издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полк назывался запасным

  • Автор: Борис МАРТЫНОВ, пресс-группа областного совета ветеранов

— Да, все годы войны служил механиком в запасном авиационном
полку близ станции Сейм Горьковской железной дороги.
Теперь это город Володарск. Запасной-то запасной. А
вот едва не попал под трибунал военный. Таков закон
военного времени.

Неохотно, но все же спокойно поведал эту довольно неприятную
историю 80-летний отставной подполковник авиации, ныне
председатель совета первичной ветеранской организации
при ЖЭУ-22 Октябрьского округа города Иркутска Юрий
Георгиевич Воробьев.

Вот как это было. После подготовки группы истребителей
ЛА-5 для отправки на фронт один из самолетов рухнул
на землю…

ЧП взбудоражило весь авиаполк. Воробьев три дня искал
на месте происшествия аварийную деталь, как он предполагал,
один из несущих элементов самолета — лонжерон. И
нашел. После проверки новой партии самолетов на Горьковском
авиазаводе убедились в недоработке этой конструкции,
усилили лонжеронную часть.

Когда началась война, еще дома, в Иркутске, он попытался
поступить в областной аэроклуб и уйти добровольцем на
фронт, даже прибавил себе год. «Сначала закончи восьмой
класс», — сказали. Закончил. Тогда и определили его
в летную школу при аэродроме у села Оек, а затем направили
на краткосрочные курсы сержантов в Иркутскую военную
школу авиамехаников. Первый выпуск этих курсов вскоре
оказался в запасном авиационном полку на станции Сейм.

Вновь прибывших построили на плацу. К ним обратился
невысокого роста полковник, коренастый, вся грудь в орденах
(как потом узнали, полковник Акуленко был награжден
за сражения в небе Испании).

— Он приободрил нас: «Кто проявит себя умелым, грамотным
авиатехником, тех направим в лучшие эскадрильи», — Воробьев
о чем-то задумался, чему-то улыбнулся.

Инженер-полковник запасного полка вскоре назначил Воробьева
старшим механиком в третью эскадрилью. Подчинил ему
выпускников других училищ Бивзюка, Клюшкина, Шипова,
Шешукова. Так начались для сибиряка фронтовые будни
в тылу.

К ним слетались потрепанные в боях эскадрильи. Здесь
их пополняли собранными из дельтадревесины (древесно-слоистый
пластик) истребителями конструкции Лавочкина. Каждому
механику полка приходилось готовить и полностью оснащать
от 3 до 15 самолетов.

Всякое бывало тогда, на войне. Как-то в полк одновременно
прибыли известные асы — Иван Иванович Блохин и Иван
Никитович Кожедуб. Блохин оказался спокойным и неторопливым,
а Кожедуб, в противоположность ему, резкий и порывистый.
На новых самолетах они попросили нарисовать «картинки».
Кожедуб предпочел красные звезды по числу сбитых немецких
самолетов. Блохин на одном борту заказал корзину с
котятами, а на другом — кошку в прыжке.

— Когда готовили этот самолет, — с улыбкой вспоминает
Юрий Георгиевич, — случился внезапный выхлоп масла
и фюзеляж забрызгало. Все ухохотались, когда Кожедуб
сказал Блохину: «Ну, тезка, не успели твои котята вылететь,
как уже обмарались». Блохин невозмутимо воспринял ту
дерзость, а механики были спасены от наказания.

Летчикам запасного полка также было вменено готовить
кадры для боевых действий. Время от времени, чтобы инструктора
не теряли навыков воздушного боя, их отправляли в действующую
авиацию. Каждый из них брал с собой и механика. Несколько
раз за спиной пилота вылетал на фронтовые операции и
Юрий Воробьев. Однажды на Украине, в районе города Белая
Церковь, пилот решил атаковать появившийся немецкий
самолет. Тут же вступил в бой и второй наш самолет. Но
противнику в условиях облачности удалось сманеврировать
и скрыться.

— Пойди теперь докажи, что во время войны и ты бывал
во фронтовой полосе и принимал участие в бою, — сетует
Ю.Г. Воробьев. — В военных архивах и следа не найдешь
подобных вылетов.

Так и остался Юрий Георгиевич непризнанным участником
Великой Отечественной войны. Ныне он, как уже сказано,
подполковник в отставке, ветеран Вооруженных Сил.

Вернемся однако в 1945 год. Война на исходе. В авиаполку
новые цельнометаллические ЛА-9. Их, как и всю запасную
авиабригаду, переводят на один из аэродромов Подмосковья.
Поступила команда: подготовиться к первомайскому воздушному
параду над Красной площадью в Москве. За Воробьевым
закрепили спарку командира авиабригады Холопцева. Опустим
все дни подготовки и скажем, что первомайский воздушный
парад удался: над Красной площадью — любо посмотреть
— пролетели 90 самолетов авиабригады.

На аэродроме, в Астафьеве, все волновались. Холопцев
благополучно приземлился первым и, не выключая двигателя,
выскочил из кабины и на «Виллисе» спешно отправился на
КП. Воробьев в момент занял его место в кабине и вырулил
самолет на стоянку. Техник другого звена удивился сноровке
товарища. Потом в газете «Сталинский сокол» был репортаж
с первомайского парада. Он-то и стал прологом к предстоящему
Параду Победы, к которому готовились с особой тщательностью
и усердием. Но в тот день, 24 июня 1945 года, ранним
утром начал моросить дождь. Низкая облачность не позволила
летчикам пройти парадным строем над Красной площадью.
Затем в его службе были другие воздушные парады реактивных
самолетов.

А тогда, в 1945-м, Юрия Воробьева и Михаила Скулобердина
направили на аэродром Чкаловский в Государственный Краснознаменный
НИИ, где они изучали реактивные двигатели немецкой конструкции.
За годы войны ему неоднократно довелось побывать и
в летно-испытательном институте в Жуковском. Здесь он
и познакомился с техником Зинаидой Николаевной,
с которой они перед Днем авиации 17 августа 1947 года и
справили свою свадьбу.

В родной Иркутск семья Воробьевых вернулась в 1956
году. Он продолжил военную службу в ИВАТУ инструктором
по эксплуатации самолетов и двигателей, начальником
группы перелетов. Экстерном защитил диплом, получил десятки
свидетельств о внедрении оригинальных рационализаторских
предложений. Еще 14 лет были отданы любимому делу. А
после увольнения с армейской службы стал преподавателем
начальной военной подготовки в Иркутской средней школе
N 26. Переквалифицировалась и Зинаида Николаевна и 22
года работала в Доме моделей мастером высшего класса.
Их дочь Людмила, закончив Ангарский техникум прикладного
искусства, все время до пенсии работала художественным
модельером. А сын Владимир пошел по стопам отца. Двадцать
два года прослужил авиатором в Киевском и Белорусском
военных округах.

Таких неординарных, замечательных людей называют однолюбами.
Золотую свадьбу они отмечали семьей в скромной своей
квартире из двух комнат, где живут более тридцати лет.
И украшена она солнечными пейзажами Прибайкалья, написанными
акварелью и маслом умелой рукой Юрия Георгиевича Воробьева,
как он сам говорит, неузаконенного ветерана Великой
Отечественной войны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры