издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не выживаем -- живем

Комитет по культуре администрации области в 2001 году
учредил премию «Признание» среди работников библиотек,
школ и училищ искусств, музеев и Дворцов культуры. Первой
в киносети области «Признание» получила директор КДЦ
«Художественный» ИГЭА Тамара Васильевна Толстова.

— Наконец-то с полной уверенностью можно сказать, что
мы выжили, — констатирует Тамара Васильевна.

Почти десять лет шла борьба за выживание «Художественного».
Этот кинотеатр, как и все остальные в области, «выпал
из гнезда» распавшейся дирекции киносети 10 апреля 1989
года. Толстова запомнила эту дату хорошо, потому что
тогда, как карточный домик, стала рушиться система организации
проката искусства, которое для всех нас считалось важнейшим. Маленькие
кинотеатрики стали погибать сразу. Долго держался «Гигант»,
но его в конечном итоге «продали с молотка». Остались
«Баргузин» и «Художественный». Остались потому, что
их женщины-директора оказались верными жрицами кино,
хранительницами этого искусства, как храма.

Тамара Васильевна киношницей не родилась, она ею стала.
Выпускница института иностранных языков, она вышла
замуж, родила сынишку и в конце семидесятых годов уехала
со своими мужчинами в Москву. Муж учился в высшей школе
МВД, а она была рядом. Когда вернулись в Иркутск, настала
пора подумать о работе. Кто-то из знакомых посоветовал
обратиться в управление кино, руководил которым тогда
Александр Николаевич Раздроков.

— Ты педагог? Молодец, будешь методистом по детской
работе.

Кино она любила и знала. (Впрочем, как все мы, выросшие
на сказках Роу и работах других замечательных режиссеров). По
всей области она отправляла в кинотеатры
ленты, закупленные кинопрокатом. «Морозко», «Сказку
о царе Салтане», «Машеньку и медведя» дети смотрели
«до дыр», до полной изношенности пленок. Усердного и
бойкого методиста быстро перевели в «Пионер» и сделали
директором.

— У нас был план, — рассказывает Тамара Васильевна,
— по которому получалось, что дети всех семнадцати
школ Октябрьского района каждый день должны ходить в
кино. Интересная, но очень тяжелая работа: сколько ни
бегай, кроме сбитой обуви, ничего не выбегаешь. Я запросилась
назад, в свой родной «Гигант» (где находилось управление).

Раздроков принял Тамару Васильевну, но вскоре заметил:
«Хватит отдыхать, пойдешь на «Художественный». Александр
Николаевич говорил, как стрелял, возражать ему было
бесполезно. В то время в «Художественный» любили ходить
«массовые» зрители и избранные. А еще в нем, со стороны улицы
Грязнова, была «потаенная дыра» — небольшой просмотровый
зал, где показывали заветные запрещенные фильмы. Всем
нельзя, а сильным мира сего, идеологическим работникам,
можно.

Надо заметить, что «прорывались» или «проскальзывали»
на эти просмотры и представители интеллигенции, всячески
доказывая, что видеть американские, французские и фильмы
других стран им необходимо для работы. Правда, только
не в то время, когда их смотрели, чуть ли не в одиночку,
секретари обкома. Возил «Художественный» кино и на обкомовские
дачи, подтверждая тем самым репутацию элитного кинотеатра.
Наверное, поэтому тогда и была затеяна его основательная
реставрация.

Директор энергично взялась за дело. Начала она с того,
что стала плитку «кабанчиком» укладывать, заказывать
двери на Куйбышевском заводе, гранит самосвалами возить
из Слюдянки, делать все, чтобы памятник архитектуры
начала ХХ века обрел благопристойный вид.

Старое реанимировать сложно: до перестройки надо было
материалы доставать, а в начале девяностых годов, во
времена финансового краха, всю энергию отдавать на добывание
денег.

— Зарабатывайте.

Каким образом? Все зрители уселись по домам у «видаков»,
смотрят боевики, эротику и не хотят ходить в кинотеатры
на старые, виденные-перевиденные ленты.

Стали захаживать и «мальчики», предлагать проекты перепрофилирования
здания, сулить золотые горы. Тамара Васильевна врожденным
женским чутьем поняла, что приходят «кидалы», и держалась
от них подальше. Сдавала в аренду небольшие помещения,
на вырученные деньги приобрела сначала право на показ
«Титаника», потом «Сибирского цирюльника». Кино заработало,
наконец-то появились по-настоящему заработанные деньги.

Мало! Этого мало. В 1995 году она начала хлопотать о
том, чтобы при кинотеатре был открыт центр великого
комедиографа, нашего земляка Леонида Гайдая. Она боялась,
что кинотеатр могут продать и, как за охранную грамоту,
четыре года билась за право быть центром. Наконец-то
в 1999 году Госкино присвоило это звание. Вдова режиссера
Нина Гребешкова тогда была откровенно недовольна: наверное,
в какой-нибудь развалюхе, как везде сейчас. Когда приехала
в Иркутск, была приятно удивлена ухоженности кинотеатра.

Да, сегодня «Художественный» — одно из красивейших зданий
на улице Карла Маркса. Скрывать не будем, без посторонней
помощи этого чуда бы не произошло. Тамара Васильевна
встретилась с доктором экономических наук, ректором
экономической академии Михаилом Алексеевичем Винокуровым.
Он тоже предложил их купить, но не для того, чтобы
организовать в городе очередную коммерческую структуру,
а чтобы сделать культурный досуговый центр для молодежи.

— Вам будет легче, — убеждал он директора, обещая
ничего не менять в структуре их работы, сделать капитальный
ремонт, установить современный звук.

Михаил Алексеевич выполнил данное слово: кинотеатр стал
ухоженным, кино демонстрируется с прекрасным звуком
«DOLBY», в фойе экспонируются выставки иркутских художников,
студенты занимаются в секциях, репетируют свой любимый
КВН. У Тамары Васильевны появилась возможность ездить
на кинорынки и покупать права на показ премьерных фильмов.
Патриотка отечественного кино, она сожалеет, что сегодня
оно перестало быть кассовым, приходится наряду с лентами
режиссеров Балабанова, Дружининой, Бодрова, прекрасной
«Свадьбой», «Ехали два шофера», «Антикиллер» приобретать
американскую кинопродукцию. Но и здесь она отдает предпочтение
фильмам — призерам фестивалей, лентам направления
артхаус, что значит — другое кино. «Танцующие в темноте»,
«Пианистка», «Фанатик» привлекли особое внимание иркутян.

В КДЦ «Художественный» сегодня проводятся благотворительные
просмотры фильмов для ветеранов и вообще пожилых людей,
которые вспоминают на них свою молодость.
К дню рождения Гайдая — 30 января — она планирует ретроспективный
показ девяти кинокомедий, закупленных кинотеатром, а
в дальнейшем хочет приобрести все ленты, снятые режиссером.

Тамара Васильевна не одна. С нею весь коллектив, с которым
она работает многие годы, дорожит и уважительно относится
к каждому. А еще, как она говорит, с ними Бог, который
спас и сохранил их.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры