Здравствуй, читатель!
Минувшие выходные принесли вести сразу о трех
авиационных происшествиях: на Украине в толпу посетителей
авиашоу упал СУ-27, унеся жизни 83 человек. В воскресенье
при взлете из аэропорта Шереметьево-1 разбился самолет
Ил-86, на борту которого находились 16 человек, из которых
лишь двое выжили, а в Норильске аварийную посадку
совершил пассажирский самолт Ту-134 (к счастью, обошлось
без жертв).
«Человеческий фактор». Научное словосочетание, пришедшее
в журналистику не то из теории управления персоналом, не то
из инженерии: В свое время это словосочетание было
модным, и использовали его к месту и не к месту. Кадры
решали все, а человеческий фактор все больше спасал
ситуацию, по принципу «пусть у нас техника старая, зато руки
золотые:». Увы. В последние несколько лет все изменилось,
как по мановению волшебной палочки. Слова «причина —
человеческий фактор» гробовым рефреном звучат после
очередного списка жертв авиационных катастроф, морских
крушений и автомобильных аварий.
К сожалению, это не случайно. Техническое развитие
человечества сопровождается передачей человеку все
большего числа управляющих функций, позволяя ему все
больше отдаляться от орудий труда и превращаться из
исполняющего в управляющий орган системы производства.
Человек становится винтиком в социотехнической системе —
системе, в которой он связан с техникой неразрывно.
Летчик за штурвалом самолета — квинтэссенция
социотехнического механизма, наиболее зримое его
воплощение. Не случайно именно в авиации до 90%
происшествий связаны с человеческим фактором.
Лавинообразный рост аварий и разного рода происшествий на
территории России и стран СНГ показывает, что встретились
две тенденции, две волны: с одной стороны, начинает сдавать
техника, которая уже выхаживает все мыслимые и
немыслимые сроки эксплуатации. С другой — начинают
сдавать люди, которые уже не в состоянии быть гвоздями.
Много лет на них держалось все и вся, но годы невнимания
государственной системы к человеку делают свое дело.
В свое время заслуженный летчик-испытатель, Герой России
Анатолий Квочур на «круглом столе» «Почему бьются
самолеты» в московском Доме журналиста назвал основные
причины, по которым человеческий фактор начал угрожать
российской авиации. Во-первых, это хроническое
недофинансирование авиационной промышленности. Во-
вторых, недостаточный налет часов пилотами. На
коммерческих рейсах и в фирмах грузовых авиаперевозок
летчики тоже не набирают необходимого опыта. Еще одна
причина — резкое падение дисциплины во время проведения
нерегулярных рейсов. Сами летчики язвительно называют это
явление «приходом менеджеров в авиацию»: хронические
перегрузы, подделка документов, позволяющих избежать
дорогостоящих процедур ремонта и продления ресурса.
Когда наше государство спохватится? Ведь гром-то уже
грянул, да еще как грянул! За последние 5 лет Россия
потеряла в катастрофах 118 воздушных судов на сумму 1
млрд. долларов США (без учета аварий прошедшего месяца).
Сколько еще продолжится этот небывалый «самолетопад»?