Замороженный лес
С осени лесопромышленники Приангарья испытывают нехватку
полувагонов для отгрузки своей продукции, причем большая
ее часть идет на экспорт. На складах и железнодорожных
станциях лежит несколько сот тысяч кубометров круглого
сортимента, пиломатериалов. Замороженная таким образом
древесина осложняет работу предприятий леспрома, их финансовое
положение. А в конечном счете создает социальную
напряженность в рабочих поселках и городах, где предприятия
ЛПК являются градообразующими.
Руководители предприятий бьют во все колокола, обращаясь
в управление ВСЖД, к региональным властям, надеясь решить
эту острую проблему. К сожалению, на местном уровне не
удается поправить ситуацию с подачей вагонов. В начале
ноября губернатор области Б. Говорин обратился к министру
МПС Г. Фадееву с письмом, в котором настаивает на принятии
исчерпывающих мер по выделению нужного количества вагонов
для отправки лесопродукции.
Борис Говорин считает, что Восточно-Сибирская железная
дорога оказалась в неравных условиях по сравнению с другими
дорогами в использовании полувагонов. Вместо них выделяют
в основном железнодорожные платформы, на которые нельзя
грузить пакетированные пиломатериалы, а балансы вообще
увеличивают простои и коммерческие затраты. Только в октябре
ВСЖД не получила 8009 полувагонов для отправки всех
грузов, в том числе 2594 — леса.
В ближайшее время по этому вопросу состоится совещание МПС,
Минтранспорта России с участием Союза
лесопромышленников. Активно подключился к этому и областной
Союз, который приводит удручающие факты по нарастанию
леса, скопившегося на подъездных путях лесного
комплекса. Так, за 10 месяцев текущего года заготовки
деловой древесины возросли на один миллион кубометров,
выпуск пиломатериалов — на 300 тыс. кубов, целлюлозы
— на 90 тысяч тонн. Но эта валютная продукция лежит без движения, накручивая
убытки на производителей.
В целом заявки лесозаготовителей на подачу вагонов ВСЖД
выполняет не более чем 63-67 процентов. Думается, что местные
железнодорожники не исчерпали всех своих возможностей. На
эту мысль наводят и такие цифры: с начала года отправлено свыше
4 млн. кубометров древесины, что вдвое больше, чем в 2001
году. Значит, полувагоны находят, но обеспечивают ими свои
коммерческие структуры. Они, похоже, имеют
приоритет перед крупными предприятиями, отчего страдают
бюджеты всех уровней и, конечно, сами лесопромышленники.
Как разорвать этот порочный круг, пока не знает никто,
все уповают на МПС.