Сегодня и завтра Иркутской области. Потенциал роста
Байкальский экономический форум стал трибуной для представления широкой интернет-общественности губернатора Иркутской области Бориса Александровича Говорина и Иркутской области в ходе интернет-пресс-конференции, организованной агентством "РосБизнесКонсалтинг" 18 сентября 2002 года в рамках форума.
Вступительное слово Ю. Ровенского
Уважаемые господа, РИА «РосБизнесКонсалтинг»
начинает интернет-конференцию губернатора Иркутской
области Бориса Говорина. Тема конференции: «Сегодня
и завтра Иркутской области. Потенциал роста». Во
вчерашнем докладе на пленарном заседании
Байкальского экономического форума Борис
Александрович Говорин коснулся целого ряда важных
тем, которые заслуживают более детального
обсуждения. В частности, это реализация Байкальской
региональной модели природопользования: развитие
топливно-энергетического комплекса региона,
транспортного коридора Запад — Восток, модернизация
лесопромышленного комплекса. Такой подход был бы
вполне оправдан, поскольку будущее Иркутской области
самым тесным образом связано с перспективами
реализации этой модели. Воспроизводимые природные
ресурсы региона уникальны. Это и крупнейшая
лесосырьевая база страны, и энергетические ресурсы,
и гидроресурсы. Однако это уникальное богатство
требует к себе бережного отношения и грамотного
эффективного управления. Сегодня разрабатываются
инновационные проекты, которые должны обеспечить
интенсивное развитие экономики и социальной сферы
региона и при этом сохранить природный потенциал. Об
этом мы сегодня обязательно поговорим более
подробно. Еще одна проблема, которая относится к
числу наиболее приоритетных, — это проблема
межрегиональной интеграции, а также активизации
международного сотрудничества. Благодаря своему
географическому положению и уровню развития
Иркутская область является системообразующим
элементом региона, поэтому ее роль в интеграционных
процессах очень велика. А активизация этих процессов
принесет области ощутимые дивиденды. Одно из
важнейших направлений деятельности администрации
области — это стабилизация и подъем промышленности.
Такая политика дает результаты. За первые шесть
месяцев текущего года экономический рост составил
почти 10%, что в 3 раза больше, чем по России в
целом. По объему промышленного производства область
занимает 13-е место в стране, по объему промышленной
продукции на душу населения — восьмое, по объему
экспорта — пятое место. Растет и инвестиционная
привлекательность региона. Сегодня область входит в
число 12-ти регионов страны с наиболее развитым
фондовым рынком. В этом году в экономику региона
планируется привлечь примерно 500 млн. долл. Объем
иностранных инвестиций за последние два года вырос в
несколько раз. Одним словом, огромный потенциал
региона не вызывает сомнений. Какова программа
реализации этого потенциала? Пожалуй, на этот
ключевой вопрос и на многие другие вопросы, которые
связаны с темой нашей интернет-конференции, сегодня
ответит губернатор Иркутской области, человек, у
которого три высших образования и почти
двадцатилетний опыт работы в органах государственной
власти Иркутской области. Предоставляю слово Борису
Александровичу Говорину.
Вступительное слово губернатора Иркутской области
Б. Говорина
Я хочу поблагодарить всех участников
пресс-конференции за внимание к проблемам Иркутской
области и хочу поблагодарить РИА
«РосБизнесКонсалтинг» за предоставленную возможность
пообщаться. И для того, чтобы мы могли с вами
обменяться мнениями и получить ответы на имеющиеся
вопросы, я хочу предоставить вам право задать эти
вопросы мне.
С. Камнев (Иркутск): Какие инвестиционные проекты
сейчас являются наиболее перспективными в области?
Б. Говорин: Принципиально важными я считаю два
проекта. Первый проект касается освоения
Ковыктинского газоконденсатного месторождения, он
предполагает привлечение на международном этапе до
13 млрд. долл. Второй, не менее важный, проект
касается экспорта нефти в Китайскую Народную
Республику, он осуществляется нефтяной компанией
ЮКОС. По оценкам, инвестиции в этот проект составят
порядка 1 млрд. долл.
И. Петров (Москва): Выбрана ли площадка окончательно
для строительства нового алюминиевого завода в
Иркутской области?
Б. Говорин: Компания «Базовый элемент», которая вышла
с данным предложением в администрацию Иркутской
области, получила сегодня заключение по пяти
площадкам на территории Иркутской области, которые
предложены заказчику как место, потенциально готовое
для строительства нового алюминиевого завода. Теперь
слово за компанией «Базовый элемент».
Ю. Ровенский: Уже в начале Вашей пресс-конференции
звучат названия крупнейших корпораций России, это не
случайно. На территории Вашей области сосредоточены
практически все крупнейшие финансово-промышленные
группы. Скажите, как удается находить баланс
интересов, отстаивать интересы области и не
ссориться с крупными предпринимателями?
Б. Говорин: Конечно, не случайно масштабы экономики
Иркутской области и наличие здесь
финансово-промышленных групп соответствуют друг
другу. У нас мощная экономика, область развита в
экономическом плане, здесь находятся крупные
производства. Можно несколько цифр привести. Мы
производим около 40% первичного алюминия России,
около 60% целлюлозы России, и так далее можно
продолжать. Мы считаем это сотрудничество
взаимовыгодным и сейчас отрабатываем некую модель
этого сотрудничества. Она связана с некими
принципами, которые положены в основу этой модели.
Первое и главное — это не только учет интересов
компаний и максимальная эффективность работы
производств, но и учет интересов Иркутской области,
то есть населения Иркутской области, которое
обеспечивает эффективную работу основных и оборотных
фондов каждой компании. Мы проводим регулярные
контакты и обмен мнениями, а также консолидированное
подведение промежуточных итогов. У нас достаточно
частые встречи с руководителями компаний, не только
топ-менеджерами, но и собственниками, для обсуждения
итогов тех или иных периодов совместной работы.
Э. Сергеенко (Хабаровск): Какой проект строительства
нефтепровода администрация считает более
целесообразным: проект ЮКОСа и Китайской
национальной нефтегазовой корпорации Ангарск — Дацин
или проект, представленный «Транснефтью», — Ангарск — Находка?
Б. Говорин: Оба проекта презентовались в Иркутской
области. Мое личное убеждение состоит в том, что они
оба имеют право на жизнь, однако степень готовности
у них разная. НК «ЮКОС» уже готова осенью этого года
представить технико-экономическое обоснование
проекта на заседании правительства. «Транснефть»
готова разработать ТЭО по северному варианту
нефтепровода с выходом на порты Дальнего Востока
лишь в середине следующего года. Я думаю, что тут
государство должно поддерживать оба проекта, так как
они отвечают интересам национальной экономики.
М. Медведев (Москва): Каков объем внутреннего долга
Иркутской области? Предполагаются ли в текущем и
будущем годах новые заимствования?
Б. Говорин: Объем долга у нас составляет чуть больше
2 млрд. руб. Причем это долги, которые Иркутская
область накопила в середине 90-х годов, заимствуя
финансовые ресурсы на модернизацию предприятий
легкой и электронной промышленности. Тот долг,
который мы сегодня осуществили, — это накопления в
рамках собственной деятельности. Это гуманитарный
кредит на 10 лет на строительство диагностического
центра объемом в 20 млн. долл. Он был на выгодных
условиях нами получен. Мы по нему рассчитываемся.
Процесс оздоровления финансов вообще является
главной задачей областной администрации, и мы
сегодня модернизировали финансы и являемся, с точки
зрения Минфина РФ, регионом, который заботится о
прозрачности финансовой системы и ее эффективности.
П. Ерофеев (Иркутск): О потенциале Ковыктинского
месторождения газа говорят уже более 7 лет. Реально
сделано очень мало. Когда будут сделаны реальные
шаги по использованию этого потенциала?
Б. Говорин: Это не связано с неудовлетворительным
менеджментом или неправильно выбранной стратегией по
данному проекту. Речь идет о том, что развитие
проекта по Ковыкте связано с отсутствием покупателя,
который смог бы обеспечить эффективность этого
проекта. В первую очередь речь идет о рынках
Китайской Народной Республики и Республики Корея,
которые потенциально оцениваются в пределах 30
миллиардов кубов газа. Мы оценивали наш, внутренний
рынок Российской Федерации. Он небольшой — от 5 до 9
миллиардов кубов газа. Осуществлять проектирование
только в рамках внутренних проблем неэффективно, то
есть те затраты, которые мы понесем, не будут
обеспечиваться ликвидностью и масштабами этого
рынка. Поэтому, по мнению специалистов, которые
принимают участие в реализации этого проекта,
Ковыкта должна начать свою жизнь с международной
частью проекта.
В. Лачкарев (Иркутск): Уважаемый Борис Александрович!
Почему большинство предприятий нашей области
принадлежит москвичам, хотя и у иркутян хватило бы
ресурсов стать их собственниками? Это политика или
Ваши личные интересы?
Б. Говорин: У меня в этом вопросе нет никаких личных
интересов. Я еще раз хотел заявить вам, что как
гражданин Российской Федерации я не обладаю ни одной
акцией ни российского, ни зарубежного предприятия. В
этом плане, естественно, я считаю такое
позиционирование государственного человека
обязательным, рассматриваю как условие его
нахождения на госслужбе. Я исхожу из высших
интересов Иркутской области, и надо сказать, что
жители области владеют разной собственностью — большой, малой и средней. Вопросы собственности в
рыночных условиях должны решаться в соответствии с
действующим законодательством, и я не вижу никакого
ущемления прав жителей Иркутской области в связи с
приходом в регион крупных московских
финансово-промышленных групп.
Ю. Морозов: (Санкт-Петербург): Считаете ли Вы более
экономически выгодным совместное освоение
Чаяндинского газового месторождения и Ковыктинского
месторождения и строительство совместными силами
газопровода в Китай? Обсуждался ли данный вопрос с
руководством якутской компании «Саханефтегаз», и
если да, то какие договоренности уже достигнуты?
Б. Говорин: Мы не проводили никаких переговоров с
якутской газовой компанией. Могу прямо сказать, что
мы обратились к правительству РФ с предложением
выработать на государственном уровне более
взвешенную национальную позицию, которая бы
учитывала и государственные национальные интересы, и
региональные. Сегодня, на мой взгляд, абсолютно
неправильно позиционирует Россия на газовом рынке в
странах Северо-Восточной Азии и АТР, когда отдельные
субъекты Российской Федерации предлагают имеющиеся
на их территории газовые проекты самостоятельно. Мне
кажется, это не на пользу интересам как субъектов,
так и России.
И. Ступаченко (газета «КоммерсантЪ» в Восточной
Сибири»): Борис Александрович, как Вы думаете,
удастся ли муниципалитетам погасить долги перед
бюджетниками до конца года? Ведет ли областная
администрация переговоры с Минфином по поводу выдачи
дополнительных ссуд?
Б. Говорин: Переговоры с Минфином проходят в
непрерывном режиме. Мы убеждены и об этом не раз
заявляли, что характер межбюджетных отношений между
федеральным центром и Иркутской областью
негармонично построен и не отвечает интересам обоих
субъектов этих правоотношений. Мы убеждены также в
том, что те ресурсы, которые мы привлекаем для
решения этой проблемы, недостаточны, поэтому
муниципалитеты самостоятельно, без помощи
администрации Иркутской области и Министерства
финансов РФ, не в состоянии погасить до конца года
имеющуюся задолженность по заработной плате.
С. Полякова (Иркутск): Когда откроется горнолыжная
база в Листвянке? Будут ли областные деньги
участвовать в этом проекте?
Б. Говорин: Проект по горнолыжной трассе в Листвянке
мы хотели бы реализовать за счет привлеченных
ресурсов из Австрии. Это было предметом обсуждения
президента Российской Федерации с деловыми кругами
Австрии. Этот проект сейчас движется, он требует в
том числе достаточно немалых усилий природоохранных
органов и иных органов государственного контроля и
надзора в РФ.
В. Павловский (Московская область): Расскажите о
реализации проектов по развитию российского и
международного туристического бизнеса на Байкале.
Б. Говорин: К сожалению, на сегодняшний день Байкал,
являясь привлекательной экологической средой не
только для граждан России, но и граждан зарубежных
стран, мало готов к приему туристов в массовом
порядке. Это связано с отсутствием современной,
цивилизованной инфраструктуры, которая позволяла бы
туристу чувствовать себя комфортно. Поэтому мы
сегодня ведем модернизацию взлетно-посадочной полосы
Иркутского аэропорта, мы сегодня лоббируем
восстановление международного рейса Иркутск — Ниигата,
который позволял бы наиболее активного мирового
туриста из Японии привлечь в Сибирь. Кроме того, мы
воссоздаем транспортные коридоры из Иркутска в
Санкт-Петербург и из Иркутска в Монголию, потому что
турист хотел бы сразу удовлетворить полифонию
интересов, то есть приехать не только на Байкал, но
затем побывать, допустим, в Монголии, а затем
посетить северную столицу России — наш прекрасный
Санкт-Петербург. Что касается Байкала, то сейчас мы
используем всяческую активность туристических
агентств по поводу привлечения инвестиций в развитие
вот этой инфраструктуры. Это строительство малых
отелей, это строительство экологических маршрутов,
которые на Байкале тоже любимы и широко
используются как нашими соотечественниками, так и
иностранными гражданами. Поэтому у Байкала и у
туризма Байкала большое будущее, но нужно приложить
немалые финансовые и организационные ресурсы для
того, чтобы это будущее приблизить.
А. Синяева (Пермь): Подведены ли итоги размещения
8-й допэмиссии акций ОАО «РУСИА Петролеум»,
акционером которого является администрация Иркутской
области, и сколько выкупила администрация?
Б. Говорин: Администрация Иркутской области не
участвует в оплате 8-й эмиссии, у нас есть
соответствующее соглашение с British Petroleum,
которая выступает нашим агентом, и мы в рамках
долгосрочной стратегии участия в акционерном
капитале «РУСИА Петролеум» используем эти отношения
для поддержания соответствующего уровня
представления интересов Иркутской области как
акционера компании. Появившаяся информация о том,
что мы намерены продать свой пакет акций
«РУСИА Петролеум», не соответствует
действительности. На данном этапе мы не планируем
осуществлять продажу нашей доли в компании, мы
убеждены, что участие областной администрации в этом
проекте обеспечивает его эффективное продвижение.
Вопрос (Москва): Лоббирование каких законопроектов
Вы считаете необходимым на федеральном уровне? Каким
образом Вы лоббируете интересы области в Москве?
Б. Говорин: Вопросы цивилизованного лоббирования — это вопросы политических технологий, это вопросы
политической жизни. Естественно, мы не являемся
исключением в этом ряду. Для нас принципиально
важными являются вопросы, связанные с организацией
лесного хозяйства и лесной промышленности как
приоритетной отрасли экономики. Поэтому мы
достаточно активно участвовали в подготовке всех
вопросов на заседании правительства РФ, которое
прошло в июне, мы высказывали там свои предложения и
замечания по всему спектру проблем лесного
комплекса. По другим законопроектам мы тоже выходили
в соответствующие системы. Ну, а принципы
лоббирования… У нас есть депутаты Госдумы, иные
источники, это и властные структуры, участники
процесса законотворчества. Мы все их используем в
достаточной степени активно.
А. Палеев (г.Усолье-Сибирское): Есть ли перспективы у
малых городов области? Зависят ли перспективы
развития города от личностных отношений губернатора
и мэра?
Б. Говорин: Это было бы печально слышать, если бы
жизнь 110 тыс. человек, которые живут в городе
Усолье, зависела бы от отношений губернатора с
мэром, и поэтому я считаю, что жизнь малых и средних
городов Иркутской области зависит в первую очередь
от нашей совместной эффективной работы. Для
Усолья-Сибирского, я считаю, главным является
сегодня серьезное внимание к проблемам развития малого
и среднего предпринимательства. Недостаточно хорошая
здесь динамика, недостаточно эффективное влияние на
формирование доходного потенциала бюджета города со
стороны малого и среднего бизнеса, потому что он там
не развит. И, несомненно, серьезнейшим шагом для
улучшения жизнедеятельности в Усолье является
усиление влияния на ситуацию в «Усольехимпроме»,
приход туда более эффективного собственника, который
смог кардинально изменить ситуацию в
«Усольехимпроме».
Вопрос: Намерены ли Вы выставлять свою кандидатуру
на следующих губернаторских выборах?
Б. Говорин: На сегодняшний день решением
Конституционного суда все ограничения на мое участие
в выборах сняты, и никаких препятствий нет. Что
касается непосредственно вопроса выдвижения
кандидатуры, я думаю, что это в первую очередь
является выбором населения Иркутской области,
выбором общественных организаций, политических
движений, то есть тех, кто будет желать видеть или
не видеть меня вновь на посту губернатора. Если
такие предложения со стороны населения области
будут, я буду их рассматривать.
В. Перфирьев (Иркутск): Борис Александрович, в
последнее время возникает все больше слухов о Вашей
отставке и переходе на работу в правительственные
структуры. Прошу Вас подтвердить либо опровергнуть
эту информацию.
Б. Говорин: Наверное, такие слухи имеются, если Вы
задаете об этом вопрос. Я не собираюсь уходить, как
Вы говорите, в отставку и переходить в федеральные
органы власти на работу. Я считаю, что у нас
достаточно много интересных дел на территории
Иркутской области. Мы недавно приняли программу
социально-экономического развития территории до 2005
года. Она очень интересна, ставит конкретные задачи
повышения благосостояния населения, экономических
возможностей Иркутской области, лучшего социального
обустройства населения, как уже здесь заявлялось,
серьезные работы по природопользованию. Поэтому у
нас очень много интересных дел, которыми мы хотим
заниматься.
С. Черкашин (Ярославль): Какой срок президентства в
России, по Вашему мнению, является оптимальным?
Б. Говорин: Вопрос оптимизации сроков президентской
власти — это вопрос не только для России. В мировой
практике эта тема также неоднократно поднималась. Вы
знаете, что недавно президент Франции Жак Ширак
выступил с предложением сократить срок своих
полномочий с 7 лет до 5 лет. Видимо, установление
такого срока должно проходить в рамках эволюции
(становления гражданского общества, политической
культуры в обществе), а также должно соответствовать
не интересам одного человека, который занимает этот
высший пост в стране, а общественным интересам. Для
России, которая так динамично развивается, в которой
происходят такие глобальные изменения, мне кажется,
принятие ограниченного срока президентства на уровне
четырех лет вполне правомерно.
П. Чернов (Москва): Каков реальный объем инвестиций в
области в 2002 г.?
Б. Говорин: В 2002 г. мы планируем привлечь около 500
млн. долл. в основной капитал, в разного рода
программы. Но, с точки зрения потребностей нашей
экономики, этого недостаточно. Вместе с тем нельзя
закрывать глаза на то, что мы не готовы потреблять
большее количество инвестиционных ресурсов, потому
что эти ресурсы могут быть разные: это может быть
оборудование новое, современное, но это могут быть и
инвестиции в создание новых производств. К
сожалению, вот сейчас, когда мы с нефтяной компанией
«ЮКОС» рассматривали вопросы инвестиционной политики
по модернизации Ангарской нефтехимической компании,
мы увидели слабость нашего строительного комплекса,
который просто не в состоянии эти инвестиции освоить
в виде строительно-монтажных и специальных работ.
Поэтому нам нужно серьезно модернизировать
инфраструктуру Иркутской области, в первую очередь в
строительном комплексе, для того, чтобы эти
инвестиции не только были нами востребованы, но и
были эффективно использованы.
Вопрос: Каковы приоритетные отрасли для иностранных
инвесторов?
Б. Говорин: Несомненно, приоритетные отрасли — это
отрасли топливно-энергетического комплекса и лесного
комплекса.
А. Иванов (Иркутск): Когда можно будет воочию
почувствовать работу программы по поддержке малого
бизнеса? До сих пор чувствуется ущербность и
мздоимство в отношении администрации к
представителям малых предприятий, частных
предприятий. Банки региона с большим удовольствием
готовы предоставлять кредиты в 500 тыс. долл. под
обыкновенную схему «купи-продай» и не дают 30 тыс.
для развития предприятий, обеспечивающих
потребительские нужды. Банкам это менее интересно,
но Вам, как человеку, борющемуся за улучшение
благосостояния жителей региона, не хотелось бы
сделать шаг навстречу в поддержке людей, пытающихся
строить свой бизнес? Что можно сделать конкретно?
Б. Говорин: Вы задали абсолютно правильный вопрос.
Сегодня организовать предпринимательскую
деятельность невозможно по существу. Практически у
нас на территории Российской Федерации есть очень
много причин, и одна из главных — недоступность
дешевых финансовых ресурсов, которые позволяли бы
этот бизнес открыть. Мы в связи с этим внимательно
осуществляем «съем» информации, температуру, если
можно так сказать, с этого образования — малого
предпринимательства через Совет по малому
предпринимательству, который создан при губернаторе
Иркутской области, и мы все знаем эти болячки.
Поэтому в новой программе развития малого
предпринимательства, которую мы разработали и
приняли, мы предусматриваем в том числе и вложения
в малый бизнес средств областного бюджета.
Ф. Галкин (Москва): Перекрестное субсидирование — сохранение льготных тарифов для населения и высоких
для промышленных потребителей (несмотря на дешевую
себестоимость электроэнергии «Иркутскэнерго») —
тормозит рост производства в регионе. Ваша позиция
по ликвидации перекрестного субсидирования?
Б. Говорин: Этот вопрос действительно немаловажный,
но перекрестное субсидирование, которое имеет место
в 2002 г., никак не тормозит экономический рост. Мы
говорили, что темпы роста объема промышленного
производства в три раза выше, чем в целом по РФ.
Вместе с тем, мы понимаем, что энергетическая
компания тоже должна иметь соответствующую
рентабельность, иметь условия для своего развития.
Поэтому, формируя тарифы на 2003 г., мы исключили
перекрестное субсидирование по группам потребителей
в электрическом блоке и в блоке между электрическим
блоком и теплоблоком. Остались некие элементы
перекрестного субсидирования по группам потребителей
в тепловом блоке тарифов компании «Иркутскэнерго».
Вопрос: Борис Александрович, каков средний уровень
заработной платы в области?
Б. Говорин: У нас средняя заработная плата меняется,
естественно, каждый месяц. Если мне память не
изменяет, по итогам шести месяцев она была около 5
тысяч рублей в промышленности. В связи с теми
задачами, которые мы решаем по повышению заработной
платы в социальной сфере, это 3,3 тысячи рублей в
среднем заработная плата работников бюджетной сферы.
И. Иванова (Москва): Почему в Республике Бурятия по
многим позициям тарифы выше, чем в Вашем регионе?
Это обусловлено удачным подбором кабинета
правительства или какими-то другими обстоятельствами?
Б. Говорин: Что касается вопроса о тарифах, то я
сделаю заявление участникам пресс-конференции.
Сегодня этот опыт Иркутской области должен быть
серьезно востребован на государственном уровне. Мы
сегодня демонстрируем приверженность, как мне
кажется, абсолютно выверенной и необходимой
политике, которая должна проводиться в целом по
России. Наши тарифы на тепловую и электрическую
энергию в течение года не меняются. Мы установили
эти тарифы на 2002 г. в декабре прошлого года, и в
течение текущего года они остаются неизменными. Это
дает возможность всем жителям Иркутской области и
хозяйствующим субъектам — большим и малым
предприятиям — прогнозировать и моделировать свою
жизнедеятельность в течение года с учетом уровня
достатка, с учетом тех цен, которые складываются на
потребительском рынке. Мы уже сейчас, за 4 месяца до
нового года, разработали вместе с «Иркутскэнерго» и
региональной энергетической комиссией тарифы,
которые будут действовать в течение 2003 г.
Следовательно, мы даем сегодня возможность всем
опять моделировать эффективность своей работы в
рамках будущего годового периода. Эта практика, как
мне кажется, должна быть востребована на федеральном
уровне. Что касается Республики Бурятия, то она
имеет серьезные ограничения в энергетических
мощностях, и если говорить откровенно, то
электроэнергию она получает через сети РАО «ЕЭС
России» из Иркутской энергосистемы. Вопросы
тарифообразования, которые осуществляются в этом
регионе, — это уже компетенция правительства
республики и Федеральной энергетической комиссии.
В. Зайцев (Москва): Знакомы ли Вы с проектом
федерального бюджета на 2003 год и как Вы его
оцениваете?
Б. Говорин: Я познакомился с проектом федерального
бюджета на 2003 г. Могу сказать, к глубокому моему
сожалению, о дальнейшей централизации финансовых
ресурсов на уровне федерального центра. Мне кажется,
это глубоко ошибочное движение в области
межбюджетных отношений «центр — регионы», потому что
нет заинтересованности в повышении эффективности
экономики и повышении доходного потенциала. Потому
что, по существу, вся та добавленная доходная база,
которую нарабатывают регионы, она потом изымается
без малейшего оставления на территории региона в
пользу центра.
Вопрос (Нью-Йорк): Почему Вы распродали
«Иркутскэнерго»? Как у Вас в области обстоят дела с
криминалом? Например, слышали ли Вы об «ангарской» и
«братской» бригадах?
Б. Говорин: Я ничего не распродавал в
«Иркутскэнерго». В «Иркутскэнерго» есть
государственный пакет объемом в 40% от уставного
капитала, этот госпакет остается сегодня в
государственной собственности. Что касается наличия
организованных преступных группировок — увы!
Иркутская область — не исключение в России. В
Иркутской области есть организованные преступные
группировки, не только «братская» и «ангарская», о
которых Вы сказали, но и этнические преступные
группировки — чеченские, ингушские, азербайджанские
и так далее, и так далее. Состояние правопорядка в
Иркутской области оставляет желать лучшего, и
поэтому мы вместе с Министерством внутренних дел
прилагаем усилия, направленные на повышение качества
работы нашей милиции.
Б. Барбараш (Москва): Борис Александрович! Что
предпринимает или собирается предпринимать
администрация области по привлечению инвестиций,
связанных с внедрением и развитием высоких
технологий у себя области? И можно ли ставить вопрос
перед иностранными инвесторами так: «Природные
ресурсы в обмен на высокие технологии»?
Б. Говорин: Это вопрос правильный и очень
квалифицированный. Когда мы говорим об иностранных
инвестициях, то мы должны говорить и о том, что в
западном мире сформирована цивилизованная
инновационная программа развития. И мы должны быть
заинтересованы в привлечении наработанных за рубежом
инноваций. Нельзя забывать также и о том, что у нас
в образовательно-научном комплексе Иркутской области
достаточно много идей, которые могли бы быть
востребованы в сфере экономики и в других областях
нашей жизни. В связи с этим мы каждый год планируем
региональный заказ для научно-образовательного
комплекса Иркутской области по разработке конкретных
тем в экономике Иркутской области. Это позволяет в
прикладном порядке применять эти научные разработки
для расширения узких мест.
П. Астахов (Иркутск): Как Вы оцениваете экологическую
ситуацию на Иркутском алюминиевом заводе и те меры,
которые принимают алюминиевые компании для ее
улучшения в целом по всем предприятиям области?
Б. Говорин: Здесь достаточно частный вопрос, касающийся
Иркутского алюминиевого завода, и в целом всего
комплекса промышленного производства, ОП СУАЛ.
Компания достаточно цивилизованно ведет свой бизнес
на территории Иркутской области. И в последние годы
было очень много вложено финансовых ресурсов на
оздоровление экологической ситуации на алюминиевом
заводе, в том числе и по вопросам газоочистки,
сокращения выбросов в воздушный бассейн вредных
веществ. Что касается в целом экологической ситуации
на территории Иркутской области, то она остается
сложной. Это связано с концентрацией на ее
территории крупных вредных производств — алюминиевые
заводы, химический комплекс, лесопромышленный
комплекс. И поэтому вопросы экологической
безопасности, эффективного природопользования — для
нас вопросы весьма актуальные. Я с глубоким
сожалением могу сказать, что сегодняшние решения
федеральных властей, судебных систем, направленные
на ликвидацию экологических фондов и платежей
загрязнителей, мне кажется, не отвечают интересам
Российской Федерации.
А. Ухин (Ростов-на-Дону): Каковы приоритетные отрасли
в предоставлении трансфертов в Иркутской области?
Б. Говорин: В этом вопросе мы должны достаточно четко
и ясно представлять себе, что в Иркутской области
сформировались системообразующие отрасли экономики
региона. Это цветная металлургия, машиностроение,
лесной, нефтехимический и транспортный комплексы.
Именно в эти отрасли экономики вкладываются деньги.
В. Салтыков (Красноярск): Как Вы относитесь к
предложению объединить Красноярскую ГЭС и
«Иркутскэнерго»? Насколько, по-Вашему, это
экономически оправданно?
Б. Говорин: Вообще, как сказал известный классик,
прежде чем объединяться, нужно решительно
размежеваться. Поэтому я пока не вижу ни
технических, ни правовых возможностей объединяться.
«Иркутскэнерго» — это акционерная компания.
Следовательно, здесь могут быть с Красноярской ГЭС
лишь какие-то коммерческие проекты, например, работа
на единый общероссийский рынок электроэнергии или
какие-то иные проекты, связанные, допустим, с
обеспечением себя угольными запасами, или какие-то
другие проекты — модернизация, в частности,
оборудования. Я не могу выступить здесь экспертом,
насколько это целесообразно и экономически выгодно.
Н. Птицына (Новосибирск): Какой объем облигаций
планирует выпустить Иркутская область в 2003 г.?
Б. Говорин: Мы пока не определились с объемом эмиссии
областных долговых обязательств, которые планируем
выпустить в 2003 г. Мы сейчас возобновили эту работу
и до конца 2002 г. выпустим облигационный заем на 160
млн. руб. Мы в настоящее время оцениваем спрос,
который сформирован в Иркутской области, и, исходя
из анализа структуры этого спроса, будем
формировать и объемы выпуска долговых обязательств в
следующем году.
А. Вихров (Москва): Решен ли вопрос о вхождении
Газпрома в проект разработки Ковыктинского
месторождения?
Б. Говорин: Не решен. Мы недавно обсуждали этот
вопрос с генеральным директором Газпрома Миллером, с
представителями Газпрома. Вы знаете, есть
распоряжение председателя правительства о том, что
по вопросам газа, его реализации за рубежом
координатором является Газпром. Но в условиях
рыночных отношений понятие «координатор» не совсем
четко нами понимается. Тем не менее интерес
Газпрома к проекту Ковыкты и другим газовым проектам
Сибири и Дальнего Востока имеется. Газпром на своем
правлении принял концепцию участия в развитии
газоснабжения территории Сибири и Дальнего Востока.
Я думаю, что этот процесс в конечном итоге
приобретет реальные очертания, в том числе и по
проекту Ковыкты.
М. Маргелов (Иркутск): Что Вы собираетесь предпринять
для увеличения собираемости налогов? Какие льготы
существуют в области для промышленных предприятий?
Б. Говорин: Я сразу хочу сказать, что налоги мы не
собираем, этим занимается федеральное правительство
в лице Министерства по налогам и сборам. Мы создаем
лишь условия для привлечения в регион капитала. В
первую очередь, мы дали налоговые льготы для
предприятий малого бизнеса. Вместе с тем в
настоящее время в России наблюдается тенденция к
унификации правового пространства, то есть
региональное законодательство должно следовать в
русле федерального законодательства. В Иркутской
области действуют те налоговые льготы, которые
предоставляются во всей Российской Федерации.
Президент РФ Владимир Путин на всех встречах с
деловыми кругами разных стран говорит о том, что в
России самый низкий подоходный налог — на уровне 13%.
Кроме того, сейчас появились предложения по
совершенствованию системы налогообложения и снижению
налогового бремени в плане изменения налога на
добавленную стоимость, снижен налог на прибыль.
Сейчас идет модернизация финансовой системы,
направленная на то, чтобы вывести из теневого
оборота финансовые ресурсы, которые уводятся из-под
налогообложения.
Вопрос: Как складываются Ваши личные отношения с
представителями российских олигархов, тем более что
они все практически бывают у Вас? Помогают ли они
Вам, помогаете ли Вы им?
Б. Говорин: Несомненно, я считаю, это вопрос из
вопросов. Наконец-то сегодня мы можем говорить о
том, что среди собственников и топ-менеджеров
российской экономики появилось значительное число
людей, которые прошли проверку временем, поэтому у
нас складываются достаточно хорошие отношения и с
Дерипаской, и с Ходорковским, и с Вексельбергом, и с
Мельниченко, и с Абрамовым (Евразхолдинг), и со
Смушкиным (Илим Палп Энтерпрайз). Мы, по существу,
со всеми достаточно активно сотрудничаем. Я считаю,
что для России очень важно сейчас, особенно для
общественного мнения, изменение государственной
политики в отношении этих собственников. В
социалистическом производстве достаточно серьезно
пропагандировалась система «красных директоров» —
директоров крупных предприятий. Их работа освещалась
в СМИ, поощрялась официальной властью, и они были в
почете и уважении. Сегодня стало именем
нарицательным понятие «олигарх», тот собственник,
тот управленец, который дает рабочие места,
обеспечивает эффективное производство, и я считаю
издержками сегодняшнего времени, когда мы их
представляем как неких алчных людей, которые несут
только вред. Я твердо убежден, что мы должны
максимально поощрять любого эффективного
собственника и быть заинтересованы, чтобы на
территории РФ таких собственников было очень и очень
много.
А. Вишня (Екатеринбург): Каковы, по предварительным
оценкам, могут быть доходы региона от промышленной
эксплуатации Ковыктинского газоконденсатного
месторождения?
Б. Говорин: Просчитывалась, конечно, экономическая
эффективность этого проекта. По мнению специалистов,
которые делали эти расчеты, доходность очень высокая
— в пределах 1 миллиарда долларов в год может
получать компания «РУСИА Петролеум» прибыли.
Вопрос: Какой, по Вашему мнению, должна быть ставка
налога на добавленную стоимость?
Б. Говорин: Тут существуют разные оценки. На
сегодняшний день налог на добавленную стоимость
является высокоэффективным и самым собираемым
налогом в России. К сожалению, федеральное
правительство сделало это основным при формировании
доходов федерального бюджета. Мы перестали, если так
можно сказать, пользоваться услугами этого налога. Я
считаю, что ставка НДС может быть снижена до 15%.
Вопрос (Кемерово): Ваша позиция по развитию угольной
отрасли в регионе и появлению новых
электрогенерирующих мощностей на угле?
Б. Говорин: Сегодня мы не должны не учитывать
тенденции, которые имеют место в мировой энергетике.
В развитых странах мира доля потребления угля
достаточно высокая, и это, видимо, естественный
процесс. Мы имеем некие специфические особенности,
связанные с тем, что 80% электрической энергии у нас
вырабатывается дешевыми гидроресурсами. Это как
исключение из правил, а не правило. Поэтому мы
убеждены, что развитие угольной отрасли и
удовлетворение потребностей в этом виде ресурсов для
Иркутской области является актуальным, как и для
России. Вместе с тем очевидно, что для того, чтобы
обеспечить интересы угольной отрасли, правительство
РФ должно проводить систему более гибких тарифов на
железнодорожные перевозки, особенно на дальние
расстояния. Это позволит сделать этот уголь
конкурентоспособным и обеспечить эффективность
угольной компании.
А. Поборов (Астрахань): Каков уровень безработицы в
Иркутской области и эта же величина в абсолютном
выражении? Какие специалисты наиболее востребованы в
регионе? Кого Вы ждете к себе на постоянное место
жительства?
Б. Говорин: Это очень интересный вопрос. Если
говорить о статистике, то у нас около 2% официально
зарегистрированных безработных, или около 29 тыс.
человек. Естественно, есть скрытая безработица,
которая тоже нами оценивается. Я бы хотел
высказаться достаточно откровенно: за прошедший
период времени произошла очень серьезная девальвация
рынка труда и рабочей силы. У нас есть рабочие
места, но у нас нет тех кадров, которые готовы их
заполнить, потому что произошла деградация
определенной части рабочей силы. Люди потеряли
интерес к работе, люди сегодня не могут осуществлять
работу на новом качественном уровне. О том, какие
работники у нас сегодня требуются, дает
представление набор, который осуществляют вузы
Иркутской области. Это в основном технические
специальности, то есть региону нужны не экономисты и
юристы, а нефтехимики, лесники, металлурги, а также
специалисты сферы услуг, которая у нас в достаточной
степени развита.
Вопрос (Екатеринбург): Скажите, каковы общие
проблемы на федеральном уровне губернаторов областей
России? Есть ли какое-либо объединение губернаторов?
Часто ли Вы встречаетесь, пытаетесь ли объединять
свои усилия по направлениям?
Б. Говорин: В начале 90-х годов достаточно активно
был сформирован союз губернаторов России. Этот союз
сегодня прекратил свое существование. Сегодня
взаимодействие губернаторов осуществляется в
основном на уровне федеральных округов. Но мы,
губернаторы Сибирского федерального округа, уже
достаточно долго, на протяжении 10 лет, были
организованы в межрегиональную ассоциацию «Сибирское
соглашение». Это та площадка, на которой мы
обмениваемся разного рода проблемами, мнениями,
позициями.
Ю. Пономарев (Иркутск): Ваша позиция по
реформированию «Иркутскэнерго»? Как Вы считаете,
следует ли реформировать компанию по принципу,
предложенному РАО «ЕЭС России», выделяя генерацию,
сбыт и сетевое хозяйство, или для региона больше
подойдет сохранение холдинговой структуры
«Иркутскэнерго»?
Б. Говорин: Это хороший вопрос. Меня часто критикуют,
причем достаточно сурово и беспощадно, по поводу
того, что моя точка зрения не совпадает с точкой
зрения авторов проекта реформирования РАО «ЕЭС
России». Я убежден, что сейчас, в условиях тех
глобальных изменений, которые на сегодняшний день
осуществляются в экономической сфере России,
реформирование системообразующих отраслей в целом
будет вредно для российской экономики. Я убежден,
что сегодня холдинговая структура «Иркутскэнерго»
отвечает интересам экономики и Иркутской области, и
Российской Федерации, а результаты хозяйственной
деятельности этой компании подтверждают мои выводы.
К. Клочевский (Самара): Могли бы Вы прокомментировать
ситуацию вокруг недавнего запрета на въезд в Москву
одного из представителей иркутской католической
епархии?
Б. Говорин: Епископ Ежи Мазур действительно получил
запрет на въезд на территорию Российской Федерации,
но это не входит в компетенцию губернатора Иркутской
области, и я не могу комментировать причины, по
которым ему не позволили это сделать.
Вопрос: Как складывается ситуация с подготовкой к
отопительному сезону — проблема, особенно остро
стоящая в восточных регионах России, тем более что
у вас уже был первый снег?
Б. Говорин: Вопросы, связанные с подготовкой к
отопительному сезону, в этом году достаточно
непростые. В целом абсолютное большинство населенных
пунктов Иркутской области подготовилось
удовлетворительно к работе в зимних условиях:
обеспечили необходимые ремонтные работы, накопили
запасы топлива. Вместе с тем есть целый ряд
проблемных территорий, в которых до сего времени эти
работы находятся в полном разгаре. Причины
следующие. Первая. В марте этого года мы проводили
очередные выборы глав местного самоуправления. У нас
пришли абсолютно новые люди на многих территориях, и
они не были готовы активно и профессионально войти в
организацию работ городских районных хозяйств к
работе в зимних условиях. В равной степени второй
причиной является и слишком серьезная техническая
отсталость ЖКХ, как и в целом в России. И третья
причина — это огромные средства, которые мы
вынуждены направлять на обеспечение своевременной
выплаты повышенной заработной платы работникам
бюджетной сферы. На многих территориях все 100%
доходов и дотаций, которые получали территории,
уходили именно на обеспечение только этого
направления расходов муниципального бюджета. Все это
повлияло на то, что по ряду территорий работы по
подготовке к зиме только в самом разгаре.
И. Матвеев (Барнаул): В каком сейчас состоянии
находится озеро Байкал? Планируется ли закрытие
Байкальского ЦБК?
Б. Говорин: Начну со второй части вопроса. Мы не
планируем закрытие Байкальского ЦБК. Я хочу
проинформировать всех участников пресс-конференции о
том, что совместными усилиями, в том числе и
благодаря огромной помощи, оказанной нам со стороны
президента РФ В.В.Путина, мы начали первый этап
реформирования Байкальского целлюлозно-бумажного
комбината, который предполагает создание системы
оборотного водоснабжения и прекращение сброса
сточных технологических вод с БЦБК. Эта программа
рассчитана на несколько лет, на ее реализацию
предполагается затратить порядка 34 млн. долл. Для
реализации проекта Всемирный банк открыл кредитную
линию. Это связанный кредит, он будет осуществлен
путем поставки соответствующего оборудования.
Поэтому мы считаем, что здесь наблюдаются достаточно
позитивные тенденции. Что касается озера Байкал, то
я уже говорил, что люблю отдыхать на этом озере и
ежегодно это делаю. Я могу сказать, что усилия всех
органов власти позволяют экологическую ситуацию на
Байкале менять к лучшему.
А. Уваров (РБК): Вы сказали, Всемирный банк открыл
кредитную линию по этому проекту. Можно
поконкретнее, на сколько лет и на сколько миллионов
долларов?
Б. Говорин: Вы понимаете, что эта кредитная линия
открылась через правительство Российской Федерации.
Насколько мне известно, речь шла о заимствовании 22
миллионов долларов сроком на 5 лет.
Блиц-опрос «Три слова о себе»
И. Базловская (Москва): Какое у Вас хобби?
Б. Говорин: Мое хобби — работать.
П. Боготаулина (Челябинск): Где и как Вы
предпочитаете проводить свой отпуск?
Б. Говорин: Я с большим удовольствием провожу свой
отпуск всегда на Байкале. И приглашаю всех
участников пресс-конференции присоединиться к моему
хобби — отдыхать на Байкале. Это действительно
замечательный отдых, замечательное озеро,
замечательная природа. В результате отдыха на
Байкале можно получить огромный запас энергии.
Вопрос: Расскажите о своей семье, кто Вы?
Б. Говорин: Я сам родился в Иркутске, я коренной
иркутянин. Я уже неоднократно говорил, отец у меня — сибиряк, он из Братского района, мама родилась в
Кемеровской области, то есть тоже сибирячка. Моя
супруга — тоже коренная иркутянка. Мои три дочери
тоже родились в Иркутске, они сегодня осуществляют
самостоятельную жизнь, я очень доволен их жизнью и
теми задачами и целями, которые они ставят перед
собой и добиваются.
Заключительное слово Ю. Ровенского
Спасибо огромное за все вопросы. Мы ровно час с вами
в эфире, но не смогли ответить даже на половину тех
вопросов, которые есть. Но тем не менее я хотел бы
поблагодарить Вас за столь интересные и открытые
ответы, которые получили наши пользователи. Знаю
также, что сегодня продолжает работу второй
Байкальский экономический форум, не смеем дальше
отвлекать Вас от исполнения обязанностей
гостеприимного хозяина.
Ю. Ровенский: И напоследок еще один вопрос,
связанный с проведением Байкальского форума. Илья
Ежов из Красноярска спрашивает, насколько, на Ваш
взгляд, экономически оправданно проведение
Байкальского экономического форума и будет ли он
проводиться впредь?
Б. Говорин: Во-первых, понятие «экономически
оправданно». Этот форум главной целью ставит задачу
привлечения деловых кругов разных стран, в первую
очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона,
представителей политической элиты, научной
общественности для обсуждения проблем, перспектив
развития Сибири и Дальнего Востока. Поэтому в любом
случае он экономически для нас выгоден. Другое дело,
что Байкальский экономический форум проводится лишь
во второй раз, и понятно, что мы использовали тот
опыт, который был накоплен при проведении первого
Байкальского экономического форума. Так что я с
большим оптимизмом смотрю в будущее Байкальского
экономического форума и твердо убежден, что его
популярность возрастет и байкальская площадка будет
для многих бизнес-кругов одной из главных площадок
для обсуждения проблем интеграции российской
экономики в экономику стран АТР и взаимодействия
России со странами АТР.
Заключительное слово Ю. Ровенского (окончание)
Уважаемые друзья! Время нашей трансляции и нашей
конференции подходит к концу. Огромное количество
вопросов, которые связаны с Байкальским
экономическим форумом, и некоторые жалобы, и некие
восхищенные реплики, и слова благодарности — все
это, конечно же, будет передано губернатору. А мы,
со своей стороны, благодарим всех за столь активное
участие. Я хочу еще раз поблагодарить губернатора
Иркутской области Бориса Александровича Говорина не
только от имени РБК, но и от 21 тыс. 732 человек,
которые в течение этого часа были вместе с нами.
Вопросы поступали к нам из 36 регионов России и 14
зарубежных стран. Спасибо Вам большое, нашим
читателям интересны и Вы сами, и Ваш регион, и те
дела, которые Вы делаете.
Материалы подготовлены к печати пресс-службой администрации Иркутской области.