К партнерству в лесном бизнесе
В Иркутской областной администрации создается рабочая группа по выработке положений общественной организации -- ассоциации лесопромышленников. Руководитель рабочей группы -- зам.главы областной администрации Александр Рудик. Сегодня с ним беседует корреспондент "Восточки".
— Чем вызвана необходимость принятия нового Лесного
кодекса страны и какие плюсы это даст лесопромышленной
отрасли Иркутской области?
— Принятие нового Лесного кодекса — давно назревший
вопрос. Эта отрасль — единственная, положения которой
никак не регулировались последние 15 лет. По сути, мы
живем совсем в другой стране, а действующий Лесной кодекс
— один из самых старых регулирующих документов. Он не отражает
произошедших в государстве изменений и не отвечает новым
условиям ведения хозяйства.
Кодексом прежде всего будут разграничены полномочия
между субъектами и федерацией. Это даст и области и
стране привязку правил лесопользования к новым экономическим
условиям, расширит возможности привлечения инвестиций,
которых так не хватает. Прозрачными и предсказуемыми
должны стать действия власти в отношении инвестора.
В любом случае принятие нового Лесного кодекса — это
плюс. Другое дело, что остаются вопросы по проекту кодекса,
которые пока не сняты.
— Известно, что обсуждение концепции проходило на заседании
совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Какие мнения высказывали специалисты?
— В конце октября прошло уже второе заседание по изменениям
в управлении лесным комплексом. Первое состоялось весной,
где обсуждалась принципиальная позиция членов ассоциации
«Сибирское соглашение». Второй совет стал единственным
продолжением этого обсуждения. Не все принималось единогласно,
поэтому пришлось даже создать согласительную комиссию,
чтобы выработать окончательное решение. А от этого зависит
многое в формировании окончательного варианта кодекса.
Ведь 45-50 процентов лесов страны — это как раз территория
Сибири. Не учитывать мнение «Сибирского соглашения»
просто нельзя.
Если коснуться подробностей обсуждения, то на заседании
совета говорилось о необходимости передачи управления
лесами в единое ведомство. Пока еще лесами управляют
две структуры. Второй момент — создание условий для инвестиций,
в первую очередь, путем предоставления участков в длительную
аренду, а не так, как сейчас, на 5 лет. И третий момент
— недопущение устранения субъектов РФ от управления
лесным комплексом. Ведь в одном из вариантов концепции
предлагалось принципиально другое.
— В какой все-таки позиции оказываются хозяйствующие
субъекты Иркутской области при усилении вертикальной
структуры власти и как в таком случае можно защитить
отрасль от потерь?
— На самом деле хозяйствующие субъекты обойдутся без
потерь. Больше страдает субъект РФ из-за того, что удлиняется
цепочка принятия решения. Ставятся пока не понятные
для них административные барьеры. Но что так будет в
окончательном варианте — это не факт. Для того и заседает
совет «Сибирского соглашения», чтобы не было столь неоправданно
жесткой вертикали подчиненности в лесном комплексе,
как предлагает Министерство природных ресурсов. Из Москвы
ведь не всегда видно, что у нас делается, и не всегда
можно принять единственно правильное решение.
Мы выступаем за то, чтобы сохранить старую систему, за
исключением безвозмездного пользования, но обязательно
увеличить эффективность этого пользования. Сейчас что
получается? Передавая в аренду, мы не контролируем исполнение
этой аренды, потому что договоры заключают лесхозы.
Мы не видим этих договоров и не имеем права их расторгать.
Теперь, если уж мы принимаем решение, то должны иметь и
право решение отзывать или требовать неукоснительного
исполнения его.
Необходимость передачи лесного комплекса в ведение федерации
обусловлена исключительно целесообразностью отстроить
собственную вертикаль власти. Но это не во всем приведет
к эффективности управления лесами. Ведь львиная доля
нарушений происходит по вине специальных уполномоченных
органов федеральных ведомств. Мы считаем, что целесообразнее
передать эти функции регионам. Здесь необходимость обусловлена
тем, что на месте легче контролировать процессы, происходящие
в лесном комплексе. Но с четким распределением обязанностей
между областными властными структурами и хозяйственниками.
Контролировать, как рубится дерево, убирается просека,
должен лесхоз. А мы определяем, продолжить договор
с этим хозяйственником или нет.
— Ваше предложение по созданию партнерства лесопромышленников
региона в таком случае — мера вынужденная или оптимизирующая
уже идущие процессы?
— И то, и другое. Вынужденная потому, что до сих пор
нет единой политики в Сибири по работе с лесом, что
негативно влияет на ценообразование. Все кинулись продавать
в Китай, а лес-то у нас один — российский, а не иркутский
или красноярский. Нескоординированность действий в ситуации,
когда где-то есть переизбыток лесных ресурсов, где-то
недостаток, — и в результате полная разбалансировка
политики, экономические потери.
Создание ассоциации лесопромышленников сибирских территорий
— это мера и оптимизирующая уже идущие процессы. Пример
— подобная ассоциация на северо-западе страны. Консолидация
пошла уже естественным путем, просто хочется, чтобы
осуществилось это и быстрее, и более цивилизованным
образом. Но партнерство само по себе — не работающий
механизм, а общественное объединение. Члены ассоциации
получают соответствующие преференции, к примеру, от
тех же органов государственной власти и органов местного
самоуправления, не члены — не получают. Но член партнерства
должен блюсти определенные правила, согласованные с
государством. Например, не покупать лес за наличный
расчет. Или, скажем, покупать лес только известного
происхождения. Здесь достаточная доля условности, но
тем не менее, я думаю, что большую часть теневого бизнеса
мы вытеснить сможем.
Элементарная проблема — нехватка подвижного состава
— решается гораздо проще, если ты член ассоциации.
Есть задумки по созданию соответствующих фондов, специализирующихся
на развитии отрасли и конкретных экономических проектов.
— Как в таком случае будет выглядеть союз корпораций,
владеющих лесными предприятиями на территории области
и ведущих имущественные войны?
— Если будут утверждены соответствующие правила ассоциации
и ее члены будут соблюдать определенные правила по отношению
друг к другу, проблем не будет. Тем более мы надеемся,
что в нее войдут такие компании, как «Илим Палп Энтерпрайз»,
«Континенталь Менеджмент». Мы, как инициаторы создания
ассоциации, хотим, чтобы ее штаб-квартира была в Иркутске,
а не в Новосибирске — столице федерального округа.
У нас значительно больше лесов и лесоперерабатывающих
предприятий. Хотелось бы видеть в партнерстве представителей
всех областей нашего Сибирского округа.
Что касается первоочередных задач этой новой структуры,
это координация экспортной политики, повышение цен
на китайском рынке, на японском. Это перераспределение
мощностей по заготовке и переработке, то есть, я думаю,
это положительно скажется на рентабельности предприятий
и на сокращении доли теневого бизнеса. Кроме того, дополнительные
поступления налогов, дополнительные рентные платежи
и улучшение состояния экономики региона в целом. Ведь
доля лесного бизнеса только в Приангарье составляет
23% от общего объема производства.