Стратегии -- быть!
Президент и премьер-министр поддерживают стратегию развития Сибири
5-7 марта в Иркутске с рабочим визитом побывал
полномочный представитель Президента Российской
Федерации в Сибирском Федеральном округе Леонид
Драчевский. Он встретился с губернатором Иркутской
области Борисом Говориным, с главой администрации Усть-
Ордынского автономного округа Валерием Малеевым. Вместе
с Борисом Говориным Драчевский побывал на Ковыктинском
газоконденсатном месторождении, встретился с учеными
института систем энергетики СО РАН, посетил Усть-
Ордынский Бурятский автономный округ. Полпред и
губернатор провели совещание с бизнесменами,
финансистами и руководителями силовых структур. Он
обратил внимание собравшихся, что сегодня перед властями
всех уровней поставлено несколько задач. В первую очередь,
это перепись населения, от успешного проведения которой
зависит, насколько достоверным будет государственное
планирование.
Драчевский отметил, что он доволен тем, как Иркутская
область завершила прошлый год. Область пострадала от
стихийных бедствий, но это была именно прихоть природы, в
то время как в других регионах катастрофы были вызваны
неудовлетворительной работой властей. Леонид Драчевский
сказал, что он в курсе политического кризиса, в котором в
очередной раз находится Законодательное собрание региона,
однако отметил, что он уже дважды — в период выборов
председателя и принятия бюджета 2001 года — становился
участником ситуации. «Я надеюсь, что в третий раз вы
справитесь без меня», — улыбнулся Леонид Вадимович.
На совещании Леонид Драчевский представил собравшимся
своего нового заместителя Валерия Халанова. Полпред
отметил, что Халанова характеризуют такие качества как
образованность, тактичность и деликатность. Новый
заместитель будет курировать в представительстве президента
Восточную Сибирь. Наш регион Халанову хорошо знаком,
ведь до недавнего времени он возглавлял Управление ФСБ по
Республике Бурятия.
В завершение Драчевский вручил главному федеральному
инспектору по Иркутской области и Усть-Ордынскому
Бурятскому автономному округу орден «Дружбы народов».
После совещания Леонид Драчевский встретился с
журналистами. Вот несколько фрагментов этой пресс-
конференции:
Вопрос: Каковы ваши впечатление от посещения
Ковыктинского газоконденсатного месторождения?
Л.Д.: Мы договаривались давно с Борисом Александровичем
полететь вместе на Ковыкту. Ковыкта является одним из
узловых моментов развития Сибири. Я хотел увидеть своими
глазами и поговорить с людьми, которые там работают. Эта
цель была достигнута, мы повстречались с
руководителями двух районов, с сотрудниками, которые там
непосредственно работают. После этого в институте систем
энергетики мы продолжили эту тему, уже немножко пошире.
Я убедился, что Ковыкта в энергетической стратегии и в
стратегии развития Сибири является узловым моментом.
Вопрос: Тем не менее, у Ковыкты есть конкуренты: это
газоконденсатные месторождения Западной Сибири, Саха-
Якутии, сахалинский шельф. Какова вероятность, что будет
реализован именно ковыктинский проект?
Л.Д.: В стратегии развития Сибири прописано, что должна
быть единая государственная линия по транспорту
углеводородов. В этой связи никто не будет выступать
какими-то отдельными локальными силами. Это нельзя
сделать в одиночку, построить трубопровод силами одной
области, одной республики. Это может сделать только
консорциум, в который должны входить несколько компаний.
В нем должны быть государственные гарантии и в него
должны активно входить регионы Российской Федерации. Это
как раз заложено в стратегии.
Вопрос: Стратегия развития Сибири встретила возражения со
стороны Германа Грефа, министра развития экономики. Как
разворачивалась дискуссия и каковы результаты?
Л.Д.: Основной посыл наших оппонентов из Министерства
экономразвития заключается в том, что все регионы
Российской Федерации должны находиться в равных
условиях. Этот посыл не нов, он и в 92 году звучал. Никому
никаких преференций делать нельзя, это неправильно. А мы
считаем, что можно так делать. В противном случае в Сибири
останутся только те производства, которые на сегодняшний
момент выгодны, и отток населения будет продолжаться. Если
же мы создаем преференции тарифные, преференции,
связанные с перераспределением той ренты, которая
добывается за Уралом, и направляем их не только на развитие
топливно-энергетического комплекса, но и на имеющиеся в
этом регионе точки роста, то тогда мы получаем новые
рабочие места. Этим мы не только останавливаем отток
населения, но и обеспечиваем дополнительный приток
рабочей силы. Вот два подхода. И премьер и президент
говорят: «Да, мы будем идти только по второму пути». И уже с
этих позиций нам было поручено доработать стратегию до 15
марта.
Как вы относитесь к идее объединения Иркутской области и
Усть-Ордынского бурятского автономного округа?
Во-первых, Я считаю, что 89 субъектов Федерации слишком
много с точки зрения управленческой теории и практики. Во-
вторых, я вижу, что Усть-Ордынский округ и Иркутская
область так тесно интегрированы друг в друга, так тесно
взаимосвязаны, что наиболее близки к данному решению по
сравнению с другими субъектами. Если будет добрая воля со
стороны Иркутской области и со стороны Усть-Ордынского
округа, то я думаю, что это будет эффективная акция. Но при
этом очень важно, на потерять того, что имеется. Прежде
всего, Иркутская область не должна потерять в вопросах
финансирования: если Усть-Ордынский округ сегодня
получает дополнительное финансирование из федерального
бюджета, то оно должно быть сохранено. Если два бюджета
сливаются в один, то он должен быть не меньше, чем два
бюджета до этого. Второе. Я считаю, что обязательно нужно
найти правильный статус Усть-Ордынского округа. Может
быть, его нужно сохранить таким, каким он был раньше. В
новых условиях можно что-то изменить, но округ должен
остаться именно национальным бурятским автономным
округом. Словом, изменения должны коснуться только
экономии средств и правильных бюджетных
взаимоотношений. И еще подчеркну: основой для принятия
того или иного решения должна являться добрая воля
населения обоих регионов.