Там, где кончается асфальт
В июне 2001 года на совещании, проведенном
полномочным представителем президента РФ в
Дальневосточном федеральном округе Константином
Пуликовским и первым заместитилем министра
транспорта Игорем Слюняевым, была озвучена задача, поставленная
президентом, —
к концу 2003 года обеспечить сквозной проезд по
автодороге «Амур».
Совместно с ИркутскгипродорНИИ нами разработана
программа строительства автодороги с выделением двух
очередей. По первой (2001-2003 г.г.) необходимо
построить 581 км на участках, где отсутствует
сквозной проезд. Это устройство земполотна и
искусственных сооружений. Общая стоимость трехлетней
программы — 15,6 млрд. руб. в ценах 2000 г.
Вторая очередь (2004-2008 г.г.) — это 646 км на
участках, где в настоящее время используется сеть
местных дорог. Она включает также устройство
асфальтобетонного покрытия. Общая стоимость
четырехлетней программы — 27,3 млрд. руб.
Произведенные в ходе разработки программы расчеты
показали, что обеспечение сквозного проезда в 2003
году возможно при условии увеличения (по сравнению с
2002 годом) темпов строительства как минимум в три
раза.
Такая вот арифметика. А теперь несколько слов о том,
что сделано в текущем году. Строительно-монтажных
работ выполнено на сумму 3342 млн. руб., из них чуть
более двух миллиардов рублей по вводным объектам,
остальные ушли на задельные участки 2003 года.
Для выполнения программы 2002 года, обеспечения
задела на 2003 год и сквозного проезда по
«пионерной» дороге было задействовано более 140
экскаваторных комплексов, численность работающих
достигала 5 тыс. человек.
Как и планировалось, в уходящем году введено 120,4
км автомобильной дороги и 1453 погонных метров
мостов. Из них по участкам Читинской области
— 41,7 км, Амурской — 78,7 км.
Кроме того, построено 40 мостов, 287
водопропускных труб, установлено 438 дорожных
знаков, около трех тысяч сигнальных столбиков и 65
км барьерного ограждения.
Лидируют среди подрядчиков ФГУП УДС N1 (47,8 км),
ЗАО «Труд» (25,8 км), ОАО «Запбамстроймеханизация»
(18,2 км), ЗАО «Илан» (13,6 км), ОАО «ПМК-111» (12,9
км). Хочу также отметить высокое качество подготовки
отдельных объектов к вводу фирмами УДС N1, ЗАО
«Труд», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «ПМК-111». В
то же время имеет место отставание от графиков ввода
объектов в экслуатацию по причине неготовности
мостовых сооружений. Из-за недофинансирования
программы строительства без задела
остались не только участки автомобильной дороги, но
и мосты.
Это значит, что для ввода в следующем году 382 км и
обеспечения сквозного проезда необходимо не пять,
как предусмотренно бюджетом, а минимум 12,4 млрд. руб.
И как можно оперативней открыть финансирование для
оплаты за выполненные работы, а также выделения
авансов для организации мостовых работ.
В этой ситуации весьма важным становится вопрос о
привлечении займа Европейского банка реконструкции и
развития. Работа по оформлению и получению
денежных средств от ЕБРР начата нами еще в июле 2001
года. За этот период проведено обоснование
инвестиций на строительство участка 720 — 863 км,
выпущены инженерные проекты на соответствующие
участки дороги, готовятся материалы на проведение
подрядных торгов по реализации инвестиционных
проектов. Думаю, что окончательное решение вопроса
по оформлению займа и получению денежных средств
от ЕБРР окажет серьезную поддержку бюджетному
финансированию в решении поставленной президентом
задачи по обеспечению сквозного проезда.
Не могу не остановиться еще на одном вопросе.
Согласно принятой концепции строительства
транзитное движение в период 2004-2006 гг. на
участках общей протяженностью 565,6 км будет
осуществляться по сети местных дорог, что,
соответственно, увеличит нагрузку на них от
транзитного транспорта и потребует дополнительных
затрат на их содержание и восстановление.
Особую озабоченность вызывает состояние местной
сети на участке от пос. Сбега до пос. Могоча,
протяженностью 146 км. Стокилометровый участок
этой дороги не входит в сеть территориальных дорог,
никем не содержится и не ремонтируется.
В качестве альтернативного варианта мы предлагаем
выполнить пионерный проезд в пределах полосы отвода
дороги «Амур» по участку 483 — 544 км и тем самым
соединить населенные пункты Сбега и Давенда.
Поддержание технического состояния дороги для
безопасного проезда на период строительства
возложить на подрядную организацию, осуществляющую
строительство этого участка.