издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К триумфу -- по канату

Не скажу, что когда-либо я был особым поклонником и
ценителем циркового искусства. Ну не воодушевляют меня,
скажем, силачи, зубами поднимающие связку гирь или подставляющие
шею под падающее чугунное бревно. Но вот лет десять назад,
будучи в командировке в Усть-Куте, заглянул я на представление
в местную цирковую студию «Криц» и был буквально околдован
увиденным. Хрупкая девчушка, словно маленькая фея, парила
на канате, жонглируя мячами, ее сменила группа столь
же юных акробатов, которые, казалось, были из гуттаперчи,
до того неправдоподобно гибкими и артистичными они выглядели.
Словом, ребятишки 12-14 лет кувыркались, ездили на
моноцикле, жонглировали, ходили на руках. И уж совершенно
неотразимым мне показался иллюзионист Роман Ваневский,
он же директор «Крица». Испуганное «ах!» пронеслось
в зале, когда он шпагой «пронзил» свою ассистентку Юлию
Блужину, но, к радости юных зрителей, она
осталась не только целой и невредимой, но и ухитрилась
сменить наряд в своем волшебном ящике. Что замечательно,
не все зрители узнавали в маге и волшебнике веселого
клоуна Романа, который всю первую половину концерта
заставил зал хохотать буквально до изнеможения.

И вот наша очередная встреча, уже в редакции, куда Роман
Ваневский пришел со своей бессменной помощницей, тренером-хореографом
Юлией Блужиной. Он мало изменился — все та же с лукавинкой
улыбка, добрые, чуть грустные, как у большинства профессиональных
клоунов, глаза.

— Записывались на телевидении, — сказал он. — Подумал,
а почему бы не заглянуть к старому знакомому. Ты, наверное,
и дорогу-то к нам забыл.

— Как ты мог такое подумать, Роман Николаевич! Собираюсь
все, нынче обязательно выберусь.
!I2!
Конечно же, я в большом долгу и перед Ваневским, и перед
ребятишками его студии. В прошлом году, к примеру, был
хороший повод рассказать о детище Романа Николаевича
— как-никак 25 лет «Крицу». Каюсь — и пишу эти строки.

На БАМ Ваневский приехал в 75-м, когда маховик огромной
стройки только-только начал набирать обороты. До этого
ему довелось и в футбол поиграть профессионально —
сначала в армии в спортроте, затем на «гражданке». О
цирке и не помышлял, пока не встретился в Курске с музыкальным
эксцентриком, бывшим преподавателем музыки Анатолием
Фоминым. Он то и разглядел в Ваневском задатки артиста,
уж больно ловко выделывал тот разные фокусы. Три года
учебы — и вот он иллюзионист. Футбол, конечно, забросил
— начались бесконечные гастроли: Орел, Тула, Липецк,
Калуга…

На БАМе циркачи не требовались, а вот учителем физкультуры
в школе — пожалуйста! Перво-наперво решил Роман по
прибытию в Усть-Кут стадион соорудить. Нашел
большой овраг, договорился со строителями — около 300
«Магирусов» грунта вбухали. Взял отпуск, и через месяц
уже можно было начинать тренировки. На ту пору в Усть-Кут
с гастролями приехал молдавский цирк, народ валом валил
на представления. И надо же было такому случиться —
хорошего знакомого встретил, артиста, в цирке вместе
выступали. Тот на радостях подарил Роману моноцикл. Ездил
наш герой на одном колесе за хлебом, потешая честной
народ. И уже тогда все чаще стала мысль посещать:
а не организовать ли свой, усть-кутский цирк, ребятишек
к делу пристроить? Их и зазывать не пришлось — приходили,
записывались. Правда, кое-кто на попятную пошел — не
каждый мог бесконечные репетиции принять и осилить.
Но труппа разрасталась, были годы, когда до 100 человек
в студии занималось. Разные название были: просто
цирковой кружок, «Юность БАМа», пока не выехали на первые
гастроли в Иркутск. «Криц» — это название всем понравилось:
кто сообразительнее, прочитает это слово справа
налево, чем не маленький фокус! Работалось славно, проблемы,
если и возникали, быстро решались, бамовские коллективы
охотно поддерживали «звездочек»; так с любовью отзывались
о питомцах Ваневского их поклонники. Надо было автобус
— пожалуйста! Обеды, конфеты — и это уж обязательно.
Могли ли предположить крицовцы, что закатится, уйдет
в небытие эта золотая пора? Но это случится после, с
приходом так называемой «перестройки», а тогда работалось
вдохновенно и радостно. Со временем пришло признание,
юных цирковых артистов с восторгом принимали зрители
разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Курск, Харьков, Львовская область, Польша, Германия… На
цирковом небосклоне Санкт-Петербурга засверкали две
яркие звездочки — воспитанницы Романа Николаевича Валя
Попова и Галя Синюшкина. Девочки учились в 7 классе,
когда их заметила гастролировавшая на БАМе группа из Питера.
А в прошлом году, спустя пару лет, руководитель группы
вновь побывал в Усть-Куте, был подписан контракт, и девчушки
отправились покорять северную столицу. И, надо сказать,
это им удается. Валя Попова легкая, грациозная, летает
на десятиметровой высоте под куполом цирка. А Галя
Синюшкина к своим многочисленным талантам прибавила
еще один — дрессировщика. Сегодня она работает с двухгодовалым
питоном длиной около трех метров. Нынче подруги приезжали
в родной город на каникулы — сколько было удивительных
рассказов о цирке, о гастролях! Девочки уже объездили
Московскую область, побывали в Башкирии, Удмуртии, Набережных
Челнах… И, конечно же, всюду восторженный прием, аншлаги.
Мечта юных устькутянок исполнилась — они стали артистами
цирка, собираются продолжать образование уже по избранной
ими профессии.

Роман Николаевич охотно рассказывает о своих питомцах,
чувствуется, горд он за них и рад. И вообще, замечает
артист, везет ему на талантливых учеников. Вот, скажем,
та же Валя Попова, которая стала украшением группы «Санкт-Петербург».
Конечно, она отличалась от многих новичков, когда впервые
переступила порог ДК «Речники», где занимались криковцы.
У нее была природная гибкость, а уж желания чего-то
достичь, трудолюбия — этого ей не занимать. Ее сестра
Яна — тоже очень способная ученица: она жонглер, параллельно
дрессирует голубей, идея создать такой номер принадлежит
именно ей.

На стене в кабинете Ваневского можно увидеть грамоту
за деятельное участие в подготовке соревнований за «Кубок
Ромика».

— Клоун Ромик — это я, — отвечает на вопросы любопытных
Ваневский. — Однажды на Украине после очередных гастролей
нам дарили на прощание подарки. Надо было чем-то отдариться,
а незадолго до этого я купил для себя футбольный мяч.
Ну его и подарил — на процветание футбола. С того
и началось. С 1997 года проводятся международные турниры
по футболу на «Кубок Ромика». Пацаны до 14 лет (а команда
так и называется «Ромик») побеждают именитых футболистов
разных стран. Турниры проходили во Франции и Германии.
В прошлом году состоялся уже пятый турнир, и первое
место — за «Ромиком».

Так неожиданно для себя Ваневский стал чуть ли не живой
легендой для украинских поклонников популярной игры.
Его именем даже собираются назвать футбольную школу…

И вновь наш разговор о цирке, о планах. Не скажу чтобы
Роман Николаевич воодушевился, говоря о нынешнем состоянии
дел. Парадокс да и только — на западе России, в странах
ближнего и дальнего зарубежья аншлаги, восторженный
прием, а дома, мягко говоря, вниманием не балуют. Чувство
горечи вызывает даже такой факт, когда детский цирк
отмечал свой 25-летний юбилей. Как нарочно, городские
власти решили провести в этот же день, 25 марта, свое
мероприятие — проводы русской зимы, вся городская реклама
кричала об этом. И что же? День, к которому готовились
многие недели, месяцы, стал поистине «черным». 28 человек
на сцене и 17 зрителей в зале… 350 билетов было возвращено
в кассу цирка. А ведь так хотелось заработать эти несчастные
6 тысяч рублей на латание многочисленных прорех. Полнейшее
пренебрежение городской администрации, чиновников отдела
культуры к нуждам детского цирка, знаменитого, но, увы,
лишь далеко за пределами «родного» Усть-Кута, удручает.
Приходится буквально выкручиваться, чуть ли не всю
свою небогатую зарплату в детище свое вкладывать. Но
ведь это капля в море! К 25-летию «Крица» администрация
города решила облагодетельствовать юных артистов, выделила
на приобретение видеокамеры аж 5 тысяч рублей. Видно,
давненько городские чиновники в магазины не заглядывали,
не приценивались, а то бы знали, что самая доступная
камера в три раза дороже стоит… Обидно, конечно, особенно
если учесть, что на гастролях во Львове устькутянам
тамошнее телевидение посвятило несколько передач, а
директор завода «Экватор» предоставил питомцам Ваневского
прекрасные номера в гостинице. Бесплатно. Дома же полнейшее
равнодушие. Ну разве неудивительно — в новогоднем
интервью, опубликованном в городской газете «Диалог»
(заметим, на целую полосу), у зав. отделом культуры не
нашлось ни единого слова, чтобы хоть вспомнить о «Крице»,
о талантливых ребятишках, которые прославляют своим мастерством
мало кому известный на Западе сибирский город Усть-Кут.
!I1!
… Через пару дней я вновь увидел Ваневского. На сей
раз на экране телевизора. Естественность и простота,
с которыми он держался в кадре, подкупали. А когда он
стал показывать свои знаменитые фокусы, доставая из
кармана изумленной ведущей платок, а из-под шляпы извлекая
парочку самых настоящих голубей, — тут, как говорится,
слова излишни. Камера следит за взглядом Ваневского
— грустные глаза веселого и жизнерадостного человека.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры