Ближневосточные варианты США
Питер Слевин, Гленн Фрэнкель, International Herald Tribune
Когда израильские танки громыхают по улицам
палестинских городов, на израильской земле
взрываются бомбы шахидов («шахид» —
смертник, араб.), а борьба с каждым днем
становится все больше похожей на войну, все
больше голосов спрашивают президента США
Джорджа Буша-младшего, что бы он мог
сделать, если бы принял решение вмешаться в
развитие событий. Ведь, в конце концов,
вице-президент США Дик Чейни, возвратившийся
на прошлой неделе из поездки по Ближнему
Востоку, заявил, что «никто, кроме нас» не
поможет разрешить ближневосточный конфликт.
Пока администрация США утверждает, что для
дипломатических маневров почти не остается
пространства. Более того, этот конфликт
может повредить готовящейся военной акции
Белого дома против Ирака. Но многие
аналитики считают, что у США имеется
широкий выбор возможных политических
вариантов и стратегий: от полной поддержки
военной кампании израильского премьер-
министра Ариэля Шарона и полномасштабной
дипломатической инициативы до ввода в
регион американских войск в роли
миротворцев.
Лорд Херд, бывший министр иностранных дел
Великобритании, даже призвал администрацию
Буша-младшего вызвать господ Шарона и Ясира
Арафата в какое-нибудь отдаленное место и не
выпускать их оттуда, пока они не примирятся
между собой. Роберт Мэлли, бывший советник
по ближневосточным делам в администрации
Клинтона, сказал, что Вашингтон должен
оказывать давление на обе противоборствующие
стороны ближневосточного конфликта в
направлении всеобъемлющего окончательного
мирного соглашения. Он настаивал на том, что
администрации Буша-младшего нельзя ждать,
когда спадет волна насилия.
В противоположность этому Ричард Перл,
председатель консультативного Совета по
оборонной политике в Пентагоне, считает, что
администрации следует полностью поддержать
г-на Шарона, включая оказание давления на
европейских союзников Америки с целью
навалиться на г-на Арафата и заставить его
выполнить обещание подавить терроризм.
Вмешательство Соединенных Штатов в
критические моменты нередко позволяло
приглушить арабо-израильские конфликты.
Американский президент активно вмешался в
1973 году, чтобы заставить израильтян не
уничтожать окруженную египетскую армию и
прекратить шестидневную войну, а также в
1982 году — чтобы прекратить разрушение
Западного Бейрута во время вторжения в
Ливан. Состоявшаяся в 1991 году мирная
конференция в Мадриде потребовала многих
месяцев интенсивной челночной дипломатии от
тогдашнего государственного секретаря США
Джеймса Бейкера. Даже соглашения 1993 года в
Осло, ставшие результатом тайных израильско-
палестинских переговоров, о которых
Соединенные Штаты не знали, потребовали
одобрения со стороны Соединенных Штатов.
Однако ни г-н Шарон, ни г-н Арафат не
поддаются дипломатическому убеждению.
Американская администрация не желает
вмешиваться глубже, чем сделала это, послав
на Ближний Восток Энтони Зинни, заявило в
субботу одно высокопоставленное официальное
лицо, потому что она считает, что «игра не
стоит свеч».
По мнению Юзефа Альфера, аналитика проблем
израильской безопасности и бывшего
сотрудника израильской разведки «Моссад»,
Вашингтону следовало бы возглавить
международные усилия по созданию новой
дипломатической основы для мира на Ближнем
Востоке. «Нам нужно, чтобы американцы сели
за стол вместе с европейцами, русскими,
израильтянами и арабами и выработали новую
формулу», — сказал он. Однако, как
утверждают некоторые, американская
администрация не желает «запачкаться» на
Ближнем Востоке.