издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Его поет Сибирь

Не каждому человеку, завершившему земной путь, удается оставить после себя
дело, которое будет носить его имя. Иркутский народный хор, созданный 22
года назад, сегодня называется именем Владимира Шульги.

Пять лет назад не стало музыканта, который сочетал в себе талант
концертмейстера, хормейстера, дирижера, солиста и замечательного
организатора, создавшего на протяжении жизни несколько хоров. Шульга умел
объединять людей разных возрастов любовью к народной песне, ее напевности,
мелодичности и зажигательной удали. Он прививал любовь к хоровому пению,
которое рождает в человеке прекрасный мир музыки, очищающей и
возвеличивающей душу. Сегодня эта любовь переросла в фестивали хорового
пения, которые проводятся в день памяти о замечательном музыканте.

Фестиваль состоялся и в этом году. В концертном зале областной филармонии
начинался он с выступления хора имени Шульги и его песни о Сибири. С
видеопроекции, где друзья музыканта вспоминали о нем, как о яркой личности,
неукротимо жаждущей жизни. Каждый рассказывал о своих впечатлениях
от общения с ним, интересных эпизодах, оставивших след в памяти. Говорили о
неординарности поступков музыканта и своем удивлении перед талантом,
который сравним с душой народной.

Музыке Владимир Шульга начинал учиться в школе-интернате музыкантских
воспитанников, куда определил его отец. Сердобольная мама, озабоченная
царящей там строгой дисциплиной, забрала мальчика, а гармошку, которая
была его любимой игрушкой, запирала в наказание за шалости. Он терпеливо
ждал, когда останется в доме один, способом, ведомым только ему, отпирал
замок, доставал заветный инструмент и начинал самозабвенно играть. Он забывал,
что в мальчишеском мире есть много других увлекательных вещей.

Когда повзрослел, поступил учиться на дирижерский факультет Иркутского
культурно-просветительского училища. Казалось бы, не самое престижное
образование, какое можно получить. Но он был талантлив, и этот талант проявлялся
во всем. В армии, кроме своей незаменимости в музыкальных жанрах, в
умении быть «от скуки на все руки», он начал самостоятельно заниматься
пантомимой, а номер, посвященный памяти Марселя Марсо, пользовался
неизменным успехом у сослуживцев.

Музыку он начал сочинять, когда вернулся в Иркутск и стал
преподавать в родном училище. Его песни на слова Нелли
Перфильевой сначала запели студенты, потом их
подхватили другие хоры. Они стали основой репертуара, в котором славился
родной край, любовь к его истории. Их пели в клубах и Дворцах культуры всего
города. Одним из лучших в семидесятые годы считалась «Русская песня» ДК
имени Гагарина, руководила которым Нина Мищенко. Шульга пришел к ней в
качестве концертмейстера, а когда руководитель уехала жить в Улан-Удэ,
заменил ее. Каково было удивление Мищенко, когда она услышала на
фестивале в столице Бурятии свой сохранившийся, окрепший хор.

Владимир Шульга каким-то чудесным образом успевал везде и мог работать
сразу в нескольких местах. Он преподавал в училище, был аккомпаниатором у
отдельных вокальных групп и у известного в свое время танцора Николая
Исаева, друга Михаила Годенко, с которым вместе они мечтали создать в
Иркутске ансамбль песни и пляски. В молодые годы он успел объехать
множество стран. Шульга был в Германии, Монголии,
Японии в то время, когда далеко не каждый добивался разрешения выезда за
границу. Артисты наперебой приглашали его работать с собой еще и потому,
что он мог подхватить мелодию любой страны мира, знал множество песен и
был своеобразной музыкальной энциклопедией народного творчества.

В 1980 году в Иркутске открылся Дворец культуры профсоюзов — своеобразный
генератор самодеятельного творчества. В его стенах все кружилось, пело,
танцевало и играло. Дворец объединил детей и взрослых, каждому мог
предложить занятие по способностям. Там и создал Владимир Шульга свой
хор, который по уровню звучания вскоре не уступал профессиональному.
Этот хор подружил его и с Геннадием Заволокиным, который, приезжая в
Иркутск, непременно заглядывал к нему на огонек, где музыканты
начинали общаться на языке музыки. Они брали инструмент, и
начиналась игра замечательных исполнителей. Одну и ту
же мелодию они могли исполнить каждый по-своему. Сколько души слышалось
в них!

Казалось, везде, где появлялся Владимир, начинала звучать музыка. И дома
— со своей женой Валентиной, которую приглядел когда-то в юношеском хоре, со
своими тремя дочками — мог устроить настоящий музыкальный дивертисмент.
Ни один праздник не обходился без семейного концерта и музыкального
сюрприза. Юная Валечка, смотревшая поначалу на своего мужа, как на бога, и
мечтавшая только об одном: чтобы ему было хорошо и уютно в доме, как-то
услышала от мужа: «Почему ты сидишь дома? Ты можешь
многое». И Валентина, выросшая в хоре Дворца пионеров, хормейстер по
образованию, пришла во дворец и начала создавать детские хоровые студии и
главное свое детище — хор «Ангара». У их девочек тоже музыкальное
образование — этот мир создал для них папа, которого они сегодня считают
своим любимым учителем и наставником.
При жизни у Владимира Шульги было очень много друзей, оказавшихся
верными ему и после смерти. Трудно назвать артиста, который бы в Новый год
не мечтал о том, чтобы его работу на елочке озвучивал именно он. И в
драматическом театре, когда в спектакле на сцене понадобилась живая музыка,
ее исполнителем мог быть только Шульга. В многообразии его увлечений и
работ трудно выбрать приоритетную. Приоритет был определен после
кончины.

Друзья организовали подписной лист на установление памятника на могиле и
назвали хор его именем. Они в течение пяти лет проводят фестивали хоров,
которые начинаются с выступления коллектива имени Шульги и его
песни о Сибири. Это счастье — оставить о себе такую память!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры