Качество - основа успеха
Об ускорении ввода автомобильной дороги Чита
— Хабаровск идет разговор на самом высоком уровне. И
это не случайно, так как строящаяся магистраль
откроет широкие возможности реализации
программы развития Сибири и Дальнего Востока.
Прошел ровно год с момента нашего первого
совещания на иркутской земле, и сегодня можно
подвести некоторые итоги деятельности за прошедший
период. С удовлетворением хочется сказать, что
многие из поднятых на том совещании вопросов нашли
свое отражение в работе по проектированию и
строительству в 2002 году. К примеру, внесены
коррективы по перепроектированию мостового полотна,
стали более активно использоваться современные
технологии и материалы, такие как пенополистирол,
конструкции из металлических труб большого диаметра и
др. Только нынче взамен мостов введено в
эксплуатацию восемь альтернативных искусственных
сооружений, что позволило значительно сократить
сроки строительства.
Несомненым успехом считаю и разработанную технологию
круглогодичной отсыпки земполотна, и использование
местных материалов для устройства дорожных одежд.
Проектно-изыскательские работы велись в соответствии
с утвержденным титульным списком. Совместная работа
дирекции и ИркутскгипродорНИИ позволила полностью
обеспечить документацией участки строительства 2002
года. Окончено также проектирование 13 объектов
протяженностью 140 км, планируемых к финансированию
за счет средств первого займа ЕБРР. Всего за
нынешний год разработаны и утверждены проекты на 49
новых объектов протяженностью 336,9 км, в том числе
4702,2 погонных метра мостов.
В настоящее время заканчивается проектирование,
согласование и утверждение инженерных проектов на
участки дороги, включенные в проект финансирования
за счет второго займа ЕБРР. Это участки от пос.
Сбега до пос. Могоча (483-596 км) и от пос. Тахмыгда
до пос. Невер (943-1006 км). Завершена работа по
формированию планов проектно-изыскательских работ на
2003 год. По объектам проектирования готовятся
конкурсные торги на строительство.
Основной задачей плана проектных работ 2003 года
является окончание проектирования тех участков, на
которых работы не велись, а также второй стадии
строительства. При этом особое внимание мы должны
обратить на исполнение проектов в соответствии с
требованием международных кредитных организаций.
На прошлогоднем совещании отмечалось, что
выполнение столь непростой программы во многом
зависит от внедрения новых технических и
технологических решений, конструкций и материалов,
научного и инженерного сопровождения строительства.
К сожалению, все эти компоненты отстают по времени
от темпов строительства. Одна из причин — отсутствие
нормативной базы, регламентирующей ведение как
научного, так и инженерного сопровождения
строительства. Разработанная в 2001 году МАДИ,
ИркутскгипродорНИИ и СоюздорНИИ программа введена в
действие только в октябре текущего года. При этом
ни самой программой, ни распоряжением, ее утвердившим,
не определено главное — источник финансирования.
Вторая проблема, о которой шла речь на прошлом
совещании, была проблема утверждения в Росавтодоре
регламента проектирования дороги с учетом
повышенных требований и особенностей строительства.
Одной из таких особенностей является стадийность
строительства. В настоящее время более 800 км дороги
построено либо строится по первой стадии. Основной
объем (в пределах 400 км) введен в эксплуатацию 5-7
лет назад. При существующем уровне содержания
земляное полотно на отдельных участках утратило
геометрию, дорожная одежда поизносилась. Отсюда
вывод: требуется совершенно иной подход к
проектированию второй стадии строительства,
который бы обеспечил исправление допущенных на этих
участках дефектов, доведение дороги до современных
требований. На это и давайте обратим самое
пристальное внимание.
10 лет ОАО «ИркутскгипродорНИИ» ведет проектирование
автодороги Чита—Хабаровск. За этот период институт
от традиционных методов проектирования с применением
стандартных проектных решений перешел на качественно
новый уровень работы. Внедрение международной
системы качества ИСО-9001 позволило перейти к
нестандартным методам проектирования и получить
колоссальный опыт работы с международными кредитными
организациями, в частности Европейским и
Международным банками реконструкции и развития.
Мы гордимся, что являемся генеральной проектной
организацией первой стройки России, и готовы
сотрудничать в тесном контакте со всеми
ее участниками для достижения общее цели.