Ах, эти ножки балерин...
Прелестное зрелище! Другое определение для спектакля «Тщетная
предосторожность», поставленного в музыкальном театре имени Загурского,
найти трудно. Его сюжет, созданный на либретто Доберваля и музыку
немецкого композитора Гертеля, пришел к нам из Х1Х века. Он напоминает
пастушечью пастораль, полную любовного томления и милой игры. Где еще, как
не в балете, можно насладиться феерией нежнейших, трогательных чувств,
незамутненных бытовыми проблемами.
Простая история уводит зрителей в мир безмятежных и непорочных
отношений. Омрачаются они лишь несущественными препятствиями, которые
и нужны на сцене только для того, чтобы создать внешнее подобие конфликта,
без которого не может обойтись ни один любовный сюжет. Таков жанр
«Тщетной предосторожности», в котором не так важно правдоподобие,
красота его пластического выражения. Он призван рождать чувство
прекрасного, некоторую отстраненность от сценического проявления
подлинных страстей.
Сценическую редакцию балета в музыкальном театре осуществил постановщик
из Улан-Удэ, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия Анатолий
Голышев. В работе ему помогали балетмейстеры-репетиторы Людмила
Цветкова и Марина Демьяненко. Сценография заслуженного деятеля искусств
Бурятии Михаила Болонева, оркестр под управлением дирижера Елены
Коломиец восстанавливают в спектакле атмосферу, которой славился этот балет
с момента его первой постановки в России. Противостояния добра и зла в нем
нет, зато существуют яркие характеры, которые требуют от исполнителей
незаурядного актерского мастерства.
Сколько предосторожности надо было проявить влюбленным, чтобы спрятать
от Марцелины — матери Лизы свои отношения друг к другу. Актеры Мария
Стрельченко — Лиза и Сергей Полухин — Колен (исполнители первого
премьерного спектакля) бывают нежнейшими в танце, когда остаются вдвоем.
Их легкие движения полны лиризма, любовного томления. В поддержках,
прыжках, пируэтах они напоминают сказочных эльф, парящих в ярких лучах
солнца. Совсем по-другому проявляют они себя в присутствии Марцелины:
изобретательные влюбленные предстают перед матерью образом самой
невинности, подчиненной ее воле. Для артистов балета очень важна мимика, и
молодые исполнители умело ею пользуются, мгновенно переходя от
лирического состояния к упрощенно-бытовому.
По традиции, заведенной со дня основания этого балета, роль Марцелины играл
актер-мужчина. На иркутской сцене в день премьеры этот образ блистательно
исполнил Юрий Щерботкин. Нет, он не был злой матерью, вынуждающей дочь
выйти замуж за нелюбимого. Ей (ему) просто хотелось, чтобы она жила в
достатке и была счастлива. Эта мама — создание немалой величины — сама по
себе имела грозный и устрашающий вид, но, надо отдать должное актеру, на
сцене он был женственным, не лишенным кокетства и обаяния. Вразрез всей
танцевальной партитуре спектакля в момент торжества она /он/ пускается в
пляс, в котором ритмическое постукивание каблучков очень напоминает
чечетку.
Оживляют действие балета заслуженный артист Владимир Яковлев в роли
Мишо и его сыночек Никез — актер Вячеслав Гладких. Папа по сюжетной линии
выступает в роли подтанцовывающего и в силу своего преклонного
сценического возраста может выкинуть только коленце-другое, а вот сынок —
напомаженный молодой человек — тот порхает, стремительно кружится, но в
пируэтах все время промахивается мимо цели. Эта обаятельная парочка придает
спектаклю очарование, необходимое в качестве противовеса его лирико-
любовной линии.
На фоне простых декораций, состоящих из рисованного задника и порталов,
напоминающих лес, подруги Лизы и друзья Колена — артисты балета, являют
собой их достойный антураж. Юноши и девушки, милые «пастухи и
пастушки», они создают атмосферу любовной идиллии, не омраченной
переживаниями или сложным проявлением чувств. В танцевальном ритме,
изящных позах и легком скольжении по сцене актеры выражают чувственное
начало спектакля, а все вместе становится его стилистической
характеристикой и декоративным украшением.
Наверное, не случайно новый сезон театр открыл премьерой балета,
поставленного с хорошим вкусом и той изящной простотой, которым
отличается подлинное произведение искусства. Главный момент в своей
творческой жизни театр отдал балетной труппе, заявив тем самым, что слухи о
ее профессиональной некомпетентности явно преувеличены. Балет доказал, что
он умеет исполнять не только отдельные номера или танцевать одноактные
спектакли. Он научился создавать полноценные сценические произведения, в
которых классический танец выражен в гармонии, которая называется
настоящим балетом.