издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области

  • Автор: Комитет по жилищной политике администрации Иркутской области

В Российской Федерации идет процесс реформирования жилищно-
коммунального хозяйства. Наряду с другими регионами, Иркутская область так
же активно включилась в процесс преобразований. В настоящий момент уже
сделан ряд серьезных шагов, направленных на реформу данной отрасли.

Одним из первых шагов на пути реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в Иркутской области было принятие «Концепции областной
государственной жилищной политики». Данная концепция в рамках управления
жилищным фондом определяет деятельность управляющих компаний —
организаций любой формы собственности, владеющих и управляющих
собственным жилищным фондом, а также управляющих жилищным фондом,
переданным им в доверительное управление другими собственниками в целях
осуществления эффективного управления. Уже в этом году в области стартовали
«пилотные» проекты по управлению жилищным фондом. Одним из основных
направлений деятельности «пилотных проектов» в сфере жилищной политики в
Иркутской области является переход от принципа восстановления и ремонта
жилья к принципу его сохранения. Текущее обслуживание жилья управляющими
компаниями осуществляется с использованием принципа «Хозяин дома».

«Хозяином дома» является лицо, осуществляющее обслуживание группы домов,
находящихся в ведении управляющей компании. В настоящее время в
обязанности «хозяина дома» (или управдома, как в г.Ангарске) входит
сохранность жилищного фонда, текущее содержание и обслуживание жилых
домов и придомовой территории. Так же «хозяин дома» проводит активную
работу с жильцами, направленную на повышение уровня собираемости
квартирной платы, стимулирование населения на сохранность мест общего
пользования и многое другое. Основным преимуществом данной системы
является оперативность и качество выполнения заявок жильцов (в том числе
обслуживание в вечерние часы, удобные для жильцов, а в экстренных случаях — и
в ночное время). Жильцы могут обратиться во внерабочее время по домашнему
телефону, передать срочное сообщение, после чего оперативно принимаются
меры по ликвидации аварии, что существенно отличается от технологии работ,
применяемых предприятиями жилищного хозяйства в настоящее время. Кроме
того, работа с населением предполагает:

— организацию молодежи на поддержание порядка;

— улучшение состояния придомовой территории путем привлечения к
работе жильцов.

Наряду с этим, вводятся показатели оценки качества выполняемых работ во
взаимоотношениях между управляющей компанией и «хозяином дома»

В результате внедрения управляющих компаний в сферу управления
жилищным фондом ожидается ряд позитивных экономических и социальных
результатов:

— Повышение качества обслуживания жилищного фонда.

— Повышение степени удовлетворенности населения обслуживанием
жилищного фонда.

— Максимизация доходов от использования жилищного фонда.

— Минимизация расходов на содержание жилищного фонда.

— Снижение стоимости жилищных и коммунальных услуг,
предоставляемых населению.

— Обеспечение уровня комфортности жилья и придомовой
территории.

— Повышение срока службы зданий.

— Повышение степени занятости жилищного фонда.

Следующим шагом на пути реформирования ЖКХ Иркутской области было
принятие Закона области «Об основных параметрах перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг в Иркутской области». Существует мнение,
что с принятием этого закона на плечи населения перекладываются затраты на
содержание системы жилищного хозяйства и ничего больше. Однако это не так.
Необходимость принятия вышеуказанного закона вызвана действующим
законодательством Российской Федерации, на основе которого формируются
межбюджетные отношения с субъектами РФ.

Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг учитываются при рассмотрении вопроса оказания
финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации. Без поддержки из федерального бюджета администрация
области в настоящее время не в состоянии оказывать финансовую помощь
муниципальным образованиям на содержание объектов жилищно-коммунального
хозяйства.

Кроме того, переход к новым условиям оплаты жилья и коммунальных
услуг позволит улучшить финансовую ситуацию в жилищно-коммунальной
сфере за счет средств обеспеченной части населения и определить
государственную поддержку нуждающимся. При этом будет достигнута
социальная справедливость, когда более обеспеченные слои населения
оплачивают жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, а
малообеспеченные — получают субсидии на оплату этих услуг.
Наряду с этим, в областной администрации разрабатывается закон
Иркутской области «О социальной защите населения», в рамках которого
значительно упрощается процедура получения субсидий и предусматривается
возможность снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги
ненадлежащего качества или неоплата населением неполученных жилищно-
коммунальных услуг.

Третьей составляющей реформирования ЖКХ Иркутской области является
«Областная государственная целевая программа развития коммунальной
теплоэнергетики Иркутской области». Программа направлена на решение
технических, технологических и экономических проблем коммунальной
теплоэнергетики Иркутской области в рамках единого системного подхода.
Основными целями программы являются реконструкция и модернизация
существующих котельных и тепловых сетей с целью предотвращения
возможности возникновения аварийных ситуаций в коммунальной
теплоэнергетике области, а также снижение затрат на производство тепла
городов и населенных пунктов области.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что процесс реформирования
жилищно-коммунального хозяйства на территории Иркутской области состоит из
комплексных подходов, направленных на значительное улучшение данной
отрасли. О следующих этапах реформы читайте в следующем номере.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры