Мой дом -- мое бремя
Пришла реформа ЖКХ -- отворяй ворота Вступившие в силу новые тарифы на жилье и коммунальные услуги многих заставят почувствовать себя атлантами, держащими на могучих плечах свою нелегкую кровлю. Отныне все мы не с такой уж иронией будем вспоминать про чукчу, который в чуме ждет рассвета. Нам и ждать никакого просвета не приходится: процесс удорожания жилья вспять не пойдет и даже не приостановится. Нынешнее повышение квартплаты отнюдь не будет предпоследним. Вслед за тем судьбоносным моментом, с которого квартиросьемщик или квартировладелец станет оплачивать все сто процентов эксплуатации жилого помещения, стабильность не наступит сама собой. Ибо не остановятся инфляционные процессы в российской экономике. Те тарифы по квартплате и коммунальным услугам, которые сегодня стали реальностью, а неповоротливому гражданскому сознанию все еще кажутся кошмарным сном, оказывается, далеко еще не соответствуют цивилизованным нормам содержания жилого фонда, а рассчитываются, исходя из реальных возможностей нашего социального бытия, весьма скромных, если не сказать хуже. Эту неутешительную истину поведала нашему корреспонденту Людмила ПЕПЛОВА -- чиновник иркутской мэрии, заместитель председателя комитета по городскому обустройству по экономическим вопросам. В беседе с ней мы утратили последние робкие иллюзии о безмятежном занимании места под солнцем и разоблачили некоторые мифы об антинародной и хищнической природе реформы ЖКХ.
Миф первый, питаемый представлениями самой дремучей
части населения, сводится к версии, что в новые тарифы
заложена вся пропасть скопившейся задолженности жильцов.
Это, конечно, не так. Ни о каком скрытом силовом восполнении
недосбора платежей речь не идет. Миф второй — об утучнении
домоуправлений, где благодаря грабежу беззащитных обитателей
ветшающего жилфонда баснословно растут зарплаты. Именно
оттого, что труд эксплуатационников оплачивается скудно,
у нас во многих подъездах нет уборщиц, оставляет желать
лучшего качественный уровень кадров слесарей. За обслуживание
одного участка дворник, к примеру, со всеми начислениями
получает порядка тысячи рублей. Средняя зарплата работяги
на предприятии «Водоканал» (которое, по слухам, жирует
на монопольных хлебах) — четыре тысячи в месяц. Отраслевое тарифное
соглашение предусматривает повышение оплаты труда в
жилищно-коммунальном секторе, где минимальный оклад
должен сравняться хотя бы с той же пресловутой тысячей.
Но, чтобы реально обеспечить такой прирост доходов жилкомхозников,
их услуги надо легально признать еще дороже, чем теперь.
Если первые два мифа бытуют в среде граждан, изрядно
тронутых скептицизмом, то третий оплодотворяется верою
идеалистов и выражается в мечтании, что, как однажды
уже было, непосильные долги нам простят. Это ожидание
самое пустое. Глава 25 Налогового кодекса, вступившего
в силу с 1 января 2002 года, не оставляет ни малейшего
шанса для подобного исхода. Ведь согласно этой главе
налоговые платежи теперь исчисляются от объема
произведенных услуг и работ, а не от суммы, поступившей
в оплату за них. Поэтому мириться и впредь с задолженностями
потребителей теперь могут лишь экономические самоубийцы.
Гуманизм и банкротство — сегодня близнецы-братья.
Так что платить придется за все. Карательные меры к
неплательщикам будут применяться и разнообразиться.
Чем же мы можем себе в этой драматической ситуации помочь?
По сути дела жилищно-коммунальная реформа предполагала
перераспределение государственной поддержки эксплуатационного
хозяйства. Вместо того, чтобы дотировать эксплуатационные
службы, казна теперь будет дотировать социально незащищенных
жильцов. Иркутск из муниципального бюджета уже с 1999
года предоставляет населению с недостаточными доходами
жилищные субсидии. Удивительно, что само население довольно
пассивно относится к возможности облегчить свое расходное
бремя. По расчетам экономистов, в областном центре претендовать
на субсидию могут порядка 31 тысячи 600 семей. Реальными
адресатами жилищных компенсаций стали пока чуть более
10 тысяч иркутян. Вероятнее всего, первое августа подтолкнет
обратиться за субсидиями еще многих. Отделения соцзащиты
в административных округах города готовятся принять
возросший поток соискателей. Право на субсидию имеет
любой квартиросъемщик (независимо от того, к какому
жилому фонду принадлежит занимаемое им жилье), у которого
квартплата превышает 22% совокупного семейного дохода
или у кого этот самый совокупный доход ниже прожиточного
минимума (расчет берется на жилую площадь, соответствующую
социальной норме). Напомним: социальная норма жилой
площади на одного человека в Иркутской области составляет
прожиточный минимум для трудоспособного гражданина —
1914, для пенсионера — 1299, для ребенка до
16 лет — 1673 рубля. Подробный регламент предоставления
гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных
услуг есть во всех собесах и доступен каждому гражданину.
Он предусматривает погашение задолженности по квартплате
получателем субсидии в размере не меньшем, чем ее месячный объем,
а также ограничивает получение государственной помощи
нетрудоустроенными лицами. Если в семье хотя бы один трудоспособный
жилец не работает и не состоит на учете в центре занятости,
семья получает право на субсидию только в течение полугода.
Если по истечении этого срока в ходатайстве о компенсации
вновь фигурирует справка об отсутствии доходов этого
домочадца, в субсидии будет отказано.
Многих интересует, на что именно расходуются собираемые
с жильцов подати. Всякий платящий об этом знает. Структура
платежа подробно расшифрована в расчетно-кассовом листке.
В нем указана плата за жилплощадь (она зависит от типа
дома и его благоустройства), перечислены потребляемые
коммунальные услуги. Плата за пользование лифтом, мусоропроводом,
уборку лестничных клеток и пр. взимается только с тех,
кто этими благами действительно пользуется. У остальных
напротив них — прочерк. Плата за жилье включает в себя
ремонт конструктивных элементов зданий, внутридомовых
инженерных сетей, капитальный ремонт муниципального
жилого фонда Иркутска, благоустройство придомовых территорий.
На протяжении нескольких десятков лет в квартплату
не закладывались средства на капремонт жилых домов.
Он всегда производился из остаточных денег городской
казны. Потребность в капитальных ремонтных работах ощущается
очень большая. Городом принята программа капитального
ремонта на 2001—2005 годы. Она очень подробна и прозрачна,
в ней указаны адреса и объемы всех необходимых работ,
документ публиковался в прессе. План 2001 года по этой
программе выполнен. Объективная потребность 2002 года
исчисляется суммой более 100 миллионов рублей. В соответствии
с реальными возможностями городская Дума утвердила план
освоения на капремонте 44 миллионов. Целевое использование
этих денег ежеквартально контролируется депутатами.
В городскую администрацию тем не менее поступают недовольные
звонки. Граждане требуют, чтобы ремонтировался именно
их дом, раз именно они платят за жилье. Но муниципалитет
не может начать ремонт во всех домах одновременно.
Чтобы аккумулировать средства на такой обширный фронт
работ, даже если платить дружно станут все квартиросъемщики
без исключения, потребуются долгие годы. К этому революционному
моменту, когда скопившееся нужное количество денег перейдет
в новое качество обитания для всех, многие дома
могут уже совсем развалиться. Поэтому ремонтируют в
первую очередь те здания, что находятся в более плачевном
состоянии. Будем же солидарны друг другу и проявим терпение.
Итак, братцы-кролики жильцы, от нас с вами требуются
терпение и сознательность. Мы должны законом сделать
для себя платежную дисциплину и вместе с тем не ждать
прямо назавтра улучшения содержания своих квартир. Качество
работы жилищно-эксплуатационных служб при нынешнем уровне
их доходов улучшиться просто не может. Это перспектива
не самого близкого будущего. Возможно, ее контуры очертит
акционирование жилконтор, намеченное на 2005 год. Оно
предполагает возникновение альтернативных муниципальным организаций,
оказывающих жилищно-эксплуатационные услуги. Но «даль
свободного романа» на эту вольную тему пока еще совершенно
неясна. Куда зримее перед мысленным взором гаечный ключ
в мозолистой руке слесаря ЖЭКа, который может перекрыть
холодную воду в нашем жилище за неуплату.