"Дома должны обрести хозяев"
Три года назад вышло постановление губернатора Иркутской области "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства", утверждена программа и поэтапный план ее реализации.
!I1!Первые два этапа позади, близится к завершению и
третий, охватывающий 2002-2003 годы. Что сделано? Об
этом беседа нашего корреспондента с председателем
комитета по ЖКХ и жилищной политике областной
администрации Петром Ворониным.
— Петр Александрович, напомните, пожалуйста, об
основных задачах первых этапов.
— В поэтапном плане реализации программы ставилась
задача обеспечить перевод на самоокупаемость
отдельных видов коммунальных услуг, создание служб
единого заказчика, внедрение энергосберегающих
технологий, приборов учета и контроля, другие
мероприятия, направленные на улучшение условий
проживания и снижение эксплуатационных затрат в
жилищно-коммунальной сфере.
Сделать удалось далеко не все и не в тех объемах,
которые планировались. К примеру, лишь в нескольких
городах организованы службы единого заказчика. То же
с объединением собственников жилья в
товарищества (ТСЖ). По области их насчитывается
несколько десятков, но ожидаемой отдачи от них нет.
!I2!Сдерживающим фактором выполнения тех или иных задач
явилось отсутствие финансирования. Из-за нехватки
средств отрасль уже не в состоянии остановить
возрастающий износ коммунальных объектов, дефицит
мощностей очистных сооружений, питьевой воды,
тепла…
— Отсюда и участившиеся аварийные ситуации пик
которых пришелся в нынешнем сезоне на Усть-Кут.
Какая сейчас в этом городе ситуация и что необходимо
предпринять, чтобы подобное не повторилось в будущем?
— Вспомните пикеты и рвущие душу репортажи из
Лесогорска, Чуны, Черемхова… Два года назад люди
из Лесогорска бежали, спасаясь от холода, а сегодня
ребятишки в местном садике раздетыми ходят,
значительно уменьшилось количество пустующих квартир.
По идее отопительную систему там стали
реконструировать в 2000 году, и еще в прошлым сезоне в
поселке были проблемы, так как сделать все за
короткий летний период, идеально настроить систему
было просто нереально. Там меняли и котлы, и
стояки, и внутриквартальные сети, и узлы управления
ремонтировали…
Другой пример — Новомальтинск. В прошлую зиму
сколько шума и крика было по поводу замерзания.
Что слышно об этом поселке нынче? При этом если в
прежние времена новомальтинскую котельную
обслуживало 46 человек и сжигалось 11 тыс. тонн
угля, то после реконструкции теплоисточника на его
обслуживании занято 26 человек, а расход угля
сократился до 6,5 тонны.
То же будет и в Усть-Куте. Ну не может претерпевшая
столь серьезные изменения система
сразу заработать идеально. Но тепло в домах есть.
Помнится, в апреле прошлого года зашли с губернатором
в дом N 113 по ул. Пушкина. Жильцы в трансе — тепла в
доме вообще нет. Одни спасались электрообогревом,
другие выехали из квартир в свои прежние времянки.
Сегодня 113-й с теплом, впрочем, и остальные дома
устькутян тоже. Иначе и быть не должно. Если в
прошлом году на выходе с пикового теплоисточника
было +33 — +46 градусов, то сегодня +56 — +64, а на ст.
Лена параметры даже выше, чем должны быть, — плюс 67-70
градусов.
К сожалению, большие издержки понесены в
связи с декабрьской остановкой теплоисточника.
Достаточно сказать, что по сей день не можем
рассчитаться с людьми, которые работали на монтаже
оборудования и устранении аварии. Задолженность
составляет 14,7 млн. рублей. А усилий и средств
для завершения работ по усть-кутскому проекту
нужно еще немало. Миллионов шесть уйдет
на ремонт внутренних инженерных систем, 10-12 — на
центральные сети, 4-5 — на доводку теплового
оборудования… Словом, как минимум миллионов 25
потребуется.
— Не секрет, что коммуналка у наших людей в особом
«почете». Особенно достается этой службе и руководству
администраций всех уровней, в том числе и Воронину, в
дни тарифных кампаний. Считаете, претензии
справедливы?
— Наверное, справедливы. Но давайте взглянем на
дело, как говорится, без эмоций. Федеральный стандарт
затрат на 1 кв.м для Иркутской области на 2002 год
составляет 21,2 рубля (в 2000 году было 10,8
руб). Взлетели цены на уголь, мазут, эл.энергию,
перевозки… Почему тарифы на жилье и коммунальные
услуги должны оставаться прежними? Вот и подскочили:
в Братске до 80%, в Ангарске — до 70%, Иркутске — до
68%…
— Словом, мы на пороге стопроцентной оплаты
оказались. Как скоро, на ваш взгляд, будем покрывать
все расходы по содержанию, ремонту и коммунальным
услугам?
— А сколько это будет, если, скажем, в Усть-Илимске
затраты на квадратный метр вдвое ниже федерального
стандарта (12,6 руб.), а в Бодайбо — вдвое выше (40
руб.)? В Иркутске фактические затраты отличаются от
усть-илимских, так как там большая теплоэнергетика и
очень рациональная схема теплоснабжения.
Потом, усть-илимские теплоэнергетики продают тепло не
только «жилищникам», но и промышленности, где
стоимость его выше, значит, и доходов больше. И
потом, кто сказал, что при полной оплате у
«жилищников» не будет соблазна за гроши населения
вставлять через полгода двери, стекла, навешивать
радиаторы в подъездах и опять претендовать на 100%
оплату? Ведь, что греха таить, существующие ЖЭУ, ДЭЗы
не заинтересованы, чтобы те же двери в подъездах не
выбивали, а батареи обогревали. Жилищным трестам
куда выгодней ремонтировать жилье, чем его
сохранять. Да и качество услуг на их доходы не
влияет.
Пока мы не создадим систему сохранности, не
приостановим рост самих затрат в абсолютных
величинах, никогда нам не выбраться из этого
заколдованного круга. Ну установим на следующий год
федеральный стандарт 25-30 руб. и пойдем под этим
флагом на 100-процентную оплату?.. Мы таким образом выведем
платежи до таких небес, которые и цивилизованным
странам не снились.
— Считаете, что панацея от всех бед — в создании такой
структуры, которая была бы заинтересована в
сохранности жилого фонда?
— Вот именно. Скажите, зачем ремонтировать
дверь в подъезде, которую достаточно просто
сохранить? То же с остеклением, другими «дурными»
работами. Надо только, чтобы кому-то было выгодно
этим заниматься. Этим кем-то и должна стать
полугосударствення или частная компания по
управлению жилым фондом — управляющая компания, в
штате которой должны быть менеджеры по персоналу, техническому
перевооружению, экономике. Зачем на доме держать
слесаря-сантехника, столяра, электрика… Надо
определить человека, который бы отвечал за все — от
чистоты в подъездах до сбора квартплаты, то есть был бы
хозяином дома.
Смысл предлагаемой реорганизации в том, чтобы
уменьшить расходы, которых сегодня никто не считает.
Один пример в подтверждение. Сегодня в Приангарье
при норме 0,38 производится 0,65 Гкал тепла на 1
кв.м отапливаемой площади. Если учесть, что таких
площадей у нас 30 млн.кв.м, то
произведенные излишки составляют более 8 млн. Гкал.
Средняя стоимость 1 Гкал составляет 220 рублей. Вот
где наши с вами денежки.
А кого интересует, сколько и куда у нас утекает
воды? Установлен норматив 250 литров на человека в
сутки, за них и платим. Причем плата зависит не от
того, сколько потребили, а от того, сколько душ
прописано в квартире.
Теперь ответьте, допустит ли подобное «хозяин» дома,
управляющая компания? Конечно, нет. Больше того,
возьмет в банке кредит и поставит на дом счетчик.
Через два-три месяца рассчитается с кредитом и
процентами, а дальше все сэкономленное положит на
свой счет.
— О пилотных проектах по созданию управляющих
компаний в Саянске и Пивоварихе разговоры идут
давно. На какой стадии они сейчас находятся?
— Скажем так, на стадии реализации. Но это разные
проекты. В Саянске это управляющая компания, которая
берет под свое крыло уже готовые дома (1200
квартир). Готовится документация, кадры. С 1 марта
все задействованные в проекте люди пройдут
специальное обучение. В дальнейшем на базе
сибирско-американского факультета мы намерены
создать единый образовательный центр с бесплатным
или частично платным обучением. Прошедшие через него
специалисты получат лицензии (сертификаты) на
производство тех или иных работ. По этой же схеме
готовится проект для м/р Первомайский областного центра.
Для создания системы кадровой подготовки
специалистов — управленцев жилым фондом
направили на сибирско-американский факультет четырех
студентов-третьекурсников с кафедры «Городское
хозяйство» технического университета. Они получат
два образования, в том числе по профилю управленца.
Такая подготовка будет проходить ежегодно.
Задача выпускников факультета — создать эффективно
работающую систему на существующем жилом фонде.
— А что в Пивоварихе?
— В Пивоварихе проект несколько иного плана.
Управляющая компания сама будет строить
часть жилфонда оставлять в своей
собственности с последующей сдачей внаем.
Не секрет, что головной болью Иркутска сегодня
становятся «хрущевки» — дома, построенные в
начале 60-х годов, которым предписано служить 45
лет. Семье, приватизировавшей квартиру в таком доме,
осталось прожить в пять лет (до 2007) года…
В Иркутске подобного жилья более 1 млн.кв.м.
Город, государство не готовы его перестраивать. У
большинства жителей нет денег на покупку новых
квартир. Да и что мы строим? Два-три дома в год.
Остальное, так называемое элитное жилье, с такими
наворотами и «прибабахами», что рядовому гражданину
к нему не подступиться. А где дешевое, так
называемое социальное жилье, стоимостью не 16 тыс.
руб. за 1 кв.м, а 5-7 тысяч? Нет его и в помине.
Новая система управления жилфондом должна внести
и новые элементы строительства жилья. Оно
останется в собственности компании и будет сдаваться
внаем. В этом вся разница в проектах.
— Мало верится, что, во-первых, компания
добровольно согласиться строить такое жилье;
во-вторых, что она не будет драть с наемщика три шкуры.
— Не думаю, особенно если в деле будут присутствовать
элементы государственной поддержки. Какие? К примеру,
выставляются на тендерные торги городские участки
под застройку (по новому Земельному кодексу подобное
разрешено). Важно, чтобы одним из условий этого
конкурса было право на первоочередность тех
претендентов, которые захотят строить такое жилье и
сдавать его внаем.
Кроме того, мы можем для социально ориентированного
жилья задействовать ипотечные кредиты. Получил
кредит, договорился с государством, что оно погасит
проценты за него, но с условием — стоимость найма
должна согласовываться обеими сторонами и не
пересматриваться в течение, скажем, пяти лет. То
есть, в отличие от коммерческого, при социальном
найме цены согласовываются с государством.
— Петр Александрович, при подобном раскладе что
ожидает существующие коммунальные предприятия?
— Их судьба — в их же руках. Скажу лишь, что мы
категорически против того, что замышляют в Ангарске, —
соединить три треста и создать одну управляющую
компанию. Это простое административное
преобразование по прихоти местных чиновников ни к
чему хорошему не приведет. Управляющие компании
должны возникнуть на небольших участках и
разрастаться по мере сил и способностей их
менеджеров. Я совершенно не исключаю, что какое-то
РЭУ станет работать по-другому и будет конкурировать
с той же управляющей компанией. Тут главное —
качество и цена услуг. А жильцы определят сами, кто
из них лучше.
Думаю, двигаться нужно именно в этом направлении.
Если в ближайшие год-два не создадим серьезных
предпосылок для реализации этого механизма, все
призывы о дешевом жилье, безубыточном
функционировании ЖКХ так и останутся призывами.