Реформа набирает обороты
Заканчивается первый (подготовительный) этап реформ федерального железнодорожного транспорта. Какие же основные задачи решались и будут решаться Восточно-Сибирской железной дорогой на этом этапе реформирования?
На дороге сейчас идет проведение структурно-организационных мероприятий первого этапа
реформирования, формирование имущественного комплекса ОАО «РЖД», получение
правоустанавливающих документов на землю и участие в разработке учредительных документов
ОАО «РЖД».
Юридическое оформление всех структурных преобразований, оформление
правоустанавливающих документов на землю и имущество ВСЖД легло на плечи службы реестра и имущества
предприятий.
Проведение структурно-организационных мероприятий первого этапа
реформирования — это прежде всего приведение структуры железных дорог в соответствие с действующим
законодательством, Гражданским кодексом, лишение статуса юридического лица предприятий,
входящих в состав дороги на правах юридических лиц и создание единого юридического лица —
железной дороги. В этом плане Восточно-Сибирская железная дорога оказалась впереди других
дорог. Мы начали эту работу еще в 1995 году, когда лишили статуса юридического лица линейные
предприятия дороги. В 1997 году была проведена реорганизация отделений дороги. В настоящее
время дорога сформирована как единое юридическое лицо — ФГУП Восточно-Сибирская железная
дорога МПС РФ. Линейные предприятия входят в состав дороги на правах обособленных
подразделений. В настоящее время такая же работа проводится на всех железных дорогах России.
В рамках проведения структурных преобразований первого этапа реформирования МГТС
созданы: Иркутский филиал ГУ «Казначейство МГТС России», Восточно-Сибирский филиал
ГУ»Желдор-контроль», Иркутский региональный центр управления перевозками. Данные
структуры не входят в состав дороги и осуществляют функции контроля за деятельностью дороги.
В составе ВСЖД распоряжениями МПС созданы следующие обособленные подразделения:
дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении, дирекция по обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении, дирекция по ремонту пути, единый центр диспетчерского
управления перевозками, энергосбыт и энергонадзор. Аналогичные структуры создаются на всех
железных дорогах России.
Продолжается работа по выводу из состава дороги предприятий и подразделений непрофильной
сферы деятельности. В 2001 году передано в состав ГП «Желдорформация МПС РФ» из состава
дороги ГП «Желдорформация ВСЖД», в мае текущего года из состава дороги в ведение МПС
переданы Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта и Иркутский медицинский
колледж. Юридически для данных учреждений мало что изменилось, они были юридическими
лицами, находящимися на бюджетном финансировании, при этом дорога им оказывала помощь в
пределах имеющихся средств. Вывод из состава дороги не означает, что эти учреждения будут
брошены на произвол судьбы, дорога будет продолжать сотрудничество с ними, оказывать
материальную помощь так же, как она сотрудничаете Иркутским государственным университетом
путей сообщения, который всегда являлся самостоятельным юридическим лицом, находящимся в
непосредственном ведении МПС.
Дорожные технические школы — Иркутская и Нижнеудинская — еще в 2000 году вошли в состав
дорожного центра обучения и продолжают активно работать и готовить высококвалифицированных
рабочих для Восточно-Сибирской магистрали.
Переданы в муниципальную собственность все школы, входившие в состав дороги, ведется активная
работа по передаче детских садов и яслей. Школы-интернаты и часть детских садов пока остаются в
составе дороги.
Министерством путей сообщения разработаны проекты учредительных документов создаваемого
акционерного общества. При разработке Устава ОАО «РЖД», положений о железной дороге и других
документов учтены замечания и предложения дороги.
Важнейшим подготовительным мероприятием по созданию ОАО «РЖД» является инвентаризация
имущества и земель федерального железнодорожного транспорта, поскольку на основании полученных
данных будет формироваться уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества.
В настоящий момент инвентаризация имущества практически проведена, этот процесс необходимо
завершить в ближайшее время, так как обсуждение итогов инвентаризации имущества МПС станет
ключевым вопросом при рассмотрении мероприятий по проведению структурной реформы железных
дорог на заседании Правительства Российской Федерации.
Хочу лишний раз обратить внимание руководителей подразделений и ответственных исполнителей на
вопросы правильности учета и инвентаризации имущества. Большинство руководителей не отдает себе
отчета в важности данной работы, зачастую имеют место случаи подготовки документов по принципу
«лишь бы отчитаться», идет постоянная передача объектов из одного подразделения в другое, причем
одно предприятие убирает с баланса здание, а другое забывает его поставить на свой баланс, в
результате здание оказывается юридически «потерянным». Служба гражданских сооружений до
сих пор продолжает пообъектную корректировку перечня недвижимого имущества, закрепленного
в хозяйственном ведении за дорогой, что затрудняет работу с территориальными органами
Минимущества России и задерживает получение юридических документов, подтверждающих
права дороги на данное имущество.
Не менее сложная ситуация складывается по вопросу получения правоустанавливающих
документов на землю, которой предшествует инвентаризация земель федерального
железнодорожного транспорта, межевание земельных участков, определение точных границ полосы
отвода и всех земель дороги.
Наступило то время, когда дорога должна подтверждать свое право на каждое конкретное здание и
каждый конкретный земельный участок. Работники службы реестра и имущества часто слышат в
свой адрес: «Не было службы — не было проблем». Между тем вопросы подтверждения своего
права на недвижимость и земли ставит сама жизнь, и проблемы появляются у дороги, когда она не
может подтвердить свои права на конкретное имущество и землю.
В период реформирования федерального железнодорожного транспорта особо остро стоит вопрос
юридического оформления Восточно-Сибирской железной дороги как юридического лица и
получение правоустанавливающих документов на земли и имущество федерального
железнодорожного транспорта.
Указанные документы будут составлять основную юридическую базу при формировании
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его уставного капитала.
Важность данной работы неоспорима. Ошибок быть не должно.