издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Феномен "НИКойла"

  • Автор: Юрий АКИРОВ

За девять лет своей работы крупнейшая финансовая корпорация России едва ли не впервые громко заявила о себе. Зато как!

Вопреки устоявшимся представлениям о том, что деньги любят тишину, на
протяжении последних недель «НИКойл» стал едва ли не главным героем сводок
деловых новостей, с интервалом в несколько дней заявив о своем намерении
приобрести крупный пакет акций Автобанка и практически полный пакет акций
Промышленно-страховой компании (ПСК). И хотя время оценок и комментариев новых
планов «НИКойла» еще впереди, главный вывод можно сделать уже сегодня:
большой бизнес поворачивается лицом к «маленькому человеку» с его частными
проблемами, повседневными нуждами и пока еще весьма скромными финансовыми
возможностями.

«НИКойл» как зеркало национальной экономики

Тот факт, что российский бизнес постепенно оправился от последствий кризиса
1998 года, сегодня не вызывает сомнений даже у скептиков. Другое дело — оценка
перспектив его дальнейшего развития. Здесь мнения существенно расходятся. Одни
считают, что наметившееся усиление роли государства в частном секторе экономики
приведет к возвращению большинства бизнес-структур к «теневым» формам
деятельности. Другие придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что
нынешняя модель выстраивания взаимоотношений между бизнесом и государством —
путь к долгожданной стабильности, следствием которой станет дальнейший расцвет
отечественной экономики, в том числе ее частного сектора. В этом споре именно
«НИКойл» неожиданно для многих стал той самой лакмусовой бумажкой, которая не
только подтвердила осторожный оптимизм сторонников реформ, но и высветила новые
тенденции развития российского бизнеса. И главная из них — это нарастающий интерес
крупного бизнеса к работе с частными вкладчиками. Явление любопытное, особенно
если учесть, что на протяжении последнего десятилетия крупный российский бизнес
чем-то напоминал судьбу декабристов, которые, как известно, были «страшно далеки от
народа». Частный вкладчик интересовал российские банки не больше, чем этого самого
вкладчика — колебания какого-нибудь индекса Доу-Джонса. Недаром и по сей день в
России немало банков, вообще не интересующихся частными клиентами.

Теперь, судя по всему, ситуация меняется. В России начинается борьба за
частного вкладчика, а финансовый рынок взял курс на российские регионы — кузницу
национального достояния страны.

Примечательным свидетельством тому и стали недавние заявления «НИКойла» —
финансового гиганта, до сих пор более известного в деловых кругах, нежели рядовым
гражданам. Уловив изменение ситуации на рынке, «НИКойл» одним из первых увидел
всю перспективность нового направления бизнеса. И позаботился о том, чтобы
заключить стратегический альянс с его крупнейшими игроками. Автобанк — один из
абсолютных лидеров (разумеется, после Сбербанка) по числу частных вкладчиков и
региональных представительств. Примерно то же можно сказать и о Промышленно-
страховой компании, по итогам минувшего года ставшей передовиком страхового
рынка как по объему страховых премий, так и по числу своих региональных филиалов —
более полусотни по всей России. И без того динамичная финансовая корпорация
продемонстрировала свое умение держать руку на пульсе и способность
предпринимать решительные ходы к новым позициям на рынке. Впрочем,
своеобразным барометром экономического состояния России «НИКойл» был и
прежде.

Фабрика инвестиций

Удивительно, но факт — «НИКойл» до сих пор более известен на Западе, чем в
России. И хотя название корпорации было, как говорится, на слуху, многие граждане до
сих пор считают ее более связанной с нефтяной отраслью, чем с финансами. Так что же
здесь правильно, а что нет?

Начав свою деятельность в 1993 году, «НИКойл» в первое время мало чем
отличался от других компаний эпохи становления российского бизнеса. Небольшое
помещение в одном из московских переулков, скромный штат сотрудников и попытки
пробиться на нефтяной рынок — в то время наиболее динамично развивающийся сектор
российской экономики. Так появилось название «НИКойл» — Нефтяная инвестиционная
компания. Окончание «ойл» стало удачной находкой, сделавшей компанию узнаваемой
среди ее первых потенциальных клиентов: нефтедобывающих и перерабатывающих
заводов, предприятий нефтяного машиностроения и нефтепродуктообеспечения.
Первоначально число клиентов не превышало полутора десятков, однако со временем
их становилось все больше. Одновременно рос и «НИКойл», выступавший уже и в роли
финансового консультанта, и как инвестиционная компания, способная привлечь
весьма значительные финансовые ресурсы. Со временем значительное число клиентов
«НИКойла» объединились в нефтяную компанию «ЛУКойл». Кстати, вскоре
«НИКойл» стал управляющей компанией чекового инвестиционного фонда, который
впоследствии был преобразован в паевые инвестиционные фонды группы «ЛУКойл
Фонд». Это преобразование стало реализацией первой в России программы защиты
вкладчиков. Они не только ничего не потеряли, но и существенно приобрели:
доходность по этим ПИФам в среднем составила 30% годовых в валюте…

Впоследствии нефтяной бизнес стал уже не единственной сферой деятельности
компании, распространившей свой опыт по финансовому обслуживанию предприятий
на другие перспективные отрасли — электроэнергетику, транспорт, пищевую
промышленность, золотодобывающую отрасль. Шло время, «НИКойл» увеличивал свои
активы, совершенствовал финансовые инструменты и отстраивал вертикальные и
горизонтальные связи. Вскоре вокруг «НИКойла» образовалась группа компаний
инвестиционной направленности, затем к альянсу присоединился коммерческий банк,
повысивший устойчивость всей структуры в периоды колебаний фондового рынка.

Характерно, что кризис 1998 года «НИКойл» пережил практически без потерь —
сказался профессионализм топ-менеджмента, не поддавшегося весьма
распространенному в те годы искушению поиграть в пирамиду ГКО. Тогда, за год-два
до кризиса, мало кто обратил внимание на наметившуюся тенденцию разделения
российских финансовых институтов на тех, кто играл с бумагами, и тех, кто
предпочитал работу в реальном секторе экономики. Первые пухли от денег, как
пылесос вытягивая средства из экономики и кошельков граждан. Вторые в большинстве
своем занимали позиции середнячков, их названия мало что говорили людям, да и в
отношении к ним со стороны монстров ГКО сквозило явное снисхождение. Все резко
изменилось после августа 1998-го. Финансовые гиганты в одночасье вымерли, как
динозавры, унеся с собой в небытие львиную долю сбережений граждан и
государственного бюджета. В то же время «НИКойл» не только сохранил, но и
упрочил свои позиции. Корпорация взяла курс на максимальное повышение
эффективности своего бизнеса, сокращение издержек и повышение доходности
операций. Вместе с развитием банковского бизнеса «НИКойл» также усилил свое
присутствие на фондовом рынке, интегрировав в свою структуру лидера брокерского
бизнеса — компанию «РИНАКО Плюс». Сегодня финансовая корпорация «НИКойл» —
одна из наиболее динамично развивающихся бизнес-структур России, которая имеет
высший международный кредитный рейтинг среди частных финансовых институтов
страны. Сейчас активы «НИКойла» составляют более чем 1 млрд. долларов США.
Одним словом, корпорация занимает довольно широкую нишу на финансовом рынке
России. А теперь, судя по всему, облюбовала себе и другую, уже успев в ней
«прописаться», заключив стратегическое партнерство с крупнейшими игроками рынка
розничных банковских и страховых услуг.

Трое в лодке

Интерес «НИКойла» к Автобанку и ПСК большинство наблюдателей объяснили
разветвленной региональной сетью и обширной клиентской базой этих структур.
Именно с этих позиций эксперты склонны рассматривать и планы руководства
корпорации приобрести контрольные пакеты акций обеих компаний. Однако в
ситуации с Автобанком и ПСК речь идет не о банальном приобретении чужого бизнеса,
а о его полной интеграции в собственные бизнес-процессы. Мало того, вместо
привычной для подобных ситуаций «стрижки купонов» «НИКойл» намерен первым
делом инвестировать в инфраструктуру обеих компаний десятки и даже сотни
миллионов долларов. Казалось бы, зачем? И ПСК, и Автобанк менее всего похожи на
структуры, нуждающиеся в материальной помощи. Так, собственные активы ПСК
исчисляются сотнями миллионов долларов, а объем поступлений по операциям
добровольного страхования лишь за минувший год составил более 40 млрд. руб. Что же
касается Автобанка, то он за последние годы настолько прирос к своему месту в
первой десятке в рейтинге крупнейших российских банков, что, казалось бы, и сам мог
купить кого угодно. Тем не менее «НИКойл» детально разрабатывает программу
инвестиций и в Автобанк, и в Промышленно-страховую компанию. Плюс к тому глава
«НИКойла» Н. Цветков заявил, что топ-менеджмент обеих структур войдет в
объединенное руководство корпорации. А это говорит уже не столько о купле-
продаже, сколько о появлении на российском рынке принципиально нового альянса,
обладающего, как легко можно догадаться, и совершенно новыми возможностями.

Первым шагом в этом направлении должно стать создание интегрированной
системы продаж финансовых и страховых услуг. Говоря проще, это означает, что
теперь вкладчики Автобанка и ПСК смогут в любом из филиалов этих структур
воспользоваться всем ассортиментом продуктов и услуг, предоставляемых
«НИКойлом», Автобанком и страховой компанией. Для частных вкладчиков такая
универсализация обслуживания не только удобна, но и выгодна, поскольку помимо
прочего позволяет рассчитывать на целую серию бонусов и скидок. К тому же, для
вкладчиков Автобанка создание альянса стало дополнительной гарантией сохранности
своих сбережений, которые со временем, вероятно, будут еще и застрахованы более
чем солидным страховщиком — недаром среди клиентов Промышленно-страховой
компании фигурируют не только крупнейшие предприятия России, но и такие
серьезные учреждения, как Администрация Президента РФ, аппарат Правительства
России, Федеральное собрание РФ.

Новые перспективы создание альянса сулит и его непосредственным
участникам. Промышленно-страховая компания, к примеру, теперь получает
возможность предложить своим клиентам целую серию банковских и инвестиционных
услуг, а также привлечь солидные средства в развитие собственной инфраструктуры и
дальнейшее расширение филиальной сети. Автобанк будет развивать отношения с
гигантской клиентской базой ПСК и еще более укрепит свои позиции на рынке. Что же
касается собственно «НИКойла», то эта интеграция позволяет воплотить в жизнь
стратегический план — создание «финансового супермаркета».

Успех оптом и в розницу

Сама по себе идея концентрации максимального количества товаров и услуг в
рамках одного интегрированного комплекса не так уж и нова. Бум супермаркетов,
пережитый Европой в течение последнего десятилетия и благополучно перекочевавший
в Россию, — тому подтверждение. Помимо прочего, резкий рост количества
супермаркетов в России свидетельствует и о том, что население страны оправилось от
последствий кризиса пятилетней давности и сегодня располагает значительным
запасом свободных денежных средств. Однако если до недавнего времени все это
касалось преимущественно торговли товарами повседневного спроса, то сейчас на
повестку дня выходит вопрос о создании сети предприятий, предоставляющих услуги
по банковскому, финансовому и страховому обеспечению граждан. Таким образом,
идея «финансового супермаркета» уже давно витала в воздухе.

Преимущества «финансового супермаркета» очевидны. Прежде всего, это
существенная экономия времени клиента. Время, как известно, это деньги. А потому
большинство платежеспособных граждан просто физически не могут терять
драгоценные часы на перебежки из банка в пункт продажи паев инвестиционных
фондов, оттуда — в страховую компанию и пункт оплаты оператора сотовой связи. А
потому специалисты предрекают «финансовым супермаркетам» блестящие
перспективы.

В свете последних событий именно «НИКойлу», скорее всего, предстоит стать
одним из пионеров нового вида бизнеса. Альянс с Автобанком и Промышленно-
страховой компанией позволяет корпорации уже в ближайшее время открыть
интегрированные офисы продаж по своей объединенной сети, а это около двухсот
пунктов по всей стране. Кстати, уже в ближайшее время наличие столь широкой
розничной сети может вывести Промышленно-страховую компанию в лидеры на рынке
автомобильного страхования. В самом деле, с введением обязательного страхования
гражданской ответственности перед миллионами автолюбителей встанет вопрос о том,
где оформить или заплатить за страховку. И вместо того, чтобы выстаивать очереди в
страховые компании (как показывает практика, большинство из них просто не готовы к
наплыву такого числа клиентов), многие автолюбители наверняка воспользуются
возможностью просто зайти в любой из филиалов Автобанка, «НИКойла» или ПСК —
благо оформить все необходимые документы или осуществить платежи сегодня можно
в любом отделении банка или ПСК по всей России, не обязательно по месту
жительства.

Вместе с филиальной сетью «НИКойл» располагает и другими возможностями
для создания «финансовых супермаркетов». На сегодняшний день корпорация занимает
2-3 места по оборотам в Российской торговой системе, имеет один из крупнейших в
России депозитарий, активно работает с крупнейшими зарубежными банками и
финансовыми институтами. Иными словами, корпорации будет что предложить
клиентам «финансового супермаркета». А в том, что число таких клиентов будет расти,
сегодня мало кто сомневается.

Фактор роста

Финансовая корпорация «НИКойл» — во многом уникальная для России
структура. Спектр предлагаемых ею услуг уже сегодня выходит за рамки традиционных
финансовых институтов. Успехи «НИКойла» не остались незамеченными — уже второй
год подряд корпорации присуждается Национальная премия в области бизнеса как
лучшей компании России. В чем же залог такого успеха? На этот вопрос президент
«НИКойла» Николай Цветков отвечает так: «В первую очередь я объясняю это
высоким профессионализмом наших сотрудников и правильно выбранной стратегией
развития бизнеса. В основе этой стратегии — три главных принципа, позволяющие нам
все время сохранять запас устойчивости и авторитет у партнеров. Первый —
диверсификация бизнеса, позволяющая обеспечивать большую надежность в условиях
изменения рыночной конъюнктуры. Второй принцип — ориентация на реальный сектор
экономики. А третий — консервативная политика в работе с собственными и
клиентскими активами, позволяющая сохранить и приумножить средства наших
клиентов».

Что ж, девятилетняя история деятельности корпорации подтверждает эти слова.
Даже конкуренты «НИКойла» вынуждены признать: сегодня корпорация обладает
одной из лучших управленческих команд страны, объединяющей опытных и
высокопрофессиональных российских и зарубежных специалистов финансового рынка.
Однако, как представляется, не только в этом успех дела. Вера в возможности
российского рынка, способность чутко реагировать на динамику развития рынка,
принимать нестандартные решения — именно эти качества отличают «НИКойл» от
многих других участников финансового рынка. И последние действия корпорации
только подтверждают это.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры