издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Территория успеха

  • Автор: Антон РУБЛЕВ

Российской алюминиевой промышленности

Алюминиевая отрасль является стратегической для
России. Это одна из тех отраслей, чьи успехи
призваны укреплять престиж нашей страны на мировом
уровне. И здесь у нас есть немало поводов для
законной гордости. Недавно появился еще один.

!I1!Как известно, крупнейшее бокситовое месторождение
Евразии находится в России, в Республике Коми. Оно
способно обеспечить сырьем всю алюминиевую
промышленность России на многие годы вперед. На
минерально-сырьевой карте России Средний Тиман был
обозначен приоритетным для разработки еще с 40-х
годов, однако этот проект требовал от государства
слишком масштабных вложений. Пять лет понадобилось
Группе СУАЛ для того, чтобы приступить к добыче
тиманских бокситов и построить 158 километров
подъездной железной дороги к месторождению. Рудник,
по оценкам специалистов, может обеспечить
отечественным сырьем алюминиевые заводы Урала, а
значит, стабилизировать поставки глинозема на
предприятия Сибири и СевероЗапада. Ожидается, что с
развитием рудника в России начнется строительство
новых производств по выпуску алюминия.

20 сентября 2002 года к своему 6-летию
Сибирско-Уральская алюминиевая компания открыла
рабочее движение по железной дороге к отечественному
месторождению бокситов — стратегическому источнику
сырья для алюминиевой промышленности России. О том,
как начиналось освоение уникального
Средне-Тиманского месторождения и каковы перспективы
развития Республики Коми, ставшей главным бокситовым
регионом страны, мы беседуем с Юрием СПИРИДОНОВЫМ,
руководившим Республикой Коми с 1994 по 2002, годы и
нынешним Главой региона Владимиром ТОРЛОПОВЫМ.

— Юрий Алексеевич, когда впервые был проявлен
интерес к разведке и добыче бокситов в Коми ?

Ю.С.: О том, что бокситовые месторождения Тимана
ожидает большое будущее, стало понятно еще на рубеже
40-50-х годов. Спустя десятилетие началась
интенсивная разведка бокситов, и тогда совместно с
ведущими научными учреждениями Советского Союза были
отработаны технологии обогащения тиманских бокситов,
получения из них глинозема.

Руководство республики активно добивалось того,
чтобы разработка бокситового месторождения
ускорилась. Работали со всеми правительственными
структурами и Советского Союза, и России, вписывали
нужные строки в решения партийных съездов, пробивали
различные постановления:

!I2!О тиманских бокситах, конечно, знала вся алюминиевая
промышленность. И когда уральским заводам СУАЛа
потребовались новые источники отечественного сырья,
уральцы приехали к нам. А мы сказали: давным-давно
ждем хорошего, солидного партнера. И сами как
равноправные партнеры представили конкретные,
глубоко обоснованные материалы — не только
геологические и технические, но и
финансово-экономические. Ведь за счет бюджета к
этому времени были разработаны неплохие бизнеспланы,
проведены лабораторные исследования.

Естественно, СУАЛ провел свою экспертизу. Приняли
решение — и пошли вперед, в битву за равные права
для импортных и для отечественных бокситов:

— А они были неравными?

Ю.С.: Весьма. Чтобы подписать постановление
правительства России о создании отечественной
сырьевой базы для алюминиевой промышленности,
пришлось работать с массой ведомств. Только получим
все необходимые визы — меняется правительство, и все
убеждения и уговоры начинаются сначала. Документы на
развитие отечественной базы окончательно были
подписаны только Владимиром Владимировичем Путиным,
к которому мы пришли вместе с губернатором
Свердловской области Эдуардом Росселем…

Вместе с нами все эти круги проходили и специалисты
СУАЛа во главе с его президентом Виктором
Вексельбергом. Это человек, который и в частном
бизнесе энергично и заинтересованно решает вопросы
государственного масштаба, потому что работает на
будущее. Честно говоря, хотелось бы, чтобы он со
своей командой проявил интерес и к другим
направлениям возможной деятельности в Коми — не
только горнорудной, но и нефтяной, угольной… Тем
более что работа с минерально-сырьевыми ресурсами
является профессиональным направлением его компании.

— Владимир Александрович, насколько успешно
развивается сотрудничество Коми и Группы СУ- АЛ
сегодня?

В.Т.: Считаю, что республика не ошиблась в выборе
партнера. Думаю, и СУАЛ сделал правильный выбор,
придя в Коми. За пять плодотворных лет было добыто и
поставлено на уральские заводы более полутора
миллиона тонн тиманской руды. С открытием первой в
России после 1917 года частной железной дороги от
станции Чиньяворык до станции Тиман бокситы будут
отгружаться прямо с рудника. И в ближайшем будущем
на месторождении будут добывать до двух миллионов
тонн бокситов в год.

СУАЛ более 100 миллионов долларов инвестировал в
разработку месторождения и строительство железной
дороги, т.е. направил средства на развитие экономики
Республики Коми. В ОАО «Боксит Тимана» сегодня
работают более 250 сотрудников, на строительстве
железной дороги было занято более трех тысяч
человек. На 1 июля 2002 года за время строительства
дороги в бюджеты разных уровней, в том числе
республиканский и местные, поступило в виде налогов
220 миллионов рублей. Еще 280 миллионов получили в
виде зарплаты те, кто работал на стройке.

Средне-Тиманский бокситовый рудник с подведенной к
нему железной дорогой открывает большие перспективы
для решения проблем и во многих других отраслях,
внешне, казалось бы, отнюдь не связанных с горной
промышленностью и цветной металлургией.

И мы видим, что СУАЛ — это компания, построенная на
принципах комплексного подхода и уче- та взаимных
интересов, поэтому достигнутые результаты на Тимане
являются хорошей основой для долгого сотрудничества.

О том, что означает для Группы СУАЛ выход на
промышленную разработку бокситового месторождения в
Республике Коми и каковы перспективы развития
компании в России, рассказывает Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ,
президент ОАО «СУАЛ-Холдинг».

— Ваша компания работает в Коми уже пять лет. Как
изменился за это время ваш взгляд на Республику Коми?

— Мы пришли в Республику Коми за стабильностью
собственной сырьевой базы. Это был смелый шаг —
никто до нас не решался взяться за освоение
Средне-Тиманского месторождения. Далеко в зоне
северной тайги, без инфраструктуры, без дорог… Мы
считали себя достаточно сильными для того, чтобы все
это начать. Сегодня можно сказать, что мы с честью
вышли из всех испытаний. И более того, мы увидели
здесь такие перспективы, каких не ожидали. Сегодня
мы рассматриваем Республику Коми как стратегический
регион.

— Ваша компания завершила один из важных этапов
освоения Средне-Тиманского месторождения —
строительство железной дороги. Интересно, что
чувствуют владельцы единственной в России частной
железной дороги?

— Я чувствую, что мы сделали важное и нужное дело. С
завершением строительства этой ветки развитие
Средне-Тиманского бокситового рудника приобретет еще
большие масштабы. Конечно, для нас это были крупные
и рискованные инвестиции — после грандиозной стройки
века — БАМа никто не брался за строительство
железных дорог, так сказать, под ключ. И впервые в
послереволюционной России за реализацию такого
проекта взялась частная компания. Все эти «впервые»
создавали множество дополнительных сложностей. Но
сегодня мы можем поздравить себя и российскую
алюминиевую промышленность с настоящим успехом.

— В прессе часто стали появляться сообщения о том,
что Группа СУАЛ планирует строительство
алюминиево-глиноземного комплекса в Республике Коми.
Так ли это?

— Да, недалеко от Средне-Тиманского месторождения
планируется построить завод по переработке тиманских
бокситов. Мы будем производить глинозем и алюминий
рядом с месторождением, и это сделает эффективность
производства одной из самых высоких в мире. Сейчас
готовится технико-экономическое обоснование этого
проекта; ориентировочная стоимость комплекса
составит 2 млрд. долларов США. Проект имеет огромное
значение как для нашей компании, так и для
Республики Коми, ведь его реализация обеспечит
поступательное развитие всему региону. Это создание
рабочих мест, налоговые отчисления всех уровней,
развитие социальных проектов. Да и для всей страны
этот проект является не только показателем изменения
инвестиционного климата, но и отличной возможностью
для укрепления одной из стратегических отраслей —
алюминиевой промышленности.

Текст

Группа СУАЛ — это вертикально интегрированная,
сбалансированная компания, в состав которой входят
предприятия, ведущие добычу сырья и перерабатывающие
бокситы в глинозем, алюминиевые заводы и
производства, выпускающие готовую продукцию из
алюминия. В основе компании заложена идеология
связанности технологических процессов: каждый завод
продолжает цикл производства, начатого на предыдущем
предприятии.

— Одним из важнейших вопросов при создании в 1996
году ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания»
было обеспечение наших заводов отечественным сырьем,
— рассказывает первый вицепрезидент ОАО «СУАЛ
-Холдинг» Владимир Скорняков, — поэтому в 1997 году
мы стали акционерами ОАО «Боксит Тимана» и вложили
первые шесть миллионов долларов в строительство
рудника и автомобильной дороги на Средне-Тиманское
месторождение.

Разработка бокситового рудника, а затем
строительство к нему 158-километровой подъездной
железной дороги позволили полностью решить вопрос
обеспечения компании собственным бокситом. В
процессе строительства появилось решение о создании
рядом с месторождением глиноземного завода,
сделанные расчеты показали его высокую
эффективность. Однако еще более эффективным оказался
алюминиево-глиноземный комплекс. В феврале 2002 года
компания заключила договор с известной канадской
инжиниринговой фирмой «Hatch Associates» на
разработку предварительного банковского ТЭО и начала
его реализацию. В проект планируют заложить самые
эффективные технологии и современное оборудование,
применяемое сегодня на лучших заводах мира. Для
этого специалисты компании посетили ряд зарубежных
заводов, и сегодня ведутся переговоры с рядом
западных компаний о возможности применения их
технологий на новом заводе.

В связи с реализацией этого масштабного проекта
перед Группой СУАЛ встают и требуют разрешения
важнейшие вопросы, одним из которых компания считает
экологический.

— Наша компания очень бережно относится к природе, и
это не просто слова, мы доказываем это делом, —
рассказывает Владимир Скорняков. — При строительстве
железной дороги на рудник были соблюдены все нормы и
правила экологической безопасности. Республика Коми
известна бережным отношением к природе, и мы
стараемся не нарушить эту уникальную среду. По
рекомендации экологов Коми мы построили все мосты
для нашей железной дороги без опор. Что касается
алюминиево-глиноземного комплекса, то здесь мы
намерены использовать самые современные технологии.
Это будет, без преувеличения, завод будущего, и он
станет абсолютно безопасным для уникальных природных
условий Коми, как уже стала безопасной наша железная
дорога. Мы работаем в постоянном и тесном
сотрудничестве с республиканскими и федеральными
экологами, и это помогает нам проектировать
эффективное производство без ущерба для окружающей
среды.

Создание алюминиево-глиноземного комплекса в
Республике Коми — это самый крупный инвестиционный
проект не только для Группы СУАЛ и России, но это
один из самых мощных проектов в мире. Его реализация
позволит создать тысячи рабочих мест во время
строительства и эксплуатации комплекса. Республика
Коми и Россия получат сотни миллионов долларов
налоговых поступлений в бюджеты, что окажет
благотворное влияние на социальную ситуацию в
регионе. Кроме того, строительство комплекса — это
тысячи тонн металлоконструкций, труб, кабельной
продукции, строительных материалов, сотни тысяч
кубометров земляных работ, которые будут выполняться
различными предприятиями России.

Строительство алюминиевого комплекса в Республике
Коми — это укрепление экономической безопасности
нашего государства, улучшение социальной обстановки,
а также завоевание новых позиций российских
производителей алюминиевой продукции на мировом
рынке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры