Искатели сокровищ
Справедливо замечено, что познание подобно морю: тот, кто барахтается на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин. Давайте согласимся: истинный талант -- а в данном случае речь идет об изыскателях, подвижниках науки -- делает свое дело без суеты и шумихи. В этом мне приходилось убеждаться не единожды, и в очередной раз -- на проходившей на минувшей неделе выставке "Наука, образование, новые технологии, инновационные проекты". Словно глоток свежего воздуха довелось вдохнуть -- столько ярких впечатлений, незатертых мыслей, оригинальных идей подарили нам организаторы и участники этого события, приуроченного, по уже сложившейся традиции, к Дню российской науки. Четыре дня, а именно столько времени работала в "Сибэкспоцентре" уникальная экспозиция, без преувеличения, стали для ее гостей днями открытий. Мы узнали в лицо первопроходцев в самых различных отраслях науки и знания -- маститых ученых и "незаметных", на первый взгляд, библиотечных работников, умудренных жизнью профессоров и учащихся лицеев, всех, для кого выставочный комплекс в эти дни стал как бы и очередным трамплином, и островком надежды, тех, кто за мудреным словом "инновация" видит свое призвание первооткрывателя, ни с чем не сравнимую стихию поиска.
Одним из центральных событий, на мой взгляд, в первый
день работы выставки стал «круглый стол» на тему «Интеграция
науки и образования, развитие инновационной деятельности».
Насколько эти проблемы актуальны, думаю, не надо говорить.
Мне самому не раз и не два приходилось поднимать их
на страницах «Восточки» еще в доперестроечные времена,
когда наука считалась одной из приоритетных областей
в государственной политике, щедро финансировалась, и
даже в страшном сне не могло присниться то ветхое рубище,
в котором она оказалась в первые реформенные годы.
Сейчас картина стала меняться в лучшую сторону, и весьма
заметно. Эта мысль красной строкой прошла через многие
выступления участников «круглого стола». Впрочем, начало
разговора, думаю, было положено еще на пресс-конференции,
которая предшествовала всей дальнейшей работе выставки.
Праздником назвал ее председатель комитета по науке и
высшей школе областной администрации Валерий Ченских. Праздником
для тех, кто понимает, что в конечном итоге Россия и
ее регионы могут выйти на путь цивилизованности, независимого
и устойчивого развития, лишь опираясь на собственные, подчеркнул
он, науку и образование.
В последние годы наряду с выполнением крупных федеральных
программ значительно увеличился вклад научных центров
— академического и медицинского, вузов, прикладных
НИИ, набирающего силы в научно-технической сфере малого
предпринимательства — в решение технических проблем нашего
региона и области. Только за последние два года в активе
разработчиков — программа социально-экономического развития
области до 2005 года, схема развития производительных
сил Приангарья на 2001—2005 годы, программы и концепции
развития целого ряда отраслей нашей экономики, топливно-энергетического
комплекса, лесопромышленного, горнодобывающего, машиностроительного
комплексов и т.д. Навскидку можно назвать научные разработки, внедрение
которых в практику сулит или уже принесло немалые
дивиденды. Взять, к примеру, агропромышленный комплекс.
Это и создание нового скороспелого сорта пшеницы Студенческая,
удачно проведенные конкурсные испытания ячменя, давно
ожидаемого в пивоваренной промышленности, и разработка
технологии производства семян люцерны, дающей стабильные
урожаи до 30—40 центнеров с гектара.
Что касается развития минерально-сырьевой базы, то здесь
следует упомянуть работы по прогнозной оценке месторождений
золотых россыпей Ленской золотоносной провинции на возможность
попутной добычи минералов, олова, висмута и других
элементов. Проведена оценка перспектив выявления золотого
оруднения промышленных типов древних вулканических структур
Южного Присаянья. Словом, инновационная политика определяет
сегодня развитие различных сфер нашей деятельности —
будь то топливно-энергетический комплекс или экология,
здравоохранение или информатизация.
Первым на обсуждение участников «круглого стола» был
вынесен вопрос «Интеграция науки и высшей школы в Иркутской
области». По словам заместителя председателя президиума
Иркутского научного центра М. Бычкова, проблема углубления
интеграции всегда была актуальной. В августе 2001 года,
в частности, был запущен наиболее крупный интеграционный
проект: молодые ученые Иркутского научного центра
и госуниверситета объединили усилия в изучении биогеологии
западного побережья Байкала. В тот же период прошло
несколько научных школ молодых физиков на базе и по
инициативе академического Института солнечно-земной
физики. В октябре 2001 года прошла конференция молодых
ученых, наметившая пути интеграции фундаментальной науки
и высшей школы, повышения их роли в устойчивом развитии
регионов.
Все эти собрания и обсуждения помогли сделать вывод
о том, что существующие интеграционные формы и методы —
в первую очередь, совместные кафедры, учебно-научные
центры, совместные проекты — работают, но уже недостаточно
на данный момент. Несколько цифр. В 2001 году насчитывалось
19 совместных кафедр Иркутского научного центра и вузов,
5 учебно-научных центров; 17 ведущих ученых научного
центра возглавляют различные кафедры в вузах и т.д.
Иркутская область является, к слову, одним из крупнейших
участников федеральной сырьевой интеграционной программы,
из центра финансируется 34 проекта. Весьма перспективными
представляются вопросы, связанные с созданием совместных
диссертационных советов. На взгляд участников встречи,
в дальнейшем необходимо организовывать совместные комплексные
диссертационные советы, на которых могли бы защищать
свои работы как научные сотрудники, так и преподаватели.
Особого подхода требует и библиотечное дело. Речь идет
о совместных фондах, переводе на новые технологии, создании
единой библиотечной системы областного центра.
Об интересном опыте интеграции науки и высшей школы
рассказал проректор педагогического университета Михаил
Барский. Несколько лет назад родилась идея о создании
международного центра азиатских исследований. Институты
ИНЦ охотно откликнулись на предложения о совместной
деятельности, проведении как фундаментальных,
так и прикладных исследований. В том же 1996 году вошли
в федеральную целевую программу, которая вначале носила
название «президентской», а через год совместно с институтом
химии получили финансирование. Что дает создание учебно-научного
центра? Это и обмен информацией, и общение со студентами
— около 50 ученых Института химии активно сотрудничают
и принимают участие в учебном процессе. Это возможность
прохождения практики в институтах научного центра, ознакомления
с разработками ученых, новыми технологиями, приобщение к
научно-исследовательской работе. Сегодня среди деловых
партнеров будущих педагогов — сотрудники институтов географии,
Лимнологического, Сибфибра, геохимии, и конечно же,
Института химии им. Фаворского, этой первой ласточки
делового сближения, которое, кстати, имеет и свой денежный
«эквивалент». Благодаря целевым федеральным программам
в копилке университета прибавилось 750 тысяч рублей.
В активе и пять совместных конференций, из них одна —
международного класса. Все это позволило открыть ряд
новых специальностей.
Сегодня много говорят об инновационной деятельности.
И это понятно. По мнению участника «круглого стола»,
проректора по научной работе технического университета
профессора Сергея Евстафьева, инновационная активность
является единственным способом восстановления и развития
экономического потенциала как страны, так и ее регионов.
Есть в этом деле и недостатки — это отсутствие координации
усилий. Как активизировать, стимулировать реализацию
инновационных проектов, неизвестно. Регионы молчат.
Такой факт. В развитых странах доля новых знаний, воплощенных
в технологии, в оборудование, в продукцию, составляет
до 85 процентов от внутреннего валового продукта. В
нашей же стране этот процент гораздо скромнее. Доля
вложений в науку у нас менее одного процента от относительно
скромного валового внутреннего продукта. В развитых
странах эта величина в 3-4 раза больше.
Недостаток финансирования привел к тому, что многие,
в частности, технические вузы, так же как и академические
институты, представляют собой грустное зрелище и по оснащению
оборудованием, и по материальному достатку, и, что очень
важно, по возрасту преподавателей. Наивно просто ждать,
что страна может найти какие-то средства, чтобы поправить
положение. А если все-таки это не произойдет, то через
5-6 лет мы лишимся наших научных школ и высококвалифицированных
специалистов. Единственное наше спасение, если опираться на
зарубежный опыт, — в активизации инновационной деятельности.
И мы готовы к этому. «Я убежден, — заявил Сергей
Евстафьев, — что давно назрела необходимость разработки
и утверждения регионального закона, в котором, по крайней
мере, должны быть обозначены какие-то стимулы, гарантии
для инвесторов, для участников инновационного процесса.
Для того же, чтобы все это реализовать, надо провести
анализ инновационного потенциала нашего региона».
К счастью, несмотря на разрушительные «реформы» 90-х
годов, нам удалось сохранить довольно-таки солидный
технический потенциал, представленный академическими
институтами, отраслевыми НИИ, вузами.
Сегодня численность научно-педагогического состава в
вузах, к примеру, составляет 6,5 тысячи человек. Из
них около 400 докторов, двух тысяч кандидатов наук, около
двух тысяч аспирантов. Солидный научно-технический потенциал!
Что касается разработки и принятия закона об инновационной
деятельности, то здесь есть одно «но». До сих пор не утвержден
федеральный аналогичный закон, хотя проект есть. С разработкой
региональной политики, естественно, должны быть определены
и приоритеты. А для этого необходимо еще и еще раз оценить
инновационный потенциал наших организаций и учреждений.
Одной из проблем, и весьма острых, является заключение
хоздоговоров с предприятиями и организациями на выполнение
изыскательских, конструкторских и других работ. Приходится
бегать, искать, обращаться на предприятия: дескать,
не нужна ли вам помощь, в чем ваши затруднения? Чтобы
избежать всего этого, ориентироваться, знать потребности,
нужен региональный центр информационного обеспечения.
Думается, свое слово здесь должна
сказать областная администрация. Пора подумать и о создании
инновационного фонда для поддержки на первых этапах,
финансирования наиболее перспективных проектов. Представляется
целесообразным их конкурсный отбор. Принцип «всем сестрам
по серьгам» в инновационной политике неприемлем.
С любопытным сообщением перед участниками «круглого
стола» выступил зам. директора Института химии Валерий
Станкевич. Помимо основной своей задачи — проведения
фундаментальных исследований, добывания новых знаний,
изучения закономерностей природы, ученые института много
сил отдают прикладной науке, в частности, созданию новых
лекарственных средств. Широко известен, к примеру, бальзам
Фаворского-Шестаковского — мощное противоожоговое, ранозаживляющее
средство, которое во время войны спасло многие сотни
жизней защитников Отечества.
На протяжении почти 25 лет институтом руководил выходец
из школы А. Фаворского Михаил Воронков, который в середине
— конце 60-х годов буквально совершил переворот в области
кремнийорганической химии. Он показал, что как
бы мертвый элемент кремний, который сам по себе ничего
живого сотворить не может, является основой для целого
ряда кремнийорганических соединений, обладающих великолепной
биологической активностью. На их основе удалось синтезировать
более тридцати препаратов, часть которых широко применяется
в медицине, многие находятся на стадии, близкой к этому.
Взять, к примеру, такой препарат, как ацизол. По мнению
специалистов, это чуть ли не единственное средство в
мировой практике, способное спасти при почти смертельных
отравлениях угарным газом. В свое время препарат был
засекречен, его производили для Военно-Морского флота.
Он спас жизни многих десятков подводников. Ацизол применяется
при упадке физических сил, при мощных физических нагрузках,
показан для применения нашими олимпийцами, в последнее
время выявлено его антипсориазное действие.
— Или вот возьмите кабазол, — докладчик меняет слайдовую
картинку. — Это активный стимулятор кроветворения,
стабилизирует в организме баланс красных и белых кровяных
телец. Кроме того, он лечит различные виды анемии, превосходит
по эффективности витамин Б-12, имеет еще антибактериальную
и иммуномоделирующую активность. Показан при радиационном
облучении…
Амидоксен и мивал, фотогем и метропол, иркутин и анавидин
— как зачарованные, участники встречи за «круглым столом»
слушают рассказ ученого. Подумать только: все эти чудо-препараты
сделаны у нас в Иркутске! Что мы знаем об их создателях?
Более двух часов продолжалась встреча за «круглым столом»,
были затронуты самые разнообразные вопросы, связанные
с научным творчеством. Ну, разве не интересно было узнать
о создании в Институте солнечно-земной физики центра
космического мониторинга, его роли в предотвращении
и тушении лесных пожаров на территории области, о реализации
проектов по программе «Солнечный кремний» в Институте
геохимии, многих других разработках иркутских ученых.
Энтузиастах, которые без шума и суеты делают свое дело,
ведут поиск упорный и многотрудный.