Сергей Колесников: "Для депутата Государственной Думы не должно быть "чужих" избирателей"
За несколько дней до Нового года депутат Государственной Думы
академик Сергей Колесников пригласил на беседу к себе в Восточно-
Сибирский центр СО РАМН журналистов из областных СМИ.
Сергей Иванович рассказал о наиболее важных вопросах, которыми
сегодня занимается российский парламент. В их числе законопроект,
определяющий судьбу российской энергетики. По настоянию группы
«Народный депутат», в которую входит и Колесников, рассмотрение этих
документов отложено. «Нардепы» потребовали, чтобы прежде состоялось
принятие законопроекта, один раз уже отклоненного Советом Федерации,
о регулировании тарифов естественных монополий. Сергей Колесников и
его коллеги настаивают на том, чтобы тарифы естественных монополий
регулировались и государством, и региональными органами власти. Они,
кроме того, должны устанавливаться на год вперед во избежание каких-либо
потрясений. Пока этот закон не принят, рассматривать пакет документов
по энергетике бессмысленно. Колесников полагает, что до конца года
электроэнергетику «трогать» не будут. Дальнейшее зависит от хода
избирательной кампании. Депутаты будут исходить из того, насколько для
них это опасно или безопасно…
Второй важный вопрос — реформа жилищно-коммунального хозяйства.
Сергей Иванович заявил, что документ, который подготовлен ко второму
чтению, реформой не является. Все льготы оставлены, в том числе в
сельской местности. Впервые в бюджет заложены деньги на их
выполнение. В Иркутскую область планируется впервые направить 357
миллионов рублей на эти цели. Есть там еще одна важная деталь.
Адресность! Адресные компенсации. Богатый должен платить за бедного.
Льготы богатым должны отменяться. Они будут платить по полной
программе, и это, как в большинстве цивилизованных стран, позволит
выделять компенсации социально ущербным слоям населения. Так что
ничего плохого этот закон пока не несет. Но там нет принципиально
важной вещи. Там нет механизма развития рыночных механизмов в
жилищно-коммунальной сфере.. А без рыночных отношений говорить о
какой-либо реформе бессмысленно. Монополист остался монополистом.
Реформу оплаты труда, которая затевается Министерством труда и
социального развития, Колесников тоже реформой не считает. По его
мнению, это очередная попытка сбросить ответственность с
государственных органов на муниципальное звено. В так называемой
реформе вводится порядка шестидесяти ведомственных систем оплаты
труда. А в каждом ведомстве вводится еще по десять — пятнадцать
фиксированных нормативов. Да еще дается право все эти нормативы
вводить самостоятельно в субъектах федерации. Ничего, кроме
социального потрясения, эта «упряжка», в которой «телега» оказалась
впереди «лошади», не принесет. Реформа действительно нужна. Но
прежде всего надо провести реформу межбюджетных отношений, в
которой будут введены минимальные федеральные стандарты. Надо
определить в качестве оплаты труда минимальный прожиточный
минимум. Следует задать, кроме того, минимальные нормативы. А
максимальные должны определяться руководством предприятия по
согласованию с коллективом, что и закладывается в коллективный
договор. А уже потом можно проводить реформирование оплаты труда.
Сергей Колесников вместе с комитетом охраны здоровья настаивает на
том, чтобы это не вводилось с первого октября будущего года и чтобы
предварительно был проведен эксперимент на отдельных территориях. А
для подготовки серьезного документа по реформированию оплаты труда
следует создать специальную комиссию с участием представителей
профсоюзов и депутатов Госдумы. Пока же Министерство труда мотивы
реформирования объяснить не может.
Сергей Иванович заявил, что, к сожалению, в следующем году не будет в
полном объеме выполняться закон об обеспечении ветеранов и инвалидов
лекарствами. Средств для этого выделено примерно столько же, сколько и
в прошлом году, — недостаточно. По его подсчетам, будет удовлетворено не
более 40% потребности. Поэтому основной упор должен быть сделан на
адресности предоставления лекарств тем людям, которые в этом
нуждаются в первую очередь — тем, кто наименее обеспечен материально.
Возникла суперкризисная ситуация по выплатам зарплат бюджетникам.
Задолженность муниципалитетов составляет в Иркутской области
около 700 млн. руб. Касьянов радостно заявил, что обнаружил 100 млрд.
руб. в резерве. Но он намерен направить эти деньги на погашение
внешнего долга. Колесников считает, что это неправильно. Такой
необходимости нет. Сначала надо с внутренними долгами рассчитаться.
Поэтому деньги следует направить на погашение долгов по зарплате в
муниципальной сфере.Телеграмму с требованием выделить средства на
погашение долгов по зарплате он направил в правительство из Чуны, где
находился в момент, когда там шли акции протеста учителей и чуть не
остановилась больница. Уже позже другие депутаты сделали по этому
поводу коллективное заявление. Поскольку Сергей Иванович опередил их
со своей инициативой, то его подписи в коллективном воззвании не
оказалось.
После рассказа о государственных заботах народных избранников Сергей
Колесников ответил на вопросы журналистов. Мы публикуем ответы на
наиболее интересные из них.
— Некоторые члены Совета Федерации, в частности губернатор
Новгородской области Прусак, считают, что главной причиной
тягостного экономического положения страны является крах
экономической реформы Грефа. Что вы думаете по этому поводу?
— Если говорить об общей концепции правительства, то она сводится к
тому, чтобы убрать регулирующую роль государства в экономике и
сделать государство исключительно политическим органом.
Вторая проблема, которую создал Греф, связана со снижением
налогообложения в производственной сфере с тем, чтобы привлечь
инвестиции. Но эта реформа оказалась абсолютно непоследовательной.
Снижение налогообложения ударило по социальной сфере. Возникли
проблемы с профилактикой заболеваний, с летним отдыхом. С другой
стороны, отменена инвестиционная льгота, что практически остановило
приток инвестиций в промышленность. И если в предыдущие два года
инвестиции опережали рост валового внутреннего дохода, то в этом году
ситуация изменилась к худшему. Так что можно говорить о крахе
концепций, которые предложил г-н Греф.
Есть еще одна тенденция,
которую я критикую. Это стремление освободить государство от
социальных гарантий. Перевести на самообеспечение образование и
медицинское обслуживание — сделать их платными. Здесь и перевод
предприятий ЖКХ в унитарные, что позволит их банкротить и закрывать.
Это сомнительный путь, который может привести к краху образования и
медицины. Еще одна абсолютно ложная концепция — погашение во что бы
то ни стало внешнего долга. Никто с нас императивно не требует возврата
внешних долгов. Требуют возвращения процентов, что принято во всем
мире за норму. Необходимо менять вектор с внешнего долга на
внутренний.
— Вы сказали, что документ, который готовится по ЖКХ, сохраняет
льготы. Касается ли это военных, которых лишили всех льгот,
пообещав, что они будут компенсированы денежным содержанием? В
результате военные больше потеряли, чем приобрели.
— Я имел в виду льготы для отдельных категорий населения. Что касается
государственных служащих, к которым приравнены военные, то я
являюсь сторонником перевода всех льгот для них в денежное
содержание. Все равно эти льготы не обеспечиваются федеральным
финансированием и ложатся бременем на муниципальные власти. Что
касается именно военных, то здесь я с вами абсолютно согласен. Идея
перевести военных в категорию государственных служащих со всеми
льготами государственных служащих и с одновременным повышением
зарплаты принадлежит депутату из нашей группы Андрею Ивановичу
Николаеву. Но произошли сбои в Министерстве финансов, механизм
увеличения зарплаты был отработан не до конца, и военнослужащим
недоплатили. На этот вопрос уже ответил на днях президент, пообещав,
что выравнивание денежного содержания военнослужащих, чтобы они не
теряли материально, обязательно произойдет. Здесь имеется в виду и
инфляционная компенсация, и реальный прирост зарплаты. Это задача
будущего года. А вот то, что сняты непомерные льготы с генералитета, с
высшего командного состава, я считаю абсолютно правильным. Это
позволит лучше жить низкооплачиваемым военнослужащим.
— Одним из событий заканчивающегося года было избрание мэров,
глав муниципальных образований в Иркутской области.
Наступившая зима показала, что далеко не все территории
обзавелись грамотными руководителями. Люди мерзнут не только в
Усть-Куте. Как вы полагаете, не пора ли перейти к назначению
мэров?
— Считаю, что поскольку губернатор несет ответственность за область, то
он должен формировать свою команду и на территориях области. Если
муниципальные руководители будут назначаться, с них и спрашивать
можно жестче. Я сторонник именно такого подхода. И когда на днях
Владимир Владимирович Путин заявил, что ответственность за
замерзающий Усть-Кут должен нести и губернатор, то здесь, на мой
взгляд, президент путает уровни власти — муниципальную и
государственную. Задача государственной региональной власти дать
деньги муниципалитетам, чтобы они работали. В Усть-Кут закачано денег
столько, сколько не получил ни один муниципальный субъект. Огромные
деньги выделены на приведение в порядок ЖКХ. Деньги практически
ушли в песок. Разве губернаторское дело следить за тем, каким углем
топят котельную, соблюдаются ли технологии? Это обязанность
муниципальных властей. К сожалению, у нас до сих пор нет механизма
страховки, механизма судебных исков к людям, которые не обеспечивают
эффективную работу. Вот это одна из задач — ввести такой механизм,
материальную ответственность за безграмотное управление.
— Сергей Иванович, знаете ли вы, чем закончилась встреча
губернатора с собственниками Коршуновского ГОКа и ЗапСиба?
— Пока нет. Но из предварительных встреч позиция губернатора стала
совершенно ясной. По моим сведениям, губернатор в достаточно жесткой
форме потребовал нормализации положения: хватит играть вокруг
градообразующих предприятий. Эти игры вызывают серьезные
нарушения в бюджетной политике муниципальных образований и
проецируются на бюджетную политику области. У губернатора есть
законодательные рычаги, которые позволяют воздействовать на
предприятия. Конечно, насилие нежелательно. Но в данном случае нет
иного выхода. Уже полгода стоит Коршуновский ГОК. До смеха доходит.
Начинают закупать концентрат дороже в другом месте, лишь бы
поставить на колени градообразующее предприятие и перевести его в
иную форму собственности. Губернатор вызвал собственников и провел с
ними разъяснительную работу. Полагаю, что они умные люди и поймут,
что конфликт желательно урегулировать как можно скорее.
— Как вы оцениваете ситуацию, которая создалась в
Законодательном собрании в связи с законом о земле?
— Существует два подхода. Первый подход: сделать землю максимально
дорогой. Чтобы ее не покупали, а арендовали. Тогда у власти всегда есть в
кармане деньги. Второй подход: быстро все распродать. Дешево. И
получать земельный налог, который значительно ниже, в десятки раз ниже
арендной платы. Сомнительное достоинство второго подхода в том, что
сразу удастся получить некоторое количество денег, которые немедленно
будут истрачены. Но когда это случится, не будет ни денег, ни красных
революционных шаровар, ни боевого коня…
Губернатор предлагает промежуточный вариант. Чтобы состоятельные
собственники могли купить землю, а другие остались бы на арендных
отношениях. Сергей Иванович Шишкин с компанией предлагает второй
вариант: все быстро продать. Он мотивирует это тем, что в этом случае
деньги поступят в областной бюджет.
Здесь вполне понятна политическая подоплека. Кто кого перетянет? На
горизонте маячит предвыборная кампания: сначала Законодательное
собрание, совмещенное с выборами президента, и через полтора года —
выборы губернатора. Не помню, есть ли в уставе ЗС нашей области пункт
о расформировании Законодательного собрания в случае хронического
несогласия между губернатором и ЗС? Кажется, есть. На два
законопроекта губернатор уже наложил вето. Что за этим последует? Но
это из фантастических предположений, о которых никто не говорит:
— Сергей Иванович, близятся выборы в Государственную Думу. Вы
намерены остаться депутатом?
— Прежде чем я приму решение, я должен прощупать температуру своего
избирательного округа. Первый социологический анализ, который мы
провели, показывает, что сейчас имеет смысл идти на выборы. Но
решение я приму в мае — июне, когда буду точно представлять, что
происходит и можно ли будет наполнить избирательный фонд, что очень
важно. Если союзников окажется больше, чем противников, то есть смысл
идти на выборы:
— Но вас, Сергей Иванович, хорошо знают не только в вашем
нынешнем избирательном округе, но и в Иркутске…
— Интересная вещь. У нас здесь открылась общественная приемная.
Сегодня мне представили отчет. Из 25 человек, которые в нее уже
обратились, лишь четверо из моего избирательного округа. Остальные —
из Иркутска. Конечно, сюда из округа не всегда и не всем просто
добраться. Но это говорит еще и о том, что востребованность в депутате
Государственной Думы в Иркутске существует.
— «Чужих» избирателей вы не послали к их избранникам по
известным адресам?
— Ни в коем случае. Для депутата Государственной Думы не должно быть
чужих избирателей. Любой гражданин России, из любого населенного
пункта, может обратиться к любому из 450 депутатов Государственной
Думы. И хотя это затрудняет работу, отказать я не имею права. А
обращений, писем со всех концов страны очень много.