Учительница первая моя
Традиционно роль учителя на селе выходила за пределы
непосредственного педагогического труда — обучения
и воспитания подрастающего поколения.
И чаще всего по велению души и сердца, а не по принуждению
он с увлечением отдавался работе с родителями, культурно-просветительской
деятельности, участию в общественной жизни села. Нередко
учителю приходилось выполнять обязанности фельдшера,
агронома, социального работника.
Как правило, сельское общество отвечало учителю взаимностью,
проявлением заботы о нем, поддерживая его высокий авторитет.
К сожалению, картина сельской жизни сегодня представляется
в ином свете. Попечительская деятельность, шефская помощь,
за редким исключением, отсутствуют. Школа осталась одна
со своими проблемами нехватки учителей, отсутствием
квартир для молодых специалистов, постоянным недофинансированием
и задержкой с выплатой зарплаты.
В Приангарье в каждом сельском районе проживает от ста
до трехсот учителей — ветеранов и пенсионеров. Некоторые
из них больны, многие продолжают работать в школах и
довольно значительная часть активно участвует в работе
комиссий и в составе районных советов, многочисленных
первичных организациях. Эта большая сила способна оказать
огромную помощь сельской школе.
Активизации ветеранского движения среди педагогов в
селах области, несомненно, способствовало создание два
года назад нашего совета и его подразделений в районах.
Авторитетные учителя-ветераны руководят районными организациями.
Многие из них постоянно проживают в сельской местности.
За два года они добились заметного улучшения дел. В
Нижнеудинском районе, к примеру, восемь из двадцати
двух председателей первичных ветеранских организаций
возглавляют бывшие учителя и директора школ. Аналогичная
обстановка и в других районах.
Мы отмечаем умело поставленную работу председателей
советов: Любови Ильиничны Ненько (с. Калтук Братского
района), Ивана Григорьевича Андрейчука (с. Троицкое
Заларинского района), Надежды Сазоновны Зыбайловой (с.
Едогон Тулунского района), Галины Виктороны Санниковой
(пос. Тайтурка Усольского района). Они видят главную
задачу ветеранской организации в том, чтобы дать пищу
для деятельности ветеранов, чтобы каждый чувствовал
себя нужным обществу. А среди них немало потрясающе
активных, с удовольствием занимающихся общественной
работой. Есть и такие, которым нужен импульс — до той
поры они сидят по домам, в лучшем случае занимаются
огородами.
За прошедшие два года появились новые направления и
формы работы: более квалифицированный контроль за реализацией
предусмотренных законом льгот для ветеранов и сельских
учителей, просветительско-оздоровительная деятельность,
изучение истории своих школ, подготовка к изданию книги
«Педагогические династии Прибайкалья».
Спектр занятий для ветеранов большой, каждый может
найти себе не только полезное, но одновременно и занимательное.
Какими заботами живет ветеранский коллектив, можно рассмотреть
на примере села Пивовариха Иркутского района. Здесь ветеранов
и пенсионеров из средней школы и начальных школ куста
34 человека, из них 32 — ветераны труда. Возглавляет совет
(ранее он назывался инициативной группой) Анна Лукинична
Баянова, женщина беспокойная, инициативная. Имеется
план совместной работы с администрацией и профсоюзным
комитетом средней школы. Главное направление — реализация
прав и льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».
Все ветераны школы обеспечены жильем, топливом (по согласованию
— денежной компенсацией), электричеством. Опытно-производственное
хозяйство «Иркутское» (директор В.В. Чернов) закрепило
за ветеранами в бесплатное пользование земельные участки
под посадку картофеля, завозит на эти участки органические
удобрения, выделяет землю под застройку, продает ветеранам
по льготным ценам (как своим работникам) мясо-молочные
продукты.
Здесь преодолена отчужденность между ветеранской организацией
и организацией союза пенсионеров, совместно учитываются
и используются возможности обеих организаций — оказывается
материальная помощь особенно нуждающимся, осуществляется
бесплатная для ветеранов и пенсионеров подписка на областные
и местные газеты и, правда, еще редко, представляются
путевки на курорт. Большое внимание уделяется культуре
быта, досугу. Ветераны выезжают на спектакли и концерты
иркутских театров, а свои самодеятельные коллективы
хора и ансамбля — с концертами.
Ветераны Пивоварихи не чувствуют себя забытыми, напротив,
ведут активный образ жизни, оказывают помощь педагогическому
коллективу в патриотическом воспитании школьников, а
администрации села — в проведении массовых праздничных
мероприятий. Ветеранская жизнь широко освещается в местной
печати.
Есть много других примеров интересной, содержательной
жизни сельских организаций. Но надо помнить, что успешная
работа возможна лишь при поддержке со стороны администрации
районов, отделов образования, руководителей школ и профсоюзных
организаций. Однако такой поддержки нет во многих населенных
пунктах и в районах. А в ряде мест образовалось противостояние,
причина которому — забвение взаимности, что не делает
чести администрации. Действующее законодательсво исполняется
с большими нарушениями (Зиминский, Жигаловский, Балаганский,
Чунский и Заларинский районы) или не исполняется в течение
нескольких лет совсем, как в Куйтунском, Братском и
Усть-Удинском районах. Речь идет о сохранении права
на бесплатные квартиры с отоплением и освещением при
переходе ветерана на пенсию. В некоторых районах оно
подменяется 50-процентной льготой.
В ходе проверок вскрыто немало вопиющих фактов. Органы
прокуратуры выявили, что в Куйтунском районе льготы
учителям-пенсионерам вообще не предоставляются. А в
селах Аносово, Молька и Малышевка Усть-Удинского района
в течение пяти лет не предоставлялось топливо ветеранам
школ, в пос. Новочунка — четыре года. Удовлетворенные
судом иски ветеранов в связи с непредоставлением топлива
зачастую не исполняются.
К сожалению, в наше время немало таких руководителей,
кто не просто забывает о добрых традициях взаимности,
поддержки и повышения авторитета учителя на селе, а
отвергает полностью. Это чревато отрицательными последствиями,
возрастает обеспокоенность молодых педагогов — стоит
ли посвящать свою жизнь работе учителем на селе? Да
и ветераны, вместо того, чтобы заниматься общественной
работой, впустую тратят и силы, здоровье и время на
заявления и жалобы.