Реформа электроэнергетики не должна ущемлять интересы Приангарья
Реформа российской электроэнергетики постепенно набирает обороты. Учрежден
независимый администратор торговой сети, вот-вот будет создана федеральная сетевая
компания. Но до сих пор не ясно, каким образом перестройка отрасли отразится на
«Иркутскэнерго». Очевидно, что для Иркутской области важны несколько аспектов. Во-
первых, за регионом должны сохраниться права на часть госпакета. Во-вторых, компания
должна остаться единым целым. В-третьих, она должна иметь возможность свободно
работать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
И так, госпакет. Спор о праве владения им разрешился чуть более года назад. Из 40%
акций «Иркутскэнерго», принадлежащих государству, Иркутской области были переданы
на правах пользования, владения и распоряжения 15,5%. Не исключено, что кулуарным
значащим звеном в этом споре выступили алюминиевые компании, которые, как и
областная власть активно пытались противостоять попыткам РАО «ЕЭС России» во главе
с Анатолием Чубайсом «наложить лапу» на энергосистему Приангарья. Что плохого в
Чубайсе? В целом, может, он и неплохой человек. Только вот Иркутская область, за
исключением энергосистемы не входит в круг его интересов. Не заинтересован Чубайс в
поддержании нормального экономического и социального положения региона. В уставе
РАО, в целях деятельности предприятия значится «получение прибыли». Откуда берется
прибыль? Элементарно, заложена в тарифах. И попади контроль над «Иркутскэнерго»
Чубайсу, не исключено, что в Иркутской области средний тариф на электроэнергию
сравняется со среднероссийским, зашкаливающим за 60 копеек за киловатт-час.
Но все обошлось. Акции остались за государством. Однако недавно тему госпакета вновь
стали активно будировать. На этот раз с точки зрения возможности увеличения доли
государства в «Иркутскэнерго». За счет включения в уставный капитал компании плотин
ГЭС. С какой целью? Государство увеличит свою долю в энергокомпании до
контрольного. Но на этом развитие событий не остановится. Следующим шагом может
стать передача госпакета в РАО. Пока в уставном капитале «Иркутскэнерго» наблюдается
паритет: государство и алюминиевые компании в совокупности имеют фактически равные
доли. Стоит государству утяжелить чашу весов, как за ценные бумаги предприятия вновь
начнется война. И, скорее всего, не последнюю роль в ней будет играть Чубайс. В
условиях реформирования электроэнергетики вариант передачи контрольного пакета
государства в РАО имеет очень большие шансы быть реализованным. И тогда уже РАО
будет главным диктатором при выделении генерирующих мощностей. Останется ли в
этом случае «Иркутскэнерго» по-прежнему единой системой, или население области будет
довольствоваться дорогой энергией тепловых станций, а дешевая энергия ГЭС пойдет на
внешний рынок, вопрос открытый.
Пока же РАО всячески препятствует продаже электроэнергии ГЭС Ангарского каскада на
федеральный рынок. В прошлом году менеджмент «Иркутскэнерго» сумел добиться
увеличения баланса поставок на ФОРЭМ. Как отмечают в компании, «Иркутскэнерго»
готово поставлять на ФОРЭМ электроэнергию, и потребители заинтересованы в ее
покупке. При цене электроэнергии на ФОРЭМе в 20 коп. за кВт. ч., цена киловатта в
дефицитных АО-энерго РАО «ЕЭС России» для потребителей колеблется на уровне 60-70
копеек, как, например, в «Бурятэнерго» и «Читаэнерго». Между тем, со стороны РАО,
контролирующим распределение электроэнергии с рынка, происходит дискриминация:
потребителям навязывают дорогую электроэнергию тепловых станций РАО.
Сложившаяся ситуация на руку только самому РАО. Покупая дорогую электроэнергию,
несут убытки АО-энерго. Мощности «Иркутскэнерго» задействованы лишь на 50%. Не
имея возможности продавать избыточную электроэнергию, компания вынуждена
поднимать энерготарифы внутри области. В конечном счете, от насилия РАО страдает
население Иркутской области.
Впрочем, могло бы быть еще хуже. Если бы в тариф была включена абонентная плата. В
середине января Федеральная энергетическая комиссия приняла решение, по которому
абонплата для «Иркутскэнерго» (а также «Татэнерго» и «Башкирэнерго») увеличена в 2,47
раза (до 40,25 рубля за 1 тыс. кВтч), тогда как для остальных АО-энерго — на 13%. Таким
образом, дополнительные затраты «Иркутскэнерго» могут составить 1,5 млрд. рублей, что
потребует увеличить цену на электроэнергию на 8-9%.
Пока «Иркутскэнерго» противостоит взиманию дани в адрес РАО «ЕЭС России»:
абонентную плату в том виде, как она существует сейчас, иначе и не назовешь.
«Иркутскэнерго» сумело выиграть суд по иску прокуратуры Иркутской области,
действовавшей в интересах РАО, о взыскании с компании абонентной платы в пользу
РАО «ЕЭС России» за услуги, оказанные в 2000 году, на сумму более 1 млрд. рублей.
Московский арбитражный суд признал незаконным пункт постановления ФЭК о расчете
абонплаты. В компании отмечают, что абонентная плата имеет право на существование,
но методика ее расчета должна быть пересмотрена. И именно «Иркутскэнерго» выступило
инициатором разработки новой методологии расчета абонплаты.
Другая инициатива «Иркутскэнерго», также позволяющая сохранить низкие энерготарифы
в области, направлена на создание зонального энергетического рынка. По мнению
генерального директора «Иркутскэнерго» Владимира Колмогорова, реформа
электроэнергетики в том виде, как она предлагается РАО, для сибирской энергетики
представляет определенную угрозу. В частности, при переходе к конкурентному рынку
следует ожидать значительного повышения потребительских тарифов в сибирской зоне за
счет большой разницы себестоимости гидростанций и станций на органическом топливе
(Сибирь — более чем на 70 %, Европейская зона России — в пределах 20 %). В результате
промышленное производство Сибири станет неконкурентоспособным и снизится
инвестиционная привлекательность региона. Зональный рынок позволит сохранить
относительную независимость энергетики Сибири и создать в ней регулируемый
конкурентный рынок.
В «Иркутскэнерго» подчеркивают, что реформа электроэнергетики не должна ущемлять
интересы Приангарья. Работа энргокомпании должна, в первую очередь, быть направлена
на поддержание экономической стабильности в регионе. А для этого необходимо
сохранить целостность энергосистемы, ее независимость, надежность и высокую
конкурентоспособность.