"Сценарий" Сергея Шишкина
В понедельник, за два дня до сессии Законодательного
собрания области, на которой Сергей Шишкин был избран
спикером, с ним встретился корреспондент «Восточки»
Владимир Кинщак. Беседа проходила в Информационном
центре сразу после пресс-конференции, где С. Шишкин
заявил, что у него, в отличие от других претендентов на
высокий пост, есть СВОЙ СЦЕНАРИЙ. При этом он заметил,
что пустующее кресло главы областной законодательной
власти чревато неприятными последствиями для региона.
Последнее утверждение спровоцировало крамольный для
всякого нормального народного избранника вопрос:
— А нужно ли вообще Законодательное собрание? Какова
его роль в Иркутской области?
— Вопрос представляется мне странным, — ответил Сергей
Шишкин. — Место ЗС в структуре областной власти четко
определено законами области. У Законодательного
собрания три функции. Главная функция —
законотворческая, вторая — представительская, третья —
контрольная. У нас в ЗС есть проблемы по всем трем
позициям. В нормальном региональном парламенте до 80%
законопроектов готовит именно администрация. Это
естественно. Ведь исполнительная власть лучше чувствует
региональную среду. Поэтому следует восстановить
нормальные деловые отношения с администрацией области.
Что касается представительских функций, то, согласитесь,
не дело, когда губернатор и председатель ЗС не могут
договориться и действовать согласованно. Это порождает
в народе противоречивое отношение к работе руководства
области. Ведь у людей монистические представления об
организации власти.
— Сергей Иванович, последней репликой вы затронули
вопрос о том, нужна ли вообще в России законодательная
власть. Сначала был царь, потом — вождь, затем генсеки
и политбюро. Вдруг появился парламент. Может быть, с
этим и связан специфический для наших условий перекос,
или Законодательное собрание само по себе и в «контре»
с администрацией, или оно у губернатора «под колпаком»?
— Когда я читаю студентам «Муниципальное право»,
«Парламентское право», как раз об этом я им и
рассказываю. Именно законодательный орган позволяет
трансформировать народные интересы в волю государства.
Самочувствие общества во многом зависит от того,
насколько полноценно работает этот орган. В России, по
известным причинам, культура законотворческого процесса
не вырабатывалась. Но с начала девяностых годов, когда
стало ясно, что огромной страной невозможно управлять
административно-репрессивными методами, мы сделали
значительный прорыв. Он отмечен огромным ростом
правового массива. Сейчас, как я полагаю, надо
сконструировать базу для правил игры на региональном
уровне. Не только для политических сил, но и для
экономических. Здесь мы должны консолидированно с
администрацией определить свои позиции по
принципиальным вопросам, например, по государственному
пакету «Иркутскэнерго». Ведь мнение ЗС в судебно-
правовых инстанциях — это мнение не органа, а избравшего
этот орган народа.
Что же касается перекоса взаимоотношений между
исполнительной и законодательной властью, то здесь
всегда есть альтернатива противостоянию. Это —
взаимодействие. У нас уже выработалась практика
делового сотрудничества с администрацией. И я думаю,
что если буду избран спикером, то диалог с губернатором
получится. Мы много лет друг друга знаем, вместе
работали. Должен сказать, что в наших с Борисом
Говориным отношениях всегда была свобода
дискуссии. Никто по стойке смирно не стоял и руки по
швам не вытягивал. А парламент — место, где должно
проходить состязание точек зрения — дискуссия. Думаю,
что мы найдем оптимальную форму взаимодействия. Мне
кажется, что у нас нет причин для взаимного недоверия.
Нет такого, чтобы кто-то кого-то хотел подмять. После
того, как взаимодействие будет налажено, с нами будут
считаться и олигархические структуры, и Кремль. Может
быть, я рассуждаю наивно, но думаю, что прав.
— Сергей Иванович, в своей «программе» вы определили
первоочередную задачу для нового председателя —
преодоление раскола в депутатском корпусе. Ее решение
предполагает конкретные действия со стороны
председателя ЗС. Какими будут эти действия?
— Сам факт избрания я расцениваю как карт-бланш на
определенные действия. И они, конечно же, будут.