издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дальше в лес -- больше проблем

  • Автор: Николай ВОЛКОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Очередное заседание координационного совета по
лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу
ассоциации «Сибирское соглашение» состоялось недавно в
Иркутске. В нем участвовали
представители областей, краев и республик из 19
регионов, а также руководители крупных компаний,
властных структур Приангарья.

На обсуждение были вынесены насущные проблемы одной
из ведущих отраслей нашей экономики — реформирование
лесокомплекса. Суть его заключается в том, что на
самом высоком уровне — в правительстве, в Минприродресурсов
и в субъектах Федерации обсуждается проект
нового Лесного кодекса, вырабатываются условия для
эффективного лесопользования.

С основным докладом по этому вопросу выступил главный
лесничий Иркутской области Леонид Ващук. Основная цель
будущего законопроекта — уточнить формы собственности
на лесной фонд, которые сложились на данный момент,
— леса федеральные, сельскохозяйственные, Минобороны и
в малой доле региональные. Замечу кстати, что имущество
крупных и малых предприятий ЛПК давно скуплено частными
компаниями и фирмами, правда, сейчас происходит передел
собственности. У государства совсем не осталось акций,
и оно практически не может реально влиять на их
хозяйственную деятельность.

У федеральной власти остался единственный рычаг, чтобы навести
порядок в лесах: создать твердую, отвечающую интересам
страны и лесопромышленников законодательную базу,
усилить контроль и ответственность собственников за
использование лесных богатств. Этому и призван служить
новый Лесной кодекс.

Основополагающие идеи, которые закладываются в кодекс,
заметно отличаются от тех, что прописаны в ныне действующем
(с 1997 г.). Во-первых, все леса главного пользования будут федеральными,
за малым исключением — региональные в Москве и Санкт-Петербурге,
— и муниципальными (городские парки, зоны). Явно прослеживается
увеличение полномочий федеральных структур, против чего выступает большинство
губернаторов, — невозможно все вопросы решать только в
центре. Поэтому местные власти активно выступают за
разграничение полномочий.

Управления лесного хозяйства останутся федеральными
предприятиями, но круг их деятельности ограничивается
охраной, защитой и восстановлением лесов, промышленная
деятельность прописана неясно, как и финансирование. При
существующих условиях госбюджет выделяет на все нужды
лесхозов чуть более 30 процентов, остальное восполняется
заготовками древесины. Ранее ставки попенной платы за
отпуск леса на корню устанавливались в регионах и многие
арендаторы покупали большие участки по дешевке, их не
осваивали и перепродавали по более высокой цене. Намечается
ввести единую ставку попенной платы.

Предлагается передавать лесфонд промышленникам в концессии
на 99 лет, только по договорам, по конкурсу и на
аукционах. И все эти мероприятия проводить под строгим
контролем госструктур. Это относится и к безвозмездному,
льготному лесопользованию отдельных организаций и
населения.

Содоклад по проблемам реформирования лесного комплекса
в регионах сделал зам.губернатора Иркутской области
Александр Рудик. Он рассказал о тех мерах,
которые осуществляются у нас по сокращению теневого
бизнеса в лесном бизнесе. Главная задача реформирования
ЛПК — повысить эффективность лесопользования и тем самым
пополнить бюджеты всех уровней. Немаловажно и создать
благоприятную экологическую среду в крае, где большая
насыщенность предприятиями с вредными выбросами.

Уже в ближайшее время лесфонд будет передаваться в
аренду на 49 лет, а не на пять, как было раньше, причем
только на конкурсах и аукционах (на уровне области). Уже
формируется оперативная информационная система, которая
будет отслеживать весь поток древесины от заготовки,
транспортировки и допоставок на экспорт. Создание спецподразделений
по контролю за лесопользованием (лесная милиция) также уменьшит нарушения
в этой сфере.

Участники координационного совета МАСС высказали немало
деловых предложений, замечаний по проекту Лесного кодекса,
их направят в правительство и Госдуму. Общий настрой
специалистов по ЛПК Сибирского региона выразил представитель
Томской области, где дальше других продвинулись в реорганизации
лесного хозяйства: не следует делить собственность (лесфонд),
иначе одним достанутся елки, другим — палки, а третьим
— выжженная земля… Нельзя отлучать субъекты Федерации
от управления лесами, нужно четко узаконить полномочия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры