издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Десять лет на финансовом рынке

  • Автор: Александр МАСАЛЬСКИЙ, Президент - Председатель Правления ОАО "ТрансКредитБанк"

ТрансКредитБанку — 10 лет. Он обслуживает практически все российские железные дороги и большую часть предприятий и
организаций железнодорожного транспорта. Специфика работы наших клиентов заставляет и Банк трудиться практически в
круглосуточном режиме. Если многие банки заканчивают рублевые операции в период от часа до трех часов дня, то ТрансКредитБанк
принимает платежи от предприятий Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) до шести часов вечера. А
ночью производятся инкассация выручки и бухгалтерская разводка ее на счета. Вот специфика работы ТрансКредитБанка, в остальном
же — это обычное акционерное общество, выполняющее роль головного расчетного Банка МПС России.

Поэтому, как все российские банки, он живет теми же заботами и проблемами, решает как простые, так и очень сложные задачи
укрепления и расширения своего бизнеса. По показателям первого полугодия текущего года чистые активы Банка составили около 13
млрд. рублей, собственные средства превысили 2,2 млрд. рублей, балансовая и чистая прибыли составили, соответственно, более 160 и
35 млн. рублей. На счетах клиентов сосредоточены средства в размере 7,8 млрд. рублей.

По итогам 2002 года ТрансКредитБанк предполагает сумму чистых активов довести до 15 млрд. рублей, собственные средства
должны превысить 4 млрд. рублей, балансовая и чистая прибыли составят, соответственно, 420 и 310 млн. рублей. Средства на счетах
клиентов вырастут почти до 11 млрд. рублей.

Начиная с 2000 года ТрансКредитБанк проводит целенаправленную работу по развитию региональной сети. Активная экспансия в
регионы напрямую связана с расширением возможностей Банка, увеличением доли его присутствия на основных сегментах рынка
финансовых услуг, переориентацией с решения только отраслевых задач на обслуживание широкого круга клиентов.

Сегодня структурные подразделения ТрансКредитБанка представлены в 60 городах России. В 2001 году были открыты филиалы в
городах Саратов, Ярославль, Калининград, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Астрахань. А всего за последние полтора года нам
удалось открыть 15 филиалов: в городах-миллионерах и в городах, где расположены Управления железных дорог страны.

Кроме того, ТрансКредитБанк приобрел пять дочерних банковских структур, в которых владеет долями от 68 до 80 процентов
акций. В основном это банки, обслуживающие российские железные дороги и создавшие на протяжении 10 лет свою инфраструктуру
для работы с клиентами в регионах. Крупнейшим из них является «МеТраКомБанк» в г.Ростове-на-Дону, имеющий большое
количество собственных филиалов. В частности, в 2001 году открыты его филиалы в городах Новороссийск, Краснодар и даже в г.
Москве.

В группу ТрансКредитБанка входят также «Востокбизнесбанк» в г.Владивостоке, банк «Юго-Восток» в г.Воронеже, «Ганзакомбанк»
в г.Санкт-Петербурге и «Читапромстройбанк» в г.Чите.

В нынешнем году мы планируем открыть два филиала в городах Пермь и Томск, а также 14 дополнительных офисов и восемь
операционных касс.

Помимо МПС России, клиентами ТрансКредитБанка являются крупные экспедиторские компании, которые работают на
железнодорожном транспорте, занимаются автомобильными и иными перевозками. В Банке обслуживаются ряд ведущих предприятий
горно-металлургической отрасли и связанные с ней компании. В последнее время Банк стал работать и с мелким бизнесом, а также с
предприятиями среднего уровня, представляющими различные отрасли народно-хозяйственного комплекса страны.

Среди крупных клиентов Банка можно назвать Нижнетагильский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты,
Первоуральский новотрубный завод, «Мострансагентство», торговый дом «Продимекс» и компанию «ТрансТелеКом».
Сотрудничество Банка с клиентами многоплановое, оно не ограничивается расчетно-кассовым обслуживанием. ТрансКредитБанк, как
современный финансовый институт, предлагает клиентам широкий спектр услуг, включая кредитование с использованием различных
кредитных продуктов (кредит, овердрафт, гарантии и т.п.).

Кредитный портфель Банка (без учета дочерних банков) за первое полугодие нынешнего года превысил 5 млрд. рублей. Основная
доля кредитного портфеля приходится на российские железные дороги (44,6 процента), предприятия системы МПС России (16,2
процента). Сейчас мы активно проводим работу по диверсификации кредитного портфеля. Уже есть первые результаты: доля
заемщиков, не связанных с МПС России (машиностроение, транспорт, торговля, лесная и деревообрабатывающая промышленности и
др.), составляет треть кредитного портфеля Банка, в том числе свыше 10 процентов кредитного портфеля приходится на
металлургические предприятия.

В рабочих планах ТрансКредитБанка — выход на российский рынок с собственными долговыми обязательствами в форме облигаций
с объемом эмиссии минимум 500 млн. рублей. Сегодня мы уже точно определили параметры такого займа и практически подготовили
проспект эмиссии.

В конце июня с.г. на собрании акционеров Банка было принято очень важное решение об увеличении уставного капитала банка на
1,7 млрд. рублей. Это — восьмая эмиссия акций банка, которая будет проведена в виде открытой подписки и позволит нам вдвое
повысить капитализацию. Сейчас мы начали процесс согласования проспекта эмиссии акций в соответствующих инстанциях.

Принимая во внимание хорошие финансовые результаты деятельности Банка, его достойное положение на рынке и динамичное
развитие бизнеса, мы не исключаем и появление новых акционеров. Скорее всего, среди них будут крупные предприятия металлургии,
машиностроения и других отраслей, поддерживающие традиционные технологические, производственные и хозяйственные связи с
предприятиями железнодорожного транспорта России.

После регистрации отчета об эмиссии акций, в соответствии с нормами действующего законодательства, продолжим работу по
выпуску облигационного займа.

Без сомнения, деятельность любого банка оценивается по уровню его работы с клиентами. И за этим стоят не только
профессиональные и вышколенные сотрудники банка, что очевидно и не подлежит обсуждению. В первую очередь, это тот пакет
услуг и продуктов банковского обслуживания, который банк предоставляет своим клиентам. ТрансКредитБанк старается не отстать от
требований сегодняшнего дня. Одними из первых в банковской сфере мы вплотную подошли к реализации ипотечного кредитования
сотрудников предприятий и организаций МПС России и железных дорог страны.

На основании «Концепции жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте на 2001 — 2005 годы» и «Правил
продажи жилья работникам железнодорожного транспорта», принятыми Министерством путей сообщения в 2001 году,
ТрансКредитБанк разработал и утвердил технологию ипотечного кредитования сотрудников МПС России. Списки претендентов на
приобретение (продажу) жилья формируются предприятиями железных дорог на основании заявлений-анкет железнодорожников,
которые затем направляются в ЗАО «Желдорипотека». После необходимых процедур «Желдорипотека» направляет в наш Банк списки
покупателей. А Банк уже самостоятельно формирует пакет документов покупателя и принимает решение о предоставлении ему
кредита. Срок предоставления кредита заемщику составляет не более трех банковских дней с момента подписания кредитного
договора. Сроки кредита — до 15 лет при 10-процентной ставке годовых и погашении равномерными ежемесячными выплатами.

Должен сказать, что реакция клиентов на предоставление такого рода банковских услуг превзошла все наши ожидания. А на очереди
— заканчиваем проработку совместного проекта с торговой компанией «Аристон» по финансированию под уступку денежного
требования. Проще говоря, наш Банк поможет клиентам приобрести любой товар в торговой сети «Аристон» в кредит.

Важным аспектом нашей работы с клиентами мы считаем все виды «карточных» проектов. В этой связи хочу еще раз напомнить, что
на базе нашего Банка создана отраслевая расчетная система МПС России. Поэтому приоритетным в области внедрения «карточных»
технологий является проект перевода заработной платы сотрудников Министерства путей сообщения и российских железных дорог на
банковские карты международных платежных систем VISA Int. и MasterCard Int. Это простой, быстрый, надежный и эффективный
способ выплаты заработной платы.

Реализуя данный проект, Банк активно создает сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных денежных средств держателям
пластиковых карт во всех регионах Российской Федерации. Так, к примеру, для сотрудников Московской железной дороги
ТрансКредитБанк установил банкоматы на всех железнодорожных вокзалах г.Москвы. А всего до конца нынешнего года в столице
будет установлено 25 банкоматов. Уже реализованы «зарплатные» проекты с предприятиями железнодорожной отрасли в городах
Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Ярославль и Саратов.

Вторым направлением развития «карточного» бизнеса в ТрансКредитБанке является выпуск и обслуживание целого ряда карт
международных платежных систем VISA Int. и MasterCard Int. для всех желающих. Каждый клиент может выбрать себе карточный
продукт по своему вкусу и потребностям: доступные VISA Electron и Maestro; практичные VISA Classic и MasterCard Standard;
(деловые) корпоративные VISA Business и MasterCard Business; престижные VISA Gold и MasterCard Gold.

Объем эмиссии Банка составляет около 50000 карт. В настоящее время мы приступили к эмиссии международных карт в филиалах
Банка, расположенных в городах Красноярск, Омск, Новокузнецк, Иркутск. Планируется, что все операционные подразделения и
дочерние банки ТрансКредитБанка будут предлагать клиентам полный спектр «карточных» продуктов уже к середине 2003 года.

Сегодня, на наш взгляд, несколько преувеличенно муссируются слухи по ситуации, связанной с решением Правительства
Российской Федерации о выходе госпредприятий до 1 июля текущего года из уставных капиталов коммерческих банков и передаче
своей доли Минимуществу России. Мы считаем, что в принципиальном плане выход государства из уставных капиталов коммерческих
банков — это рыночный шаг, шаг в правильном направлении.

Вместе с тем, когда мы говорим о ТрансКредитБанке, нельзя не учитывать его специфику. Я уже говорил, что Банк является
опорным, т.е. головным расчетным банком МПС России и всей инфраструктуры железнодорожной отрасли страны. На основе
региональной сети ТрансКредитБанка, учитывающей географию российских железных дорог и состоящей из 15 филиалов и пяти
дочерних банков, создана высокоэффективная, скоростная система расчетов. При этом 80 процентов платежей в рублях и 90 процентов
валютных платежей осуществляются практически в режиме реального времени с использованием автоматизированной банковской
системы. В среднем ежедневно предприятия отрасли проводят через Банк 3,5 — 4 тысячи платежей.

Поэтому, мне кажется, что к вопросу приватизации ТрансКредитБанка следует подойти спокойно и крайне осторожно, взвесить все
«за» и «против». Приватизация государственной доли в уставном капитале не должна быть самоцелью. В любом случае, она должна
быть, по меньшей мере, синхронизирована с начинающейся глобальной реформой МПС России, подобной которой наша страна еще не
знала.

Учитывая отлаженное функциональное и технологическое взаимодействие ТрансКредитБанка, финансовых служб МПС России и
российских железных дорог, было бы целесообразно, как мне думается, чтобы в дальнейшем Банк выполнял функции казначейства
будущего ОАО РЖД и предприятий отрасли.

Встречая юбилей, коллектив банковской Группы «ТрансКредитБанк» стремится создать такую системообразующую бизнес-
структуру, которая бы отвечала всем масштабным требованиям сегодняшнего дня и, главное, всегда помнила о своих клиентах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры