издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр ВЕДЕРНИКОВ: "Правовая основа работы органов местного самоуправления нуждается в совершенствовании"

Департамент по работе с представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления возглавил Александр Ведерников, человек новый в областной администрации. В беседе с Владимиром КИНЩАКОМ Александр Анатольевич рассказал о себе и тех задачах, которые стоят перед департаментом.

— Сам я из Нижне-Илимского района. Сельская школа,
институт. По образованию энергетик. Два года работал
на одной из иркутских ТЭЦ. Потом попал на
комсомольскую работу в Нижне-Илимский район — избран
сначала вторым секретарем райкома, а затем и первым.
После короткого периода комсомольской и партийной
работы был избран заместителем председателя
райисполкома. С 1991 года работал мэром — главой
администрации Нижне-Илимского района.

— А как вы из Железногорска-Илимского угодили в кресло
руководителя департамента?

— Осенью прошлого года у меня была достигнута
договоренность с губернатором о том, что я
выполняю до конца уставного срока свои обязательства
в районе, после чего решается вопрос о переходе на
работу в областную администрацию.

— Как я понимаю, перед вашим заступлением на
должность губернатор определил основные принципы
взаимоотношений с местными администрациями. Каковы
они?

— Состоялась не одна беседа с Борисом
Александровичем. Концепция взаимоотношений с органами
самоуправления многогранна.
Но главное, суть, так сказать,
заключается в том, что мы должны работать в правовом
пространстве, заданном законами России и области.
Ключевые принципы: открытость, четкость, ясность —
как дел текущих, так и намерений. Точное понимание
происходящего в муниципальном образовании. Точное
понимание того, что территория ждет от области.

— И вы приступили к работе?..

— …Сразу после завершения выборной кампании, 6 мая
2002 года. Я оказался в непростой ситуации. В течение
двух лет руководителя департамента не было. Был
человек, «исполняющий обязанности»:

— Естественно, что это не могло сказаться на
реализацию задач, которые перед департаментом
стояли, на взаимоотношениях области с территориями:
Как складываются эти отношения сегодня, когда
ситуация изменилась?

— Ситуация изменилась и на территориях. Поменялось
значительное число мэров, пятнадцать человек.
Поэтому начали мы с того, что провели очень хорошую
встречу с руководителями местных администраций,
познакомились, решили принципиальные вопросы
взаимодействия. Борис Говорин нашел время
побеседовать с каждым новым руководителем территории.
Они рассказали губернатору о своих планах,
трудностях, заботах, перспективах развития. Во время
семинара, который мы провели, мэры имели возможность
обсудить свои проблемы с руководителями департаментов
и комитетов. В итоге был сформирован пакет поручений
губернатора для мэров, который будет способствовать
решению территориальных проблем.

Важнейшей темой в работе департамента является
кураторство территорий. Для правильной оценки
ситуации на той или иной территории нужно лучше ее
знать, получать оперативную информацию из каждого
города, района — из всех субъектов Иркутской области.
А для этого кураторы должны полностью владеть
ситуацией на своей территории.

Местное руководство ставит нас зачастую перед
свершившимися фактами.

— Обычно в тех случаях, когда пора кричать «караул!»

— Бывает и так. Что характерно, если все идет
хорошо, то заслуги в этом местное руководство
приписывает исключительно себе. Но как только
случается наводнение, засуха, ящур, нашествие саранчи
или другие неприятности, связанные, к примеру, с
отсутствием денег на зарплату или неумением
подготовиться к зиме, местные власти норовят свалить
ответственность на губернатора и областную
администрацию.

Вот поэтому мы должны отслеживать тенденции,
прогнозировать события, опережать их. Отслеживать
точность принятия решений на местах. Это позволит
руководству области объективно и своевременно
принимать меры, предупреждая кризисные ситуации или
нежелательные обострения в социальной, политической и
экономической жизни территорий.

Для того чтобы оперативно собирать информацию со
всех территорий области и анализировать ее, мы решили
усилить департамент аналитическим блоком.

— Что вы можете сказать о новом составе отряда глав
местных администраций? Они не сбегут из своих городов
и районов в случае аварии или стихийного бедствия?

— По этому поводу уже высказался губернатор. Борис
Александрович отметил, что нынешний состав
руководителей местных администраций наиболее полно
отвечает тем требованиям, которые сегодня предъявляет
жизнь. Он квалифицирован и лучше подготовлен к
работе, чем предшествующий. За малым исключением…
Думаю, что люди (избиратели) начинают понимать: мало,
чтобы кандидат умел красиво говорить и много обещать.
Главное, чтобы он умел работать.

— Скажите, какие сегодняшние проблемы территорий
доставляют департаменту, администрации области
больше всего забот?

— На последнем заседании административного комитета
речь шла об обострении социального положения в тех
районах, где не смогли вовремя выплатить отпускные
учителям и медикам. По нашей оценке, местные органы
власти могли этого обострения не допустить. Сейчас,
как нам сообщили из ГФУ, эта проблема процентов на
девяносто закрыта, хотя кредиторская задолженность
существует и сегодня. Есть еще одна «головная боль».
Идет подготовка к переходу на федеральный стандарт по
оплате коммунальных услуг. Здесь, на мой взгляд,
слишком много непонимания со стороны прессы и
жителей. Губернатор совершенно определенно
высказал позицию областной администрации, заявив, что
переход на новую систему оплаты на каждой территории
должен происходить только после того, как будет
сделана абсолютно точная оценка готовности города или
района к этому переходу. Есть другая сторона —
платежеспособность населения и подготовка списков
людей, имеющих право на субсидии. Строжайшее
выполнение закона, не позволяющего брать с человека
более 18% от его доходов. К примеру, если бабушка или
дедушка имеют пенсию в тысячу рублей, то они, ни при
каких обстоятельствах, не будут платить за квартиру
более 180 рублей в месяц.

Проблема, которой мы сейчас серьезно занимаемся,
связана с обращениями граждан. Работа с ними (а это
более пяти тысяч писем за прошлый год) показала, что
в подавляющем большинстве случаев заботы людей, их
просьбы и жалобы могут, должны решаться на уровне
местных администраций. Вот здесь и возникли вопросы:
как организован мэром прием населения, как работает
администрация, часто ли представители власти выезжают
в район, чтобы встретиться с людьми?

— В какой степени вас удовлетворяет сложившаяся в
Иркутской области система взаимоотношений между
областной властью и органами местного самоуправления?

— Знаете, анализируя работу нашей структуры, я взял
для сравнения Красноярский край и Новосибирскую
область. В Красноярском крае система аналогична нашей
— выборы всех местных органов власти. В Новосибирской
области жесткая вертикаль — главы всех городов и
районов назначаются. Думаю, что та самостоятельность
органов местного самоуправления, которая
культивируется в Иркутской области дает определенные
преимущества перед жестко централизованным
управлением, когда директива считать что-то «белым»,
выполняется даже если это «черное». С другой стороны,
на некоторых дотационных территориях (а у нас
большинство территорий дотационные) принимаются такие
самостоятельные решения, которые меня буквально
ставят в тупик. К примеру, руководство района
отменяет губернаторскую надбавку для бюджетников.
Другой пример: мэру назначается жалованье в 70 тысяч
рублей при том, что учителям нечем платить зарплату,
а выделенные на это областью деньги истрачены не по
назначению.

Нужно совершенствовать не только межбюджетные
отношения, что в области уже делается. По большому
счету надо создавать правовую основу для работы
органов местного самоуправления. На мой взгляд, такой
основы сегодня в России нет. Сейчас, в преддверии
Байкальского экономического форума, мы готовим круглый
стол, на котором с участием ассоциации городов Сибири
и Дальнего Востока, а также конгресса муниципальных
образований намерены обсудить существование органов
местного самоуправления в рамках законов РФ. С этой
же темой связано совещание, которое Совет Федерации
намерен в ближайшее время провести в Новосибирске. Там
будет и наша делегация. Готовится большой пакет
документов по совершенствованию закона о местном
самоуправлении. Думаю, новая редакция закона готовит
для нас большие изменения. Надеюсь, что централизация
власти, позволяющая уберечь население территорий от
опрометчивых решений местных руководителей, станет
крепче, но определенную финансовую самостоятельность
местные органы власти сохранят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры