издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ТрансКредитБанк : ставка на регионы

Интервью с вице-президентом ТрансКредитБанка Владимиром Косым

— Что означает для ТрансКредитБанка быть «банком МПС»? Отражается ли это
на характере деятельности, возможностях и планах банка?

— И да, и нет. ТрансКредитБанк в нынешнем своем виде начал развиваться с 1999 года, хотя
у банка десятилетняя история. Доля МПС в уставном капитале банка
составляет 75 процентов. Но в 1999 году было принято решение
позиционировать банк не столько как отраслевой, а, в первую очередь, как
универсальный коммерческий институт, оказывающий полный комплекс
услуг юридическим и физическим лицам. Именно поэтому банк постоянно
проводил курс на диверсификацию бизнеса.
Реализация этой стратегии должна привести к тому, что ТКБ займет на российском
банковском рынке свою нишу, причем достаточно большую и связанную не
только с МПС. Хотя очевидно, что МПС и всей инфраструктуре, связанной
с обеспечением железнодорожного транспорта, уделяется приоритетное
значение.

— Расскажите, пожалуйста, о региональной политике банка.

— За последние полтора года банк открыл 15 филиалов: в городах-миллионерах и в
городах, где расположены управления железных дорог. Кроме того, ТКБ приобрел 5
дочерних банковских структур, в которых владеет долями от 68 до 80 процентов акций.
На сегодняшний день ТКБ — уже не банк, а банковская группа, которая присутствует
почти в 60 городах страны. В ближайшее время мы планируем открыть еще три
филиала, 30 оперкасс и допофисов, что позволит в текущем году быть
представленными еще в 15-20 городах. Сегодня у ТКБ одна из крупнейших и
эффективно работающих региональных сетей. Остатки на счетах клиентов региональных
филиалов составляют 20 процентов остатков на клиентских счетах всего банка. .

— А как развиваются дочерние банки ТрансКредитБанка?

— Крупнейшим из них является «Метракомбанк» в Ростове-на-Дону. Более года
назад, когда мы приобретали крупный пакет его акций, он находился под планом
санации. Сегодня по основным показателям «Метракомбанк» занимает первое место в
регионе. У него большое количество филиалов.

В группу ТрансКредитБанка входят также «Востокбизнесбанк» во Владивостоке,
банк «Юго-Восток» в Воронеже, «Ганзакомбанк» в Санкт-Петребурге и
Читапромстройбанк. Четыре из пяти банков группы ТКБ закончили 2001 год с
прибылью. Если учесть, что мы довольно скупо осуществляем капитализацию этих
банков, норма прибыли на капитал в них весьма высока.

— Есть ли у ТКБ программа работы с населением?

— За последние полтора года мы подготовили нормативную базу для активной
работы с населением. На сегодняшний день ТрансКредитБанк обслуживает примерно 35
тысяч физических лиц напрямую и еще 140-150 тысяч — через дочерние банки. План на
текущий год — довести численность физических лиц, обслуживаемых всей банковской
группой, до 300 тысяч.

Значительное место в планах банка занимает развитие карточных проектов. Мы
начинаем эмитировать международные платежные карты VISA и EuroCard/MasterCard.
Сегодня в пяти филиалах ТКБ уже осуществляются такого рода пилотные проекты, а в
мае мы приступаем к массовому выпуску карт.

Совместно с МПС и с компанией «Желдорипотека» ТКБ осуществляет программу
жилищного кредитования железнодорожников. Объем средств, вовлеченных в эту
программу, составляет порядка миллиарда рублей. Кроме того, банк занимается
реализацией зарплатных проектов, развивает интернет-бэнкинг.

— Насколько известно, в 2003 году планируется приватизация ТКБ, т.е. выход
государства в лице МПС из состава акционеров. Насколько это повлияет на бизнес и
положение банка на рынке?

— Как я уже говорил, ТрансКредитБанк изначально строился как коммерческий институт —
поэтому перспектива cмены акционеров в связи с планируемой программой
разгосударствления банковского сектора нас не тревожит. Тем более, что нынешние
действия правительства — это лишь смена номинального держателя акций. По сути же
государство как было, так и остается владельцем банка. Что же касается продажи
госпакета в 2002-2003 годах, то к тому времени должно быть создано РАО «РЖД». Если
же пакет уйдет в другие руки — это значит, что кто-то инвестирует в банк больше денег,
чем РАО. И это, как вы понимаете, на финансовое положение банка отрицательно не
повлияет.

— Как планируется развивать в дальнейшем сектор услуг для корпоративных
клиентов? Появятся ли у ТКБ какие-то новые отраслевые предпочтения?

— Отраслевые предпочтения, безусловно, есть. Сейчас нашими клиентами являются
крупные экспедиторские компании. Как вы знаете, они работают не только в сфере
железнодорожного транспорта. Это автомобильные, морские, и даже воздушные
перевозки.

Мы намерены и дальше развивать сотрудничество с транспортной
инфраструктурой. В частности — с портовыми комплексами. ТрансКредитБанк,
безусловно, обладает таким потенциалом: группа ТКБ уже присутствует в
Новороссийске, Находке, Владивостоке, Санкт-Петербурге. И развитие данного
направления — задача ближайшего будущего.

Второе предпочтение — предприятия черной и цветной металлургии. Клиентура ТКБ
технологически тесно связана с этой отраслью. Мы намерены продолжать развивать наше
сотрудничество. Кроме того, банку интересен строительный комплекс, поскольку эту
отрасль также отличают весьма значительные объемы перевозок .

— На какую долю банковского рынка претендует ТКБ и на какую перспективу
рассчитаны эти планы?

— 5-7 процентов банковского рынка — это перспектива на ближайшие три-пять лет.
Однако, помимо хорошего потенциала, необходим и достаточный капитал — а это,
естественно, зависит от позиции акционеров. Если в процессе приватизации у нас
появятся новые крупные акционеры, то вполне возможно, что они смогут обеспечить
такие темпы капитализации, которые позволят ТрансКредитБанку претендовать на еще
большую долю банковского рынка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры