Сначала фронтовой, а дома колхозный грузовик
Так уж получилось, что Алексей Федорович мало что мог
вспомнить о своих родителях. Его мама умерла в 1924
году, когда Алеше было пять годиков, а отец пережил ее
всего на несколько лет. Всю тяжесть воспитания мальчика взял
на себя дедушка Алексей Яковлевич.
— Мой отец был крестьянином, — рассказывает Алексей Федорович.
Когда проводили коллективизацию, он работал не хуже
других, но попал под око доносчика. Пришлось расстаться
с личным хозяйством и отправиться на заработки в Зиму.
Во время железнодорожной аварии погиб на рабочем
посту.
А для Алексея с тех дней началась трудовая жизнь —
школьное детство после четвертого класса закончилось.
Не было одежды: ходил в одной рубашке, бывало, найдет старый мешок, вырежет
дырку под размер головы и рад такой робе. Пас мальчишка
коров, работал посыльным, ухаживал за конями, пахал
пашню. Смышленым рос, и его направили учиться на тракториста.
Было ему уже 17 лет, и с тех пор более полувека управлял
он различными механизмами.
Военная служба его началась в 1939 году, конечно же,
в автомобильном батальоне. С машиной своей и оказался
в 1941 году на фронте, под Вязьмой. Алексей Федорович
скромный и стеснительный человек. О войне и своем
участии в ней рассказывал редко и скупо.
— Ехали на фронт с хорошим настроением. Думали, что
за месяц-другой победим фашистов.
Когда стали разгружаться из эшелона, на нас налетели
немецкие бомбардировщики. Страшно даже представить теперь:
развороченные вагоны и машины, убитые и раненые,
огонь, копоть, кровь…
На фронте перевозили грузы в основном по ночам, водители
ориентировались в темноте по им известным приметам дороги.
Нельзя было включать свет, опасались обстрела, и поэтому
электропроводка и фары вообще были сняты, только в 1944
году на машины вернули фары. В темноте возили снаряды,
людей и снаряжение. Ответственность была очень большой.
Как ни берег Алексей вверенную технику, за военные годы
пришлось сменить четыре машины.
— Однажды мы получили новую технику. Сформировали колонну,
загрузили снаряды — и в путь-дорогу на линию фронта. Со
мной в кабине зампотех второй автобригады старший лейтенант
Сепаратов. Все водители начеку: дверцы кабин открыты,
одна рука на баранке, другая на дверке, ногой давишь
на газ. Немецкие самолеты, пролетая над колонной, вспарывают
пулями кабины, кузова.
… Алексей Федорович подивился потом: кабина словно
решето, но ни его, ни офицера пули не задели. Судьба
отвела беду от солдата. Пуля, пробив кузов, ящик, угодила
в вещмешок и застряла в полотенце. Ветеран сохранил
этот свинцовый «подарок» вместе с медалью «За боевые
заслуги».
— Не раз мы наезжали на мины, подрывались колеса, кабины,
кузова. Однажды слышу взрыв, и тут же словно огнем обожгло
живот. Почувствовал, как бежит кровь. Остановил машину.
Ко мне подбежали санинструктор и фельдшер. Наложили
повязку и собираются отправить меня в санбат. Но я уцепился
за баранку и настаиваю, что поведу машину… Через несколько
недель рана зажила.
Нелегка солдатская доля, особенно шоферская. Для них
домом и постелью служили машины. В холод и жару не расставались
они с баранкой. Так, на колесах, и въехал в побежденную
немецкую столицу простой сибирский парень. После победы
развозил продукты по Берлину, а сердце рвалось
домой. Еще до войны Алексей женился. Наташа работала
в колхозе и не знала ни дня отдыха, но для писем ему время
находила. После победы со дня на день ждала Алексея.
А жизнь, время распорядились иначе. Солдату еще достался
Дальневосточный фронт, война с Японией. До 1946 года
прослужил в Корее, занимался тем, чем занимаются в мирное
время: развозил на машине зерно, кукурузу, сою, людей.
Сколько было радости у родных, когда встретили Алексея
дома. Не до отдыха и теперь солдату. Получил колхозный
грузовик и стал колесить на нем по дорогам, полям и
перелескам. С возвращением мужчин колхоз стал подниматься
на ноги. Люди заводили личные подсобные хозяйства, лучше
одевались. У Алексея Федоровича и Натальи Алексеевны
прибавилась семья: родились два сына — Анатолий и Володя.
Как светились глаза мальчуганов, когда они забирались
к отцу в машину. Он сумел привить сыновьям любовь
к шоферской профессии. Оба работают на машинах. В 1973
году колхоз выделил ему «Жигули», и с тех пор этот верный
друг в строю. Ни одной царапины, ни одной аварии и на
личной машине, и на служебном транспорте. Потом переехал
в Железногорск, к детям, и 12 лет проработал механиком
в автотранспортном управлении «Коршуновстроя». У него
шесть внуков. А один из них, тезка деда Алексей, тоже пошел
по его стопам, закончил Братский индустриальный институт,
факультет эксплуатации автомобилей.
Счастливая и дружная была семья у фронтовика. Но война
и возраст взяли свое. Сначала умерла его жена, потом
и ветеран. Не дожил до нынешнего Дня Победы. Многих
сегодня нет с нами, да и самые молодые герои войны уже
стали стариками. Они нуждаются в нашей поддержке и словом
и делом.