издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет-2003: есть повод для оптимизма?

  • Автор: Полит.Ру

Основные параметры бюджета-2003 кабинет одобрил еще 13 июня, после чего Минфин взял паузу до августа, чтобы свериться с пожеланиями президента. Теперь, когда проект бюджета внесен в правительство, глава Минфина, как ему и положено, демонстрирует оптимизм. Доходы бюджета- 2003, по Кудрину, составят 18,5% ВВП, расходы - 17,9%, профицит - 0,6%, финансовый резерв, как и по плану 2002 года, - 178 млрд. 382 тыс. руб.; ни дефолта, ни значительной девальвации рубля не будет, а зарплаты бюджетников будут индексироваться по мере роста инфляции. В числе приоритетных расходов - правоохранительные органы (прирост на 45,9%), судебная система (33%), социальная политика (54,2%), национальная оборона (26%), образование (21,1%), здравоохранение (21,1%), наука и исследования (21,3%), культура (35,5%) и помощь бюджетам других уровней (прирост на 17%). В общем, все будет прекрасно, утверждает Алексей Кудрин. А что ему еще остается? Не может же вице-премьер заявить, что в 2003 г. правительство (как утверждают некоторые экономисты) ожидает бюджетный кризис. Тем более что шанс "проскочить" у него все-таки есть, и неплохой, главное, чтобы не просели цены на нефть, а они, по прикидкам Минэнергетики США, в будущем году могут подскочить аж до $30 за баррель.

Сейчас все прогнозы по поводу бюджета-2003 сводятся к двум темам: первая
— как он будет проходить в Думе с учетом предвыборных амбиций депутатов
и аппетитов всевозможных лоббистов, и вторая — чем правительство будет
его реально наполнять.

По поводу прохождения бюджета эксперты, в принципе, единодушны: они
прогнозируют достаточно благоприятный для правительства сценарий, хотя
Минфин и Минэкономразвития сами подогрели интерес лоббистов, не сумев
сократить самую лакомую для них статью бюджетных расходов —
федеральную адресную инвестиционную программу, финансирование
которой предлагается увеличить с нынешних 44,5 млрд. до 52,5 млрд. рублей.

По мнению первого заместителя руководителя думской фракции «Яблоко»
Сергея Иваненко, сценарий обсуждения бюджета будет традиционным.
Правительство внесет бюджет, оставив для себя в загашнике те доходы,
которые не показываются при первом чтении, депутаты найдут какие-то
дополнительные доходы и попросят профинансировать конкретные
лоббистские статьи (по инвестиционной программе, по поддержке отдельных
отраслей и секторов), правительство, как всегда, в небольших пределах
пойдет на уступки ( в 2002 г. при двухтриллионном бюджете на такое
«перераспределение» было отдано около 80 млрд. рублей). Именно в этих
рамках и будет активничать Дума при рассмотрении бюджета. Все остальное,
по словам депутата, всегда принимается в том виде, в каком предлагает
правительство. А поскольку в Думе проправительственное большинство, у
кабинета достаточно политических рычагов, чтобы при любом раскладе
бюджет в первом чтении был принят, а если и будут какие-то вопросы, то их
согласуют до первого чтения, считает заместитель председателя бюджетного
комитета Оксана Дмитриева.

Прогнозы, касающиеся реального исполнения бюджета, гораздо менее
радужны. Правительству в первую очередь нужно найти источники
погашения $17 млрд. внешнего долга. Официально его планируется
выплачивать из профицита, финрезерва и доходов от приватизации. Но после
того как предполагавшийся в 2002 г. профицит сократился практически втрое
и стало очевидно, что финансовый резерв будет гораздо меньше
запланированного, выяснилось, что денежной подушки, которой собирался к
2003 г. обзавестись кабинет, у него не будет. Приватизация при самом
лучшем раскладе даст где-то 50 млрд. рублей. А нужно 210 миллиардов. Уже
пошли разговоры, что в крайнем случае можно на $10 млрд. продать
драгоценных камней из Гохрана. Или на 20% повысить акцизы на водку. На
худой конец, можно занять у Центробанка, благо золотовалютные резервы у
нас теперь большие, а новое руководство ЦБ сговорчивее прежнего.
При этом все время настойчиво звучит тема ухудшения собираемости
налогов. Бизнес тоже готовится к 2003 году и, уходя от налогов, заранее
создает себе резервы и подушки. По итогам первого полугодия получить
доходы по максимуму не помогли ни высокие цены на нефть, ни чрезмерно
растущая инфляция.

По мнению некоторых экспертов, в этой ситуации правительство будет
вынуждено пойти на новые займы и «отпустить» инфляцию. Естественно,
монетарные власти, как и в предыдущие годы, будут пытаться выстраивать
баланс между потребностями той части экономики, которой выгоден
завышенный курс рубля, и той, которой выгоден заниженный (то есть баланс
между интересами импортеров и экспортеров), не забывая про то, что в
интересах государства покупать валюту, расходуя на это возможно меньшее
количество рублей. Поэтому никакой резкой девальвации, скорее всего,
действительно не будет. А вот с займами пока не очень понятно. Чиновники
Минфина, вроде бы с подачи президента, готовы отказаться от размещения
еврооблигаций на $1 млрд. Остается только внутренний рынок, с которого
нужно привлечь по меньшей мере $5 млрд. Но весь внутренний рынок сейчас
— порядка 150-160 млрд. рублей. Получается, вся надежда на Пенсионный
фонд и, как всегда, на Сбербанк.

Другие аналитики полагают, что ситуация с бюджетом-2003 мало чем
отличается от ситуации с бюджетом-2002. Для исполнения бюджета
правительство традиционно закладывает люфт, и хотя депутаты по традиции
будут этот люфт ругать, ничего страшного не произойдет. Просто кабинету
выгодно несколько занизить базовые параметры, например объем ВВП или
инфляцию. А поскольку реальная инфляция всегда превышает заложенную в
бюджет, в пределах этой разницы у Минфина всегда имеется финансовый
задел. Аналогично можно «подруливать» другими базовыми параметрами.
Поэтому никакой тревоги быть не должно, успокаивают эксперты-
оптимисты. Реалисты же предлагают следующий сценарий: первые полгода
деньги будут придерживаться — все будут выжидать и смотреть на
конъюнктуру внешнего рынка и внутриполитическую ситуацию (учитывая,
что год предвыборный). А там видно будет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры