Воссоздание Восточно-Сибирской губернии -- почему бы нет?
Объединение округа и области — довольно оживленная
тема в средствах массовой информации. Есть и сторонники,
и противники объединения, выдвигающие самые разные экономические,
исторические и т.п. аргументы. Но есть и пророки, предрекающие
неприятные последствия. Так, И. Мануев («СМ номер один»
N 49 от 18 марта 2002 г.) глубокомысленно цитирует
из «Российской газеты», пугая жителей округа и области:
«… Идея объединения Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа… способна перевернуть
с ног на голову весь расклад политических сил в регионе»
(«Российская газета» 42 от 07.03.2002 г.). Солидная
газета пишет несолидную глупость. Никакого «переворота»
в раскладе политических сил в регионе не будет и вот
почему. Объединение округа и области — объективная
потребность, имеющая не только экономические корни.
Экономическая выгода объединения не требует особых
доказательств, она очевидна даже не экономисту, объединение
выгодно в первую очередь населению округа.
Что касается политической стороны объединения, обратимся
к истории. В 17-м веке населявшие Прибайкалье монголоязычные
племена эхиритов, булагатов и ашиабгатов, за исключением
баргутов, откочевавших в пределы Цинской Маньчжурской
империи, добровольно вошли в состав русского государства,
приняв со временем общее название буряты (братские).
Власть московского царя избавила от бесконечных междоусобиц
и, главное, геноцида со стороны цинских императоров
(вспомните печальную участь джунгаров).
С момента вхождения в состав российского государства
и вплоть до образования так называемой Бурят-Монгольской
АССР буряты со стороны государства не подвергались дискриминации,
а наоборот, пользовались солидными привилегиями в рамках
Степных дум, созданных великим российским реформатором
Сперанским, имели автономию несравненно большую, чем
при всяких там автономных республиках и округах. Знать
— племенные князья, были зачислены в дворянское сословие,
простолюдины, вплоть до столыпинских реформ, не ущемлялись
в землепользовании. Также не было никакой насильственной
русификации и христианизации, иркутские буряты продолжали
молиться древним природным богам и духам.
По сравнению с другими инородческими народами образованных
людей среди бурят было больше во много крат. Но надо
отметить, что и буряты верой и правдой служили России
и русским царям.
Гармония сосуществования прибайкальских бурят в составе
российского государства была взорвана Октябрьской революцией
1917 г., последовавшей за ней гражданской войной и образованием
Бурят-Монгольской АССР, а затем и раздроблением этого
искусственного образования на республику и округа. Все
эти автономные республики и округа не были наполнены
настоящим содержанием самоопределения нации. Любое государственное
образование — будь то суверенное государство или автономное
образование в составе суверенного государства — имеет
своей целью самостоятельность, независимость в тех или
иных вопросах, определенных законодательством и обусловленных
экономическими, культурными, языковыми и др. различиями.
Автономная республика и автономные округа никогда по-
настоящему не ставили своей целью и не выполняли задачу
развития культуры, языка, религии бурят или даже их
сохранения, хотя декларировали и обещали многое. С образованием
этих автономий начались беды бурятского народа. Первое
— это абсолютное сокращение численности бурятского
населения, не говоря уже об относительном. В настоящее
время численность бурят меньше, чем в конце 19 века:
по переписи 1897 года бурят было почти 350 тысяч человек,
а ныне едва ли превышает 300 тысяч человек, а иркутских
(прибайкальских) сократилось в два с лишним раза. Второе
— ужасающая потеря языка, культуры и обычаев. Если
до октябрьского переворота среди бурят практически не
было алкоголиков, то сейчас массовое пьянство и неуважение
к старшим стало обыденным явлением.
Декларации и обещания остались благими намерениями,
если они не прямой обман.
Автономии в виде республик и округов (или иных государственных
образований) не могут определять «статус идентификации,
принадлежности к этносу». Принадлежность к этносу определяет
каждый человек самостоятельно, это исключительное право
человека, а не государства.
Уважительное отношение центра к национальным окраинам
должно выражаться в соблюдении прав людей, населяющих
эти окраины, в стремлении и способствовании сохранения
культуры, языка, обычаев, религии этих людей. В России
по отношению к бурятам все это было до октябрьского
переворота 1917 г. без всяких республик и округов. Российское
государство до наступления коммунистического правления
никогда не применяло по отношению к бурятам массовые
карательные меры. Массовое раскулачивание, а затем репрессии
30-х годов 20 века по сути были геноцидом. Буряты, так
же как и другое население Сибири, в большинстве своем жили
зажиточно и заплатили большую дань человеческими жизнями
за химеру, которая называется автономией в виде республики
и округа. Примером, подтверждающим, что это искусственные
автономные образования без реального содержания является
то, что в окружных властных структурах примерно половина
чиновников по национальности буряты, но никто из них
на своем рабочем месте не говорит по-бурятски. Если
русский чиновник не обязан владеть бурятским, ему
просто нет нужды, то бурят-чиновник просто должен и
обязан знать родной язык, если он стремится сохранить
и передать будущим поколениям культуру, обычаи, религию
и язык.
При объединении округа и области, как пишет И. Мануев
(«СМ-номер один» N 49 от 18.03.2002 г.) «… лишатся
работы более 600 должностных лиц». Беспокоиться об их
судьбе не стоит, в нашей стране ни один чиновник никогда
не окажется на улице, они всегда на коне, если, конечно,
не запьет горькую. Наша бюрократия, жирующая на тощем
российском бюджете, воспроизводится как вечный товар
по теории расширенного воспроизводства К. Маркса. Поэтому
никакого усиления социальной и тем более межнациональной
напряженности не будет. Нас, обывателей, не надо пугать
Тувой и разными горячими точками, которые, кстати, возникли
во многом благодаря ленинско-сталинскому государственно-территориальному
размежеванию.
Идея объединения округа и области должна быть реализована
в кратчайшие сроки, тянуть с этим нельзя. Идет процесс
глобализации, и процесс этот объективен. Надо жить в
ногу и не отставать от остального мира.
Единственное, что должны настоятельно требовать буряты
от областных и центральных властных структур — это
культурную автономию. При областной администрации должно
быть создано подразделение (департамент, управление и
т.п.) по типу инородческих управ, существовавших до
октябрьского переворота, ведающее вопросами развития
национальной культуры, образования, сохранения языка,
религии и другими проблемами коренных народов с собственным
бюджетом.
Часть средств, выделяемых для округа, ныне должны и
впредь выделяться «инородческой управе» целевым назначением
на сохранение и развитие культуры, языка и на образование
аборигенов.
Здесь надо отметить, что бундовцы (еврейская фракция
в российской социал-демократии) были правы, когда требовали
только культурную автономию для евреев в России. Так
называемая еврейская автономная область с центром в
Биробиджане, где евреев практически нет, подтверждает
искусственность и фиктивность автономных государственных
образований, организованных «отцом народов» — И. Сталиным.
На мой взгляд, после объединения области и округа укрупнение
нашего региона не должно остановиться. Восточно-Сибирская
губерния с центром в городе Иркутске должна включать
в себя Бурятскую республику, Республику Саха-Якутия,
Читинскую область с Агинским бурятским округом, как
это было до 1917 года.
При гужевом транспорте, без современных электронных
средств связи Восточная Сибирь от Ледовитого океана
до границ Монголии с севера на юг и от Енисея до Охотского
моря с запада на восток управлялась из одного центра
— из здания научной библиотеки Иркутского госуниверситета
(резиденция генерал-губернатора).
Восточная Сибирь должна превратиться из географического
названия в реальное административно-территориальное
образование — Восточно-Сибирскую или Иркутскую губернию
во благо всего населения региона и с культурной автономией
для коренных народов.