы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры