В дефиците... чтение
Одним из значимых событий в общественной и культурной жизни Иркутской области стала межрегиональная конференция работников детских библиотек Восточной Сибири и Забайкалья "Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры". В ней приняли участие свыше 100 специалистов и ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, а также из городов и поселков Иркутской области, Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Тывы и Хакасии.
Приглашение на этот представительный форум корифеев
библиотечного дела в России, авторов многочисленных
научных трудов и монографий: И. Тихомировой, доцента кафедры
детской литературы Санкт-Петербургского университета
культуры и искусств, Н. Бубекиной, зав. научно-методическим
отделом Российской государственной детской библиотеки
(РГДБ), О. Кабаченко, зав. отделом изучения проблем детского
чтения РГДБ, — определило не только высокий теоретический
уровень конференции, но и позволило в полной мере осознать
масштабность и актуальность вынесенной на обсуждение
проблемы. Эта проблема — катастрофическое падение интереса к чтению
российских граждан всех возрастов, особенно детей и
юношества.
По данным Госкомстата, ВЦИОМ и Минсвязи России за 2000-2001
гг., количество людей, не читающих книг, увеличилось
с 23% (1994 г.) до 34%, при этом понизился уровень качества
чтения: из 130 млн. экз. художественной литературы,
выпущенной в 2001 г., доля гуманитарной книги и русской
классики составила 14%, остальное — детективы, сентиментальные
дамские романы, фантастика и т.п.
Доля тиража художественных книг для детей и подростков
упала с 1991 по 2000 г. с 22% до 14,4%, научно-популярных
изданий — с 10 до 6%, причем для дошкольников выпущено
1300 наименований книг (из 56000), а для ребят среднего
и старшего школьного возраста — 305. И это в то время,
когда приток новых изданий в публичные библиотеки сократился
более чем в 2,5 раза; почти половину библиотечных фондов
составляет литература морально и физически устаревшая;
до 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют
не только в библиотеках страны, но и на территории многих
регионов даже в единственном экземпляре, а в тысячи
сельских библиотек новая литература вообще перестала
поступать.
По исследованиям, проведенным за период с 1996 по 2002
г. сотрудниками областной детской библиотеки им. Марка
Сергеева (г. Иркутск) и Бурятской государственной детской
библиотеки им. Б. Абидуева (г. Улан-Удэ), доля «делового»
чтения школьников увеличивается с 35% (5-6 кл.) до 70-75%
(9-11 кл.). Таким образом, из сферы интересов детей
и подростков, вследствие перегруженности школьной программой,
«жестко» вытесняется развивающее чтение.
В докладе Е. Горбуновой, канд. филол. наук ИГЛУ (г.
Иркутск), доказательно прозвучала мысль о том, что «кинематографические
и анимационные фантазии, в которые часами погружены
сегодня наши дети, тормозят развитие собственных образов.
Отсюда парадокс нынешнего времени: с одной стороны,
современный ребенок более информирован, чем это было
прежде, с другой — складывается привычка получать эмоциональную
информацию в виде готового видеоряда, которая переносится
затем и на чтение: дети и подростки выбирают более простые,
если не сказать примитивные по форме произведения…
Поэтому так важно, учитывая особенности восприятия сегодняшних
читателей дошкольного и школьного возраста, формировать
круг детского чтения со всей ответственностью».
В «шкале предпочтений» (по материалам исследований
областной детской библиотеки, г. Иркутск) первое место
— у «персонального» компьютера, а книга — на 5-6 позиции
(из 12); 11-я позиция — абонемент на посещение выставок
в художественном музее; 12-я — абонемент на концерты
классической музыки.
Проще всего, как это обычно и делается, переложить всю
ответственность за снижение общественного статуса чтения
и за появление в России «первого нечитающего поколения»
на «ТВ, СМИ и компьютеры». Но, во-первых, газеты и телевидение
изобрели не 10 лет назад. Другое дело, что на газетно-журнальных
страницах и на телеэкране в последние годы культивируются
безответственность, агрессивное бескультурие и бездуховность.
Однако, если взрослая часть населения страны «сидит
в кресле с газетой перед телевизором» и без возражений
смотрит, как кто-то растлевает умы и души их родных
детей, — то кто в этом виноват? А, во-вторых, компьютер
— всего лишь техническое средство, предназначенное для
получения информации, для коммуникации и прочих цивилизованных
целей. Ведь никто из нормальных людей не забивает гвозди
хрустальной вазой. Так что все дело в отсутствии «компьютерной
культуры», которую должны прививать детям опять же взрослые…
И умные, добрые книжки писать, которые отвечали бы на
вопросы юных читателей о реалиях сегодняшней жизни и
воспитывали уважение к историческому прошлому и гордость
за свой народ. Потому что, как говорили на конференции
библиотечные работники и преподаватели вузов, главная
проблема детской литературы настоящего времени — отсутствие
новых книг, удовлетворяющих потребности детей и подростков
в познании современности и духовном развитии… Формирование
эстетического вкуса посредством чтения затруднено сегодня
большим количеством произведений, не соответствующих
ни духовным, ни возрастным потребностям ребенка. С одной
стороны, издательства не стремятся к публикации книг
молодых и неизвестных авторов, ибо нет твердых гарантий,
что они принесут прибыль, а с другой — каждый может
опубликовать сегодня любое сочинение за свой или спонсорский
счет, качество текста при этом не принимается во внимание.
«Гарри Поттер» — наглядный пример того, как может
быть «раскручено» произведение для детей. А у нас ни
одной хорошей художественной или научно-популярной книжки
не вошло в последние годы в круг детского чтения. Хотя
они есть. И надо эти книги издавать и научиться их популяризировать.
То есть проблема кризиса детского чтения гораздо глубже
и серьезнее, чем противостояние «книга — компьютер,
телевизор». И решать ее необходимо всем
обществом. Как было сказано на Конгрессе в поддержку
чтения (о котором чуть ниже): «Проблема чтения как первоосновы
нравственного здоровья, культуры и экономического благополучия
нации стала проблемой национальной безопасности России.
Потому что именно чтение развивает интеллект, именно
чтение формирует духовно зрелую и социально ценную личность.
И только от читающих граждан государство может ждать
достижений мирового уровня в науке, технике, культуре
и искусстве». И если речь идет о государственном деле,
то необходимо сказать несколько слов о государственной
политике в области чтения.
… Таковой, и не только на мой взгляд, пока нет. —
Так начала свое выступление на конференции библиотечных
работников Наталья Бубекина из Москвы. — А что касается
детского чтения, то права детей на культуру и духовные
ценности не защищены. Нет закона о духовном развитии
ребенка и о праве на свободный доступ к информации.
В результате — нет должного финансирования детских
библиотек, идет сокращение фондов, выпускаются крайне
малые тиражи художественных и научно-популярных изданий,
ощущается острый дефицит хороших детских книг, которые
отвечали бы на вопросы юных читателей о реалиях сегодняшней
жизни, воспитывали уважение к историческому прошлому России
и гордость за свой народ. А что есть?
Есть инициатива снизу — мы действительно дошли «до
дна» и начался обратный процесс: осознание себя как нации
и возрождение родного языка.
Во многих регионах создаются
негосударственные союзы, фонды и ассоциации в защиту
русского языка и в поддержку чтения; проводятся общественные
акции и разрабатываются региональные и городские целевые
программы. В сентябре прошлого года 16 крупных общественных
организаций, издательств, полиграфических предприятий
и распространительских структур провели в Москве Всероссийский
Конгресс в поддержку чтения, на котором была принята
национальная программа «Чтение». То есть, общество,
наконец, «зашевелилось» и начало проявлять инициативу…
И межрегиональная конференция работников детских библиотек
Восточной Сибири и Забайкалья, организованная Иркутской
областной детской библиотекой им. Марка Сергеева при
финансовой поддержке комитетов по культуре администраций
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа, а также Министерства культуры РФ — достойный
вклад сибиряков в решение общенациональной проблемы.
Пятьдесят великолепных — по глубине мысли и новизне
предложенных практических решений по преодолению кризиса
детского чтения — докладов и сообщений, прозвучавших
на конференции, будут изданы в Москве отдельным сборником
«Детские библиотеки Восточной Сибири».
Однако точку ставить рано. Проблема
детского чтения еще очень далека от разрешения. И долг
всего общества — всемерно помочь библиотечным работникам
в деле воспитания «читающего поколения».