Ева не ела яблока?
Хосе Мануэль Видал, El Mundo, Испания
В Италии издательством «Piemme» опубликована книга Роберто
Беретта и Элизабетты Броли «Одиннадцать заповедей».
Итальянских журналистов консультировал Джанфранко Равази, известный миланский
теолог, специализирующийся на изучении Библии. А сами журналисты —
Роберто Беретта и Элизабетта Броли — работают в газете «Avvenire»,
являющейся официальным органом Папской библейской комиссии. Так
что авторы книги — это не какие-то три еретика-самозванца, а вполне
уважаемые люди, заручившиеся благословением и напутствием Ватикана.
В своей книге «Одиннадцать заветов» они собрали около 60 ошибочных
высказываний, общих мест, ложных сведений или неправильных
интерпретаций, встречающихся в тексте Библии и передаваемых
христианами из поколения в поколение. При написании книги авторы в
качестве источника пользовались открытиями, сделанными в последнее
время и принятыми Церковью, о которых пока еще не знает основная
часть верующих. По мнению Энрике Мирета, президента Ассоциации
теологов имени папы Иоанна XXIII, «всегда существовало две ветви
веры: одна из них принадлежала образованной элите, следившей за
новыми открытиями, касающимися библейского учения, а другая —
простым людям, которых на протяжении долгих лет держали в
неведении, возможно, для того, чтобы не вызывать у них негодования».
Но сегодня библейский ревизионизм проник уже и в саму Церковь.
Яблоко Евы. Фрукт, сорванный Евой, из-за которого все человечество
было изгнано из Рая, — это не яблоко. И причина этого проста: там, где, по
предположению, находились сады Эдема, яблоки не росли. Подобное
недоразумение произошло из-за ошибки оставшегося неизвестным
издателя Библии, который перевел «malus-malum» («зло» или «фрукт») как
яблоко. И лишь с этого момента «яблоко Евы» стало яблоком. По мнению
иудеев, она сорвала инжир, орех или плод рожкового дерева;
православные христиане полагают, что это был апельсин. Протестанты во
всем винят мед, а мусульмане считают, что Ева предложила Адаму
выпить стакан вина.
От ковчега к подводной лодке Ноя. Ковчег, который Ной построил по
велению Божьему, чтобы спасти всю свою семью и каждой твари по паре
из тех, что заселяли землю, был вовсе не кораблем, а, скорее, неким
подобием подводной лодки. Потому как всемирный потоп — это не потоп,
а своеобразный «водяной бутерброд»: небесный океан обрушился на
Землю, дабы обратить ее в первородное море. Ной же оказался между
земным и небесным водяными потоками и должен был выполнить
возложенную на него Богом миссию. Кроме того, ливень продолжался не
сорок дней, а целый год и десять дней. Более того, Ной взял с собой не
каждой твари по паре, а семь пар «чистых» животных и всего лишь одну
пару «нечистых».
От Красного моря к Горьким озерам. Евреи, преследуемые воинами
фараона, не перешли Красное море по дну, когда Моисей проложил им
дорогу своим посохом, как это показано в знаменитых сценах фильма
режиссера Сесила В. де Милля (речь идет о черно-белой картине «Десять
заповедей», снятой в 1956 году. — Прим. пер.). Все оказалось гораздо
прозаичнее, и на другой берег евреи перешли в месте, носящем название
Горькие озера, или Тростниковое море, которое и само по себе неглубокое,
и переходили они его во время отлива. А остановил египетских
солдат именно начавшийся прилив. В XIII столетии Джон Виклиф
правильно перевел на английский язык название Тростникового моря как
«Reed Sea». Спустя три века Лютер cпутал это название с «Red
Sea», что на английском означает Красное море, его ошибка живет и по
сей день.
От десяти заповедей — к двенадцати. Традиционно считается, что
божественных заповедей, записанных на скрижалях и переданных Яхве
на горе Синай Моисею, было десять, но это не так. Заповедей было 12, и
получил их не Моисей. Современные исследователи Библии утверждают,
что заповеди рождались постепенно, одна за другой, и начали
окончательно выкристаллизовываться как единое целое лишь к VII веку
до Р.Х, в то время как исход евреев из Египта и годы жизни Моисея
датируются приблизительно 1200 годом до Р.Х. Более того, семь
последних заповедей уже были известны и изучались еще в Египте.
Иудеи по-прежнему запоминают двенадцать заповедей, в то время как
католическая церковь учит лишь десяти заповедям, собранным святым
Августином Блаженным и утвержденным в XVI веке церковью. Десять
заповедей — как десять пальцев на руках.
От манны к смоле. Манна, ниспосланная Богом посреди пустыни своему
народу для утоления голода, была вовсе не какой-то чудесной едой, а
неким смолистым веществом. И по сей день его можно найти на
некоторых кустарниках, растущих в зоне Синая, стоит лишь запастись
чуточкой терпения. Как говорится, когда хочется есть — хлеб черствым не
бывает.
Ни Иерихонской трубы, ни кита, в чреве которого жил Иона. Стены
древнего города Иерихон вовсе не обрушились от звука труб иудейских.
Во время Исхода ни самого города, ни его стен уже не существовало. И
пророка Иону, по велению Господа отправившегося в Ниневию, чтобы
известить жителей этого города о каре, которую Бог готов на них
обрушить за неверие, кит не глотал. В тексте Библии был всего лишь
использован литературный оборот: здесь говорится о том, что простой
человек, погрузившийся в раздумье и обратившийся к Богу, может стать
пророком, способным преодолеть любые препятствия.
Святой Иосиф: от плотника к каменщику. Миллионы католиков
уверены, что Святой Иосиф — мнимый отец Иисуса Христа
— был плотником, женившимся на Марии, будучи уже сильно в летах. Ничего
подобного. Иосиф был кем-то вроде техника-строителя и женился он на
Марии, когда ему было от 18 до 25 лет от роду.
Ни волхвов, ни Вифлеемской звезды, ни яслей. Волхвы, пришедшие
поклониться новорожденному Иисусу, волхвами не были, и было их вовсе
не трое. На самом деле до сих пор не найдено достоверных доказательств
их существования, хотя они по-прежнему раздают сладости детям и
приносят им подарки (католическая церковь отмечает 5 января день
приношения волхвами даров новорожденному младенцу, и именно тогда,
а не на Новый год или Рождество всем детям дарят подарки, а процессия
волхвов разбрасывает конфеты пришедшим встречать ее малышам.
— Прим. пер.). Кроме того, не было и звезды, которая привела бы волхвов к
воротам Вифлеема, и в городе они конечно же ничего не нашли: не было
там ни хлева, а в нем — ни быка, ни осла, которые могли бы уступить свои
ясли, чтобы новорожденный мог согреться. История с волхвами
встречается лишь в апокрифических Евангелиях и является не более чем
священной сказкой.
Иисус родился не 25 декабря, и не ночью, и не в первом году новой эры
по тому календарю, по которому все мы живем, а в 5 или 7 году до нашей
эры. Подобная ошибка произошла по вине монаха VI века Дионисия
Малого, неправильно рассчитавшего календарь.
И умер Иисус не в возрасте 33 лет. В католической пословице
говорится: «Тридцать три возраст Христа минус один год». Но это
неправда. Существуют подтверждения тому, что Иисус Назарянин был
распят 7 апреля 30 года нашей эры и на тот момент ему было 36 или 37
лет. А кроме того, в противовес всему, что говорится о его пути с
крестом на Голгофу, трижды он не падал, Вероника не обтирала пот с его
лица своим платком, и вполне возможно, что Иисус в момент распятия
был наг. И внешне он больше всего напоминал самого обычного еврея и
не был похож на те изображения, что сохранились в классической
иконографии.
И Петр не отрекался трижды, и Павел не падал с лошади. И в
Евангелиях, и в христианской традиции сохранились некоторые истории
из жизни апостолов, но они не правдивы. Сцена, когда Павел,
преследовавший христиан из Дамаска, упал с лошади, существует лишь
на картинах Караваджо. Это всего лишь живописное
изображение обращения к истинному Богу апостола язычников. Не было
и знаменитого троекратного отречения Петра от своего учителя, после
которого прокричал петух. Ни Петр не отрекался, ни петух не кукарекал.
Эта история лишь аллегория отхода апостолов, уверенных в том, что
Царство Божье должны силой установить ангелы, и неспособных принять
распятие от своего учителя.