Как будто бананы виноваты
Или почему нас выталкивают из европейского неба.
Итак, Евросоюз решил ввести в действие директиву об
ограничении уровня авиационного шума. Для нашей страны
это означает запрет на осуществление рейсов основного
парка самолетов в Западную Европу. Горечь, разочарование,
недоумение — такова реакция у многих из нас. Ну да, мы
уже лет пять назад слышали разговоры о том, что Европа
намеревается пойти на это. Потом все стихло, и вдруг… И
ребенку ясно, что переоснащение отечественного авиапарка
потребует не только очень много сил, средств, которых к
тому же и нет, но и времени. Специалисты же утверждают,
что переоснастить все самолеты практически невозможно.
Но данная мера, оказывается, палка о двух концах. Вторым
она обязательно ударит по Европе. Да, в результате этой
акции российский рынок авиаперевозок потеряет 11 тысяч
рейсов и три миллиона пассажиров. На таких цифрах
настаивают специалисты, озвучившие свое мнение в недавно
вышедшем «Деловом вторнике». Но вместе с этим, уже не
смогут попасть во многие западноевропейские страны
полтора миллиона российских туристов, что обернется
огромным недобором в бюджеты ряда стран. Только за одну
визу каждый турист платил в среднем по 35 долларов.
Сократятся доходы гостиничной сферы, различных турфирм,
начнется переток любителей путешествий в другие страны:
на Кипр, в Турцию, Тунис, Египет… Впрочем, нам ли
беспокоиться о тех, кто заварил эту кашу?
На днях я обнаружил в журнале «Внешняя
торговля» статью Алексея Гореславского.
Автор рассказывает, что сразу после образования ВТО разразилась
банановая война. ЕС ввел льготные тарифы на ввоз бананов
из Африки. В наибольшей степени были заинтересованы в
этом Франция и Бельгия, сохранившие тесные связи со
своими бывшими их подопечными, некогда колониальными
странами Тропической Африки. Это дало повод для ВТО
считать, что Центральная и Южная Америка подверглись
дискриминации. В ответ США решили установть повышенные
тарифы на ряд товаров из ЕС. Читатель вправе
спросить: причем тут США? Бананы-то растут где-то в
Гондурасе, Эквадоре, а не в штате Оклахома. Совершенно
верно. Еще в 70-е годы на долю центральноамериканских
государств приходилось почти три четверти стоимости мирового
экспорта бананов. Однако решающую роль в аграрном секторе
тех стран играют транснациональные компании (ТНК), на их
долю приходится 70-75 процентов экспорта того самого
фрукта, а политику в ТНК «делают» как раз Штаты.
Отсюда такая трогательная забота о братьях южных.
В конечном счете были введены карательные тарифы на ряд
товаров, экспортируемых из ЕС. Сумма немалая. 191
млрд. долларов. И тогда Евросоюз отвечает на это
ужесточением норм шума для пассажирских самолетов. Это
ударило по крупнейшим авиакомпаниям США, в первую
очередь по «Боингу».
«Так вот с чего начались эти «самолетные войны» — первое
что может прийти в голову иному читателю после знакомства
с теми эпизодами. Так-то оно так, но сами ли
бананы в том виноваты? В основе всех войн на мировом
рынке все-таки жажда получения более высоких прибылей.
Та же Америка — богатейшпя страна. Только сельхозтоваров
она экспортирует на огромную сумму — на 50 млрд. долларов;
правда, и завозит их из-за рубежа тоже немало — на 40
млрд. долларов. Видимо, тут приемлемо наше выражение:
красиво жить не запретишь. Однако за все надо платить. Не
потому ли в торговле с Евросоюзом у Штатов сложился
огромный дефицит в 300 млрд. долларов? Российские
эксперты считают, что Америка находится в зоне риска. Что
говорят сами американцы, не знаю, но что делают по
сокращению того дефицита, выше уже сказано. Например, не так
давно богатейшая страна ввела серьезные ограничения на
поставку стали из Европы. Дальше сработал
принцип домино. После того, как американцы отказались
брать европейскую сталь, Евросоюз объявил о введении квот
на экспорт стали, легированной бромом, из России.
Мы с тревогой воспринимаем сейчас сообщения о падении цен
на нефть, алюминий, целлюлозу. Именно эти товары являются
валютообразующими. Как указывает «Парламентская газета»,
после развала Советского Союза и стран социалистического
содружества спрос на алюминий только в нашей стране упал
с 2,39 млн. тонн в 1990 году до 450-500 тыс. тонн. Зато
экспорт возрос с 600 тыс. тонн до 2,8 млн. тонн. Правда,
появление его на мировом рынке в огромном количестве
сразу же вызвало резкое падение цен в 1992-1994 годах.
Однако сегодня ситуация намного хуже, чем была семь лет
назад. Тогда наблюдался бурный рост экономики у
азиатских «тигров», в Южной Кореи, на Тайване, в Малайзии.
Сегодня те страны едва оправились от кризиса 1997 года, а
в высокоразвитых, индустриальных наблюдается замедление
темпов роста или вовсе падение. Роковую роль сыграли
события 11 сентября. Тут еще война в Афганистане.
Напомню, что когда-то наше государство было
самодостаточным, и те важнейшие товары пользовались
огромным спросом внутри своей страны и стран
социалистического содружества. Теперь мы в огромной
степени зависим от мирового рынка. Но то, что плохо для
России, еще не означает, что плохо абсолютно для всех.
Профессор Н. Устинов (МГИМО) называет такие цифры. За
девять послереформенных лет (1992-2000 годы)
положительное сальдо внешней торговли России составило
огромную сумму — 308,9 млрд. долларов. В том числе от
торговли с дальним зарубежьем это положительное сальдо
было равно 282,7 млрд. долларов. Но внешняя
торговля превратилась в мощный насос по выкачиванию
ресурсов из нашей страны. Да и нам самим со страшной
силой хочется понравиться Западу. Может быть, в таком
случае и примут нас вне очереди во ВТО. Ради этого
государство готово идти на все. В этом году оно взяло и
снизило импортные пошлины на 80 процентов, товаров и услуг
аж на 25-40 процентов. Что за этим последует?
Значительное падение конкурентоспособности российских
товаров, снижение экономического роста, повышение доли
импорта, который уже принимает угрожающий характер. Так,
прирост зарубежных товаров в прошлом году составил 20
процентов, что вдвое выше прироста розничной торговли.
Дальше прогнозируется затухание собственного
производства, потеря не одного десятка тысяч рабочих мест.
Что касается санкций к российским авиалайнерам, то трудно
не согласиться с одним из специалистов этой отрасли,
который заявил: «Похоже, нас выдавливают с европейского
рынка авиаперевозок.» Запад переживает нелегкие дни. И на
ком в таком случае отыграться, как не на самых слабых,
не желающих к тому же самих себя защитить?