Испорченные земельным вопросом
Когда-то один из литературных героев Михаила Булгакова высказался в том смысле,
что москвичи — неплохой народ, но вот квартирный вопрос их испортил. Глядя на
нынешнюю политико-экономическую карту России и несколько перефразируя классика,
можно сказать, что российские депутаты тоже хорошие люди, но многих из них испортил
вопрос земельный. Точнее, земельно-денежный. Так как вот уже год в стране идет
земельная реформа, землю разрешено продавать в частную собственность, и каждому
российскому региону (местным законодателям) по отдельности надо лишь решить, как
распорядиться своей собственностью. (Речь пока идет
не о свободном рынке земли, а о
праве приватизированных предприятий выкупить находящиеся под ними земельные
участки).
Грубо говоря, обсуждаются всего два подхода: земля — собственность государства
(края, области, города), и продать ее в частные руки нужно как можно дороже; и земля —
важный фактор экономики и эффективный рыночный инструмент, а потому реальная ее
цена должна увязываться с особенностями конкретного региона. И тех и других примеров
в стране уже предостаточно, равно как и первых последствий хода земельной реформы.
По закону до 1 января 2004 года все предприятия, ныне пользующиеся землей на
правах бессрочной аренды, должны или выкупить свои земельные участки, или
продолжать их арендовать. Цена же выкупа земли привязана к ставке земельного налога и
может устанавливаться местными законодателями в диапазоне от 3 до 17 ставок. Много
это или мало? К примеру, в Иркутске при цене в 17 ставок земельного налога за один
гектар земли предприятиям придется выложить по миллиону рублей. Ставки земельного
налога разнятся от региона к региону, но выкупные суммы в любом случае теоретически
набегают весьма значительные, и соблазн пополнения местного бюджета возникает перед
каждым депутатским корпусом.
Слово «теоретически» в предыдущем предложении появилось не случайно. В ожидании
больших денег Хабаровский край, Московская, Липецкая, Пермская, Самарская,
Новосибирская и еще целый ряд областей уже приняли максимальные ставки выкупа
земельных участков. Однако чуда не произошло, и выкупать землю по таким ценам
предприятия отказываются. Ведь мало того, что это очень дорого, но деньги на выкуп
земли придется изымать из оборотных средств предприятия, а это катастрофически
ударит по эффективности производства. С другой стороны, предприятие, не владеющее
собственной землей, а лишь арендующее ее, минимально привлекательно для инвесторов.
Такому предприятию гораздо труднее получить кредиты под залог недвижимости, а у
собственника нет стимулов развивать инфраструктуру и вообще вкладывать деньги в
основные фонды, расположенные на чужой (государственной) земле. Ведь отношение
государства к частному капиталу как к дойной корове у нас до сих пор «живее всех
живых», и сколько бы чиновники ни говорили с высоких трибун о защите прав частной
собственности, практика упорно учит предпринимателей держаться подальше от
«объятий» власти.
Очень характерные события с явно скандальным оттенком произошли недавно в
Свердловской области. Там чиновники областного правительства своей властью решили с
2003 года поднять ставку арендных платежей сразу в 8 (восемь!!!) раз. Одно-единственное
решение сразу поставило на грань жизни и смерти практически всю местную
промышленность. И если на недовольство мелких и средних предпринимателей в столице
Урала давно перестали обращать внимание, то тут взбунтовались уже промышленные
гиганты. Генеральный директор компании «Объединенные машиностроительные заводы»
Каха Бендукидзе заявил о невозможности вести бизнес на территории Свердловской
области и возможном выводе производственных мощностей завода «Уралмаш» за пределы
Екатеринбурга. И напрасно чиновники говорили о необычайной ценности
екатеринбургской земли и стремлении высокой арендной платой подтолкнуть предприятия
к выкупу земельных участков по максимальной цене в 17 ставок земельного налога.
Предприниматели не оценили этих усилий по добровольно-принудительной приватизации
земли и намерены стоять на своем: либо земля и воля, либо медленный исход капитала из
области. «Для нас это совершенно неподъемно. Ни мы, ни «Уралмаш», ни самое
благополучное предприятие в Екатеринбурге по таким ценам землю не выкупит и уж тем
более не сможет арендовать», — говорит финансовый директор машиностроительного
завода им. Калинина Андрей Портнов.
На этом фоне не могут не радовать примеры иного рода. Исходя из того, что
инвестиции идут лишь в предприятия, твердо стоящие на своих ногах (земле),
администрация Томска сделала прозрачными все процедуры по оформлению прав
собственности и понятными ставки выкупа земли, четко разбив землю на ценовые зоны.
Огромный административный натиск пришлось преодолевать депутатам Астраханской
областной думы, отказавшимся утвердить десятикратные ставки земельного налога для
выкупа участков. В своем решении они исходили и из неизбежного падения
инвестиционной привлекательности области, и из ограниченности оборотных средств
предприятий, и из значительного снижения конкурентоспособности астраханской
продукции после отнесения стоимости земли на стоимость производства.
И тем более отрадно, что 30 октября сразу подавляющее большинство депутатов
Законодательного собрания Иркутской области проголосовало за принятие минимально
допустимых по Земельному кодексу ставок выкупа земельных участков предприятиями:
для Иркутска эта цифра должна составить 5 ставок, для остальных городов — 4 и для
сельской местности — 3 ставки земельного налога. К сожалению, данный законопроект,
основанный на детальных экономических расчетах, не нашел пока понимания в областной
администрации, и нужно повторное голосование для окончательного утверждения закона.
Но есть все основания надеяться, что на сессии областного Заксобрания 18 декабря
экономически перспективные ставки будут все же утверждены, а область избавится от
искусственных барьеров для развития местной промышленности. А то слишком уж часто
у нас получается ни богу свечка, ни черту кочерга.